Христианские образы в музыке

Муниципальное образовательное учреждение

средняя образовательная школа №56

ст. Варениковская

Разработка интегрированного урока музыки и

основ Православной культуры.

«Христианские образы

в музыке».

7 класс

Автор: Новикова

Любовь Михайловна

учитель музыки и ОПК

высшей категории.

2010 год.

Задачи: создать особую атмосферу для общения с искусством, для размышления над главными жизненными вопросами; приобщить детей к красоте духовной музыки, познавая ее духовно-нравственные ценности; познакомить с лучшими образцами духовной музыки; обогатить интонационно – слуховой опыт; воспитывать любовь и уважение к христианской культуре.

Ход урока

Здравствуйте.

-Скажите, пожалуйста, о чем мы с вами говорим в этой четверти?.

( О музыкальном образе)

-А что такое музыкальный образ? С какими образами вы познакомились?

(дети называют музыкальные образы и произведения, с которыми познакомились). (слайд1)

-Сегодня мы продолжим знакомство с музыкальными образами. О каком же образе пойдет сегодня речь? Я думаю, что вы в конце урока сможете сами сделать вывод.

Звучит «Легенда» П. И. Чайковского (слайд2) на стихи А. Плещеева в исполнении В. Преснякова. (слайд3)

- Учитель «… Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и… уже не было видно людей. Студент подумал, что если женщина заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему – к обеим женщинам, к нему самому, ко всем людям. Женщина плакала потому, что Петр (любимый ученик Христа) ей близок, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра».

Чем близки рассказ А.П.Чехова, отрывок из которого вы услышали, и песня «Легенда» прозвучавшая в исполнении В. Преснякова?

Дети: Они рассказывают о самом позорном деянии человека, о неискупленном грехе предательства.

Учитель: Только ли сюжет их сближает? В чьих сердцах находит отклик эта история?

Дети: В сердцах женщин, студента, современного певца В. Преснякова.

Учитель: А имеет ли эта история отношение к нам?

Дети: До сих пор в мире живет неблагодарность, унижение, предательство – страшные пороки человечества, ради которых и отдал свою жизнь Христос.

Учитель: И в этих произведениях поднимаются вечные вопросы, в них соединилось прошлое и настоящее. Давайте и мы обратимся к себе, к своей душе. И поможет нам в этом песня П. И. Чайковского на слова А. Плещеева «Легенда».

Вокально – хоровая работа над песней «Легенда».

Учитель: ( слайд 4) Евангелие рассказывает, что после Тайной вечери – тайной трапезы Иисуса и его учеников (слайд 5) в Гефсиманском саду, средь олив, в ночной тьме он молился «…о том, чтобы силы не покинули его в сей час». По характеру эта молитва близка псалму «Да исправится молитва моя», который так же известен под названием «Жертва вечерняя».



(слайд6)Псалом – это священное песнопение, в котором выражены чувства человека, обращенные к Богу: это и прославление Бога, и благодарение, и покаяние. Книга псалмов называется «Псалтирь». (слайд 7) Создал псалмы царь и пророк Давид — псалмопевец. Самое популярное изложение этого канонического текста создано П. Чесноковым,(слайд8) сейчас вы услышите фрагмент этой молитвы. Вслушайтесь, чем поражает эта музыка?

Звучит «Жертва вечерняя» П. Чеснокова.

Учитель: Чем поражает эта музыка? Какое основное чувство выражено в ней?

Дети: Глубокая скорбь.

Учитель: Как вы думаете, в чем ее духовная красота?

Дети: Она затрагивает струны нашей души, помогает понять, что предательство – самый страшный порок человека.(слайд9)

Учитель: А как вы думаете кому было тяжелее всего наблюдать за сценой распятия Иисуса? (слайд10)

Дети: Его матери Деве Марии.

Учитель: А как еще называют Деву Марию?

Дети: Пресвятая, Богородица.



Учитель: Да, Богородица одна из самых почитаемых святых . Она считается заступницей Руси. Давайте мы посмотрим на икону Казанской Божьей Матери ( слайд 11 ) . Что испытываете вы, глядя на нее?

Дети: Она красивая, наполненная светом, любовью.

Учитель: Лиричность, просветленность и отрешенность – главные черты, характерные для изображения Богородицы на русских иконах. Богоматерь на русских иконах всегда в печали, но печаль бывает разной: то скорбной, то светлой. Всмотритесь, какой печали преисполнена Казанская Божья Матерь?

Дети: Может быть светлой.

Учитель: Однако всегда Богоматерь исполнена душевной ясности, мудрости и духовной силы. Посмотрите, Она торжественно «являет» Богомладенца миру, поклоняется ему и кротко смиряется с неизбежностью жертвы. Она полна благоговения. Икона Казанской Божьей Матери особо почитаемая на Руси, она чудотворная. Вот уже четвертый год у нас в стране 4 ноября отмечается праздник народного единства и этот же день является днем иконы Казанской Божьей Матери.

- Почему эти праздники отмечаются в один дань?

Дети: Потому что в этот день к ополченцам Минину и Пожарскому (слайд12)прибыл из Казани отряд подкрепления вместе с иконой. Греческому архиепископу Арсению, плененному в Кремле поляками, было явление преподобного Сергия Радонежского, сообщившего, что молитвами Божией Матери город будет избавлен от врагов.22октября (4ноября) 1612 года поляки были выбиты из Китай-города и сдали Кремль.



Учитель: Назовите мне, пожалуйста, тип изображения иконы?

Дети: Икона Казанской Божией Матери относится к типу «Одигитрия», что означает «Путеводительница».(слайд13)

Учитель: В настоящий момент эта икона находится в Казанском петербургском соборе . И когда идет служба, к ней обращаются взоры верующих, взывая: «Заступница усердная, Мати Господа Вышнего, за всехъ молиши Сына Твоего Христа Бога нашего… всемъ полезная даруй и вся спаси…» Этот канонический текст получил прекрасное воплощение в музыке русского композитора П. Чеснокова. Проникнитесь в духовную красоту этой музыки, наполнитесь мудростью и духовной силой.(слайд14)

Звучит «Заступнице усердная» П. Чеснокова.

Учитель: Каким качеством обладает духовно – церковная музыка?

Дети: Она не противоречит внутреннему состоянию каждого человека. Своим внутренним покоем и гармонией направляет мысли и чувства, сосредотачивая их на самом значимом в жизни.

Учитель: А теперь давайте определим музыкальный образ произведений с которыми мы сегодня познакомились. Можно ли их объединить ?

Дети: Да, эти произведения объединяет один музыкальный образ «христианский». (слайд 15)

Учитель: А в чем же заключается суть христианства? Чему оно нас учит?

Дети: Любви, добру, милосердию, состраданию.

Учитель: Вы совершенно правы. И я предлагаю наш урок закончить песней Надежды Тананко – преподавателя краснодарской общеобразовательной школы . Называется она «Только добротой сердец»

Дети исполняют песню «Только добротой сердец».