Художник и цирк

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад IV вида № 218

426006 г.Ижевск, ул. Клубная, 31а, тел./факс: 71- 45- 21

____________________________________________________________________

МКС(К)ОУ № 218

Цикл занятий по изодеятельности

«Художник и цирк»

для детей старшей группы

Воспитатель ИЗО:

Головкова Наталья Борисовна.

Ижевск, 2012г.

Цели

Коррекционно- обучающие:

Развитие познавательного интереса к культурно-развлекательным мероприятиям, в частности к цирковому искусству, расширение кругозора детей;

Обогащение и расширение чувственного опыта отражений предметов и явлений реальной действительности, активизация зрительного восприятия, концентрация внимания на отдельных предметах целостной картины мира через знакомство с цирковыми профессиями: акробат, джигит, жонглёр, иллюзионист, канатоходец, клоун, гимнаст, дрессировщик и др., устройством здания цирка, арены и т.д. Знакомство с необходимым для выступлений артистов на арене реквизитом. Предоставление возможности почувствовать значимость каждой профессии в цирке;

Знакомство и ролью художника в создании циркового представления (художник-архитектор, художник-дизайнер, художник по костюмам, художник-гриммёр);

Зрительное восприятие предметов с концентрацией внимания на отдельных деталях.Развитие памяти, мышления, воображения, эмоциональной отзывчивости;

Развитие целенаправленных действий по отражению окружающего.

6. Развитие осмысленного восприятия окружающего:

— формирование операций гнозиса (узнавания), а именно зрительного восприятия разнообразно оформленных предметов;

— формирование системы обследовательских действий, обеспечивающих возникновение адекватного образа предмета в условиях самостоятельного познания и действования в окружающем мире;

— расширение круга представлений о предметах, недоступных или трудных для дистантного восприятия;

- активизация оперирования представлениями.

Развитие творческой самостоятельности детей в создании художественного образа, развитие умений подбирать выразительные средства (материал) для воплощения творческого замысла;

Совершенствование умений изображать на тему: «человек в движении», «здание цирка», «загримируй клоуна», «костюм фокусника», «животные – цирковые артисты» и др.;

Совершенствование практических умений и навыков работы с художественными материалами (бумага, клей, ножницы, восковые мелки, восковая пастель, гуашь, смешанная техника);

Укрепление межпредметных связей:

- обогащение и активизация словаря (антракт, реприза, реквизит, оркестр, арена, манеж, аттракцион, канат, парад-алле, эквилибрист, акробат, джигит, жонглёр, иллюзионист, канатоходец, клоун, гимнаст, дрессировщик, реквизит и др.). Развитие речи;

- ознакомление с цирковой музыкой;

- развитие умения передавать различные эмоции с помощью мимики, жестов.

Коррекционно-развивающие:

Обогащение чувственно-эмоциональных впечатлений о предметах, явлениях, событиях окружающей действительности;

Развитие и закрепление связи между чувственным отражением (впечатлением) и их словесным обозначением.

Активизация зрительной, поисковой деятельности на словесное обозначение на основе имеющегося чувственного опыта;

Расширение опознания предметов по внешнему облику (цвет, форма, величина);

Совершенствование «чувства линии» при отражении общего контура объекта восприятия;

Повышение зрительной различительной способности и тонкой дифференцировке при отражении свойств и отличительных признаков предметов, воспринимаемых в разных условиях;

Развитие и совершенствование прослеживающей функции глаза с фиксацией и удерживанием взора на контуре объекта ( с постепенной тонкой детализацией и дифференцировкой) и удерживанием взора на деталях и частях объекта;

Развитие интеллекта (мышления (памяти, представлений), воображения, речи);

Развитие психомоторных психических образований (общей моторики, речи, понятия схемы человека, зрительно-моторных координаций);

Формирование компенсаторной роли мыслительных операций в процессе чувственного познания (вспомни, сравни, выдели);

Учить детей моделированию: умению создавать из деталей и частей разных предметов новый предмет реальности;

развитию образов воображения.

