Художественная связь времен война современность патриотизм

Художественная связь времен: война, современность, патриотизм…

«От того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу своих отцов и дедов, — писал замечательный педагог, ветеран Великой Отечественной войны В.А.Сухомлинский, — зависит его нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на благо Родины. Я добивался того, чтобы сердце ребенка учащенно забилось при мысли, что на этом вот холмике, где мы сегодня трудимся, пролил свою кровь герой. Чувства утверждают убеждение: труд на родной земле для блага Родины – это великое счастье, за которое люди шли на смертный бой. В сокровенных уголках детского сердца пробуждается голос совести: ты идешь под ясным солнцем, смотришь на голубое небо только потому, что под тополями и березами, под дубами и яблонями лежат те, кто сохранил для тебя жизнь…Важно, чтобы героический подвиг учил жить, пробуждал в детском сознании первые гражданские убеждения».

Школа, по самой своей социальной сути являющаяся звеном связи поколений, многое может сделать и многое делает по развитию и укреплению памяти и ответственности у идущих вслед за ветеранами Великой Отечественной. Немалый вклад в это общее дело вносят учителя-словесники.

Крайне важно не «заформализовать» проводимую работу, не свести ее к «отчетным» мероприятиям и урокам. Она только тогда станет по- настоящему действенной, когда вызовет у наших воспитанников чувство живой сопричастности ныне уже отдаленным событиям военных лет, судьбам людей, в них участвовавших. Все дальше и дальше уходят от нас годы войны. Выросло не одно послевоенное поколение, знающее о ней только по фильмам и книгам, по рассказам старших. Родившиеся в победном году давно окончили школу. За партами сидят уже правнуки тех, кто воевал…

Воспитание достойной смены, которая должна стать прочным, надежным звеном в цепи поколений, — важная задача школы. Она особенно актуальна в наши дни, когда искажаются многие исторические факты, сознательно приуменьшается роль России в важнейших исторических событиях мирового масштаба. Остро назрела необходимость воспитания у подрастающего поколения бережного отношения к историческому и культурному наследию нашей страны, без которого невозможно духовно-нравственное возрождение России.

Сегодня военная тема в литературе воспринимается как глубоко современная. Потому уже, что во время войны обнажились коренные, сущностные устои жизни, до конца обнаруживалось, чего стоит человек, что может он. Проблематика произведений о Великой Отечественной войне органично связана с рядом вопросов, актуальных для современного общества.

Как известно, «военная» проза прошла в своем развитии несколько этапов, каждый из которых не только открывает нам мир и характер человека на войне, но и помогает понять сущность его взглядов, поступков и устремлений, объясняет причины подвига и предательства, то есть силы и слабости духа человека, цену победы в страшной борьбе, а самое главное – высокие понятия: патриот, гражданин страны.

Первые произведения о Великой Отечественной войне были созданы в годы самой войны. Это «Народ бессмертен» В. Гроссмана, «Молодая гвардия» А.Фадеева, «Василий Теркин» А.Твардовского и другие. Книги открывают для ребят не только мир лишений, смертей, неслыханных страданий, но и дают примеры крепости человеческого духа, благородства, взаимовыручки, исполнения долга.





Очень важен процесс знакомства с литературой послевоенного периода, где особое место занимают книги В.Некрасова «В окопах Сталинграда», Э.Казакевича «Звезда», В.Пановой «Спутники» и другие. Необходимо совмещать художественную литературу с документальными источниками, воспоминаниями солдат, их письмами, дневниками… Опыт писателей-фронтовиков – самый достоверный, а потому и самый ценный. Так на рубеже 60-х годов 20века появляется «лейтенантская» проза, которая принесла в литературу о войне знания и чувства непосредственных участников сражений. Это Ю.Бондарев, К.Воробьев, Е.Носов, В.Быков, В.Кондратьев, Г.Бакланов и другие. Главное в этом этапе «военной» прозы было проникновение «внутрь» фактов, изображение событий и людских судеб в их противоречивой сложности.

О человеке на войне хорошо сказал В.Быков: «Чаще всего я говорю не о героях и не о возможном с их стороны героизме. Я говорю просто о человеке. О возможности для него – и в самой страшной ситуации – сохранить свое достоинство. Если есть шанс – выиграть. Если нет – выстоять. И победить, пусть не физически, но духовно».

Не могут оставит нас равнодушными произведения А.Адамовича и Д. Гранина с многочисленными персонажами «Блокадной книги», душераздирающие рассказы С.Алексиевич «У войны не женское лицо», Ю.Бондарева «Горячий снег» и другие. «Проза лейтенантов» включена в программы по литературе для средних общеобразовательных учебных заведений в своем большинстве обзорно, останавливаясь подробно на некоторых произведениях о Великой Отечественной войне по выбору учителя, поэтому необходимо учитывать, что в творчестве Ю.Бондарева, В.Быкова, К.Воробьева, Вяч. Кондратьева очень точно определен угол зрения на войну и воюющего человека. Роман Ю.Бондарева «Горячий снег» соединил два взгляда на войну («окопную» и «масштабную» правду).

И характерно: все чаще появляются произведения, так сказать, «чисто беллестрические», которые стремятся подчеркнуть свою близость к документальной правде. Такова, к примеру, повесть Д. Гранина «Еще заметен след…» с воссозданными в ней – очень убедительно – фронтовыми письмами. Тяга к «документальной обеспеченности фактов искусства» тематически значительно шире книг о минувшей войне и характерна она не только для литературы. Часто эту тенденцию пытаются объяснить «особенностями» мышления человека конца 20 – начала 21 века, ставят в связь с лавинным ростом информации, развитием новых форм искусства, в частности документального телевидения и т.п. И все же главное – не в технических достижениях современности, а в возрастающей роли исторической памяти в нашей жизни.

Непосредственных участников и свидетелей событий войны становится все меньше. Проблема сохранения памяти о войне приобретает в нынешних условиях особый нравственный смысл. Мы помним, как спешил со своими поисками неизвестных героев самых последних дней С. Смирнов, как неустанно повторял К.Симонов, обращаясь к себе и своим коллегам: «Успеть записать!» и все-таки многого не успел…

То, что не доделано и не будет сделано в самые ближайшие годы – не записано, не зафиксировано,- уходит практически безвозвратно. Можно еще отыскать какие-то документы, еще раз обратиться к мемуарам, письмам и т.п., но живые голоса людей из войны уже не воссоздать. Проблема исторической памяти очень непроста. Время вносит в нее свои коррективы, сдвигая – порой невольно – акценты. Политические и нравственные уроки битвы с фашизмом огромны и необходимы. Пусть в преддверии Дня Победы наши дети напишут сочинения «Война в судьбе моей семьи», запишут рассказы о войне, о работе, о военном быте всех, переживших это время. Рассказы не только героев, ветеранов войны и труда, но и школьников военных лет – об их учебе и работе, об их играх и полуголодном быте. Нынешние сытые благополучные ребята должны знать и цену куска военного хлеба и котелка картошки…

Все это явится немаловажным вкладом в патриотическое, гражданское, нравственное воспитание юного поколения, достойного славы своих отцов и дедов.

Литература

Бочаров А.Г. Человек и война. – М.,1978. – с.15.

Слово и концептуальная модель мира в литературе о Великой Отечественной войне. – Липецк, 2000г.