Способствовать развитию творческих способностей, воображения, творческого мышления;

Развитие коммуникативных психических образований – речи, мимики, «языка движений»;

Развитие самосознания, саморегуляции поведения в социуме.

Воспитательные:

Привлечение внимания детей к цирковому искусству;

Привлечение внимания к профессиям цирка, в т.ч. связанным с понятием «художник»;

Воспитание уважения к труду цирковых и дать прочувствовать значимость каждой профессии в общем, большом деле – ЦИРКОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Воспитание чувства гордости за свой город, цирк

Приобщение к элементарным общепринятым нормам поведения в общественных местах (на экскурсии), правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

Приёмы коррекционно-педагогической работы:

— Совместное с ребёнком созерцание с последующим наблюдением реальной действительности с актуализацией эмоционального сопереживания явлениям действительности (удивление, радость, любование, сопереживание);

— Расширение знаний об окружающем мире, предметах, явлениях (общие сведения о предметах, интересные факты, сведения о месте этого явления в жизни человека, сведения о роли человека и отношения человека к данному объекту);

— Актуализация осязательно-зрительного, слухо-обонятельно-зрительного, двигательно-зрительного способов отражения предметов и явлений;

— Использование дидактических игр типа «Найди отличия и др.»…;

— Расширение о предметах и явлениях окружающего мира;

— Сообщение сведений о предметах и явлениях, образное описание внешнего облика предмета с привлечением имеющегося чувственного опыта детей;

— Расширение видов детской деятельности, обеспечивающих востребованность представлений;

— Воспроизведение образов памяти в изодеятельности, аппликации, лепке для успешного оперирования представлениями;

— Составление и разгадывание загадок;

— Задания на сравнения (зрительный анализ, проговаривание)

Материалы и оборудование

Магнитная доска, ковролиновая доска, интерактивная доска, экран с мультимедийным оборудованием, дидактические пособия и игрыдля индивидуальной и фронтальной работы.

Бумага разных форматов, цветов, картон, фломастеры, масляная пастель, маркеры, гуашь, кисти, клей, ножницы.

Занятия цикла

Занятие 1 «Цирк, цирк, цирк!» Презентация о разных цирках разных стран.

Занятия 2, 3 «Мы – юные архитекторы». Конструирование здания цирка, его украшение. Аппликация

Занятия 4,5 «Профессии цирка». Презентация

Занятия 6,7 «Фокусник-иллюзионист». Костюм, композиция. Масляная пастель

Занятие 8 Интеллектуально-физкультурное развлечение «Фокусы Покуса»;

Занятие 9, 10 «животные – цирковые артисты». Маркер, масляная пастель

Занятие 11, 12 «Расколдуй гимнаста». Художественное конструирование, аппликация

Занятие 13,14,15 «Эмоции. Гримм. Рассмешите клоуна»

Занятие 16,17 «Клоун»

Предварительная работа к открытому занятию «Клоун»

Интеллектуально-физкультурное развлечение «Фокусы Покуса»;

занятие «Расколдуй гимнаста»;

работа дефектолога;

Занятие «Расколдуй гимнаста» (художественное конструирование из бумаги)

Цель: Учить изображать фигуру человека в движении

Задачи:

Образовательные:

— продолжать расширять кругозор детей о цирковом искусстве – дальнейшее знакомство с профессиями цирка (гимнаст под куполом цирка);

— учить детей одному из приёмов изображения человека в движении с помощью форм-заместителей, вырезанных из бумаги и совершенствовать умение выкладывать фигуру человека: головы, туловища, рук и ног;

Коррекционно-развивающие:

— совершенствовать представления детей о формах;

— формировать представления детей о строении человеческого тела;

— совершенствовать аналитическую деятельность при узнавании позы человека с ориентацией на силуэтное изображение;

— активизировать речь детей за счёт обозначения точным словом расположение частей тела человека в определённой позе: голова наклонена (вверху, внизу; туловище наклонено вправо, влево; рука поднята вверх (Опущена вниз, отведена в сторону, согнута в локте); нога согнута в колене (прямая, отведена в сторону, поднята); гимнаст стоит на одной ноге, стоит на руках, завис в воздухе, прыгает, выполняет кувырок;

— совершенствовать поисковую , контролирующую функции зрительной деятельности при выборе необходимых для выполнения работы деталей;

— развивать зрительный контроль за действиями рук при выкладывании фигуры человека из готовых форм;

Воспитательные:

— способствовать развитию творческой активности; побуждать к воссозданию образа циркового артиста;

— развивать творческую самостоятельность детей в создании художественного образа, побуждать подбирать подходящие выразительные средства (материал) для декорирования костюма гимнаста (2 занятие);

— совершенствовать практические умения и навыки работы с клеем, кисточкой, клеёнкой, салфеткой; фломастерами, маркерами (2 занятие).

Оборудование: магнитная доска, карточки с силуэтными изображениями гимнаста

в разных позах для фронтальной и индивидуальной работы;

музыкальный центр; ножницы, клей, кисти, клеёнки, салфетки.

Материалы: лист А4 формата с силуэтным изображением гимнаста (заколдовал

фокусник Покус, осталась тень), детали белого цвета (круг – для

головы, большой овал – туловище, 8 маленьких вытянутых овалов –

для рук и ног (по 2 на каждую);

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад IV вида № 218

426006 г.Ижевск, ул. Клубная, 31а, тел./факс: 71- 45- 21

____________________________________________________________________

МКС(К)ОУ № 218

КОНСПЕКТ

Организованной образовательной деятельности

«Клоун»

Художественное конструирование из бумаги (аппликация)

с детьми старшей группы

Воспитатель ИЗО:

Головкова Наталья Борисовна.

Ижевск, 2012 г.

Цель:

Учить воссоздавать образ представлений о различных позах человека.

Обогащать опыт воплощения творческого замысла.

Задачи:

Образовательные:

— продолжать расширять кругозор детей о цирке;

учить создавать изображение позы человека, используя два приёма: выкладывание форм заместителей с ориентацией на опорные точки;

— уточнять представления о разных позах, способствовать формированию понятия «поза»;

Коррекционно-развивающе:

— способствовать активизации представлений о различных позах человека;

— обогащать зрительный опыт цвето- и формо- различения;

— способствовать обогащению опыта детей с нарушение зрения самостоятельного воссоздания образа памяти;

— активизировать речь детей за счёт обозначения точным словом расположение частей тела человека в определённой позе: голова наклонена (вверху или внизу); нога согнута в колене (прямая, отведена в сторону, поднята); рука поднята вверх (опущена вниз, отведена в сторону, согнута в локте); туловище наклонено вправо, влево; клоун стоит на одной ноге (прыгает, шагает, стоит на руках);

— совершенствовать зрительный контроль за действиями рук при выкладывании фигуры человека из готовых форм.

Воспитательные:

— развивать самостоятельность детей в создании художественного образа, побуждать подбирать подходящие выразительные средства (материал) для воплощения творческого замысла, цветовую гамму;

— совершенствовать практические умения и навыки работы с клеем, кисточкой, клеёнкой, салфеткой.

Оборудование: Экран и проектор, ноутбук, магнитная доска, музыкальный центр;

ножницы, клей, кисточки, салфетки, клеёнки.

Материалы: лист А3 формата с «волшебными» (опорными) точками, детали из бумаги разных цветов, фактур.

Ход занятия:

Этапы

Оборудование

Деятельность

преподавателя

Деятельность детей

Организационный момент. Создание эмоционального настроя в изостудии.

Постановка проблемы

Звучит цирковая музыка, на экране – слайд с изображением цирка

Здравствуйте, ребята!

Рада видеть вас, друзья! Проходите пожалуйста!

Дети входят в изостудию.

Здравствуйте!

Дети встают напротив экрана

Вы знаете, совсем недавно я получила посылку от нашего знакомого клоуна Бим-Бома. В ней были фотографии. Мне они так понравились! Предлагаю и вам посмотреть. Хотите?

Дети: Конечно!

Слайд со всеми фотографиями.

Слайд с карточками. Затем всё исчезает.

Дети и преподаватель смотрят слайды с фотографиями Бим-Бома.

Взгляните, какие замечательные фотографии! Рассмотрите их. Аня, покажи, пожалуйста, клоуна, который стоит на одной ноге с разведёнными в стороны прямыми руками. Дети показывают лазерной указкой на выбранную фотографию. Молодец! Захар, покажи клоуна, который стоит на согнутой в колене ноге и с поднятой над головой рукой. Максим, а ты покажи, пожалуйста, клоуна, стоящего на согнутом колене и вытянул прямые руки перед собой. Катя, а ты, я думаю, сможешь показать клоуна, стоящего на одной ноге с поднятыми вверх руками. Эмиль, покажи, пожалуйста, клоуна, стоящего на двух ногах с поднятой вверх рукой. А ты, Яна, покажи клоуна, стоящего на руках. Молодцы! Вы верно нашли клоуна по описанной позе

Вам понравились фотографии, ребята?

Вдруг фотографии исчезают, вместо них – карточки с опорными точками. Куда же делись фотографии? А я, кажется, догадываюсь, чьи это проделки! А вы догадались?

Ох, уж этот фокусник, заколдовал фотографии. Но прислал нам карточки с волшебными точками.

Ребята, припомните фотографии, которые вы находили, посмотрите на место, где они располагались. Да, там карточки. Они ничего вам не напоминают?

Аня, а тебе ничего не напоминает эта карточка?

И ты, Яна, и ты, Эмиль и остальные ребята, представьте по этой схеме с помощью волшебных точек позу клоуна, покажите место, где располагалась фото, которое вы находили.

Хорошо!

Но и карточки исчезают, «вылетают» за нижний край экрана.

Вы, ребята, так хорошо отгадали позы, что фокусник Покус дарит вам другие карточки, тоже с точками. Теперь, когда вы так хорошо определили все позы, вам будет легко по схеме с помощью волшебных точек воссоздать позу клоуна.

Раздать детям карточки. Мне тоже подарил карточку.

Присаживайтесь за столы.

Да!

Фокусник Покус!

Там карточки с опорными точками

Это клоун

Дети показывают указкой

Листы А3 с опорными

точками и овалом, обозначающим арену цирка; на столах кисти, клей, клеёнка, салфетка

Слайд с перемещающимися «волшебными» точка

Пр: Я тоже хочу изобразить клоуна.

На моём листе овалом обозначена арена и есть «волшебные» точки. Я закреплю на доске лист так, чтобы арена была внизу. А теперь давайте вспомним, что обозначает цвет точек.

Пр: Я рассмотрю положение точек и попробую узнать, позу клоуна. Так, красная точка вверху листа, две зелёные вверху, над головой, одна синяя на арене, другая – отведена в сторону. Мой клоун стоит на одной ноге, другая отведена в сторону, руки подняты над головой. Согласны? Попробую-ка я принять эту позу!

Пр: Молодцы! Мы с вами догадались, в какой позе находился клоун. Теперь вы легко сможете определить позу клоуна и на своих листах. Рассмотрите положение точек и назовите позы клоуна. Захар, опиши позу, которую ты представил, все слушайте внимательно, вдруг у кого-то окажется такая же карточка. Катя….. Молодцы! Вы правильно представили позу! А теперь встаньте, попробуйте принять позу.

Пр: Молодцы! Все догадались! Чтобы за работу взяться, предлагаю вам размяться: давайте немножко поиграем! Встаньте, пожалуйста, у доски. Попробуйте принять позу по «волшебным» точкам, которые вы видите на экране.

Игра повторяется 2-3 раза.

Пр: Здорово у вас получилось.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст