Христианские мотивы в лирике Лермонтова

Галичкина Ирина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 21» г. Энгельса

Интегрированный урок по теме:

«Христианские мотивы в лирике Лермонтова»

Класс: 9

Предмет: литература, основы православной культуры

Тип урока: комбинированный

Цель: Проследить развитие христианской тематики в стихотворениях Лермонтова

Задачи:

осмысление понятия «христианские мотивы»;

изучение христианской тематики в ранней и поздней лирике Лермонтова, в его стихотворениях-молитвах;

приобщение к духовно-нравственным ценностям православной культуры;

вовлечение в исследовательскую деятельность;

обогащение мира личности духовным и поэтическим наследием.

Оформление: мультимедиапроектор – презентация темы в ИКТ режиме, на доске: портрет Лермонтова, плакат-эпиграф «Как я любил, за что страдал, Тому судья лишь Бог да совесть. М.Ю. Лермонтов», карточки с эпитетами, характеризующими личность поэта, и названиями изучаемых стихотворений – открываются в течение урока, текст Великопостной молитвы Ефрема Сирина и стихотворения Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны» распечатан, разложен на партах, сборники стихотворений Лермонтова.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент и введение в тему

- Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению лермонтовского наследия. Читаем на слайде презентации: Тема урока «Христианские мотивы лирики Лермонтова». Мы читали и анализировали стихотворения Лермонтова. Какие мотивы его поэзии вы можете назвать?

А какие мотивы называются христианскими? Что мы сегодня будем исследовать?

Христианские – связанные с Христом, с верой в Бога-Творца. Мотивы — характерные для поэта лирические темы или комплекс чувств и переживаний. Мы постараемся увидеть, как отражается вера в Бога в стихотворениях Лермонтова. (читаю цель урока на слайде)

— А каким вы увидели личность поэта Лермонтова? Подберите эпитеты. (открываю карточки на доске)

Ученики отвечают: мотив одиночества, любовные мотивы, тема Родины, тема поэта и поэзии.

Противоречивый – религиозный

– борющийся

– страдающий – пытающийся понять непознанное

2.Проверка знаний учащихся

Н.А. Бердяев назвал Лермонтова “самым религиозным из русских поэтов”. «Лермонтов не был никогда религиозным человеком», — утверждали многие литераторы, критики, академики. Мы попробуем сегодня это доказать или опровергнуть. Христианские мотивы в творчестве М.Ю. Лермонтова – это очень глубокая и многогранная тема. Она включает в себя религиозные, библейские мотивы, богоборческую и демоническую темы. Заранее классу было предложено прочитать ряд стихотворений Михаила Юрьевича христианской тематики и почувствовать разницу в образах лирического героя.

– 1) В каких стихотворениях лирический герой верит в Бога, обращается к нему за помощью с верой и молитвой? Процитируйте.

— 2) В каких поэт обращается к библейским сюжетам?

— 3) А где лирический герой, не отвергая Бога, говорит, что живёт не по его законам, вступает с ним в противоречия, борьбу?

— 4) Где присутствует демоническое начало, когда главенствующими в мире поэт видит силы зла?

(Учитель добавляет, комментирует)

Называют стихи, зачитывают строки: 1)«Молитва» 1839, «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива»; 2) «Кладбище» — гимн Творцу, «Ветка Палестины»; 3) «Молитва» 1829; «Выхожу один я на дорогу»; 4) «Мой Демон», «Я не для ангелов и рая»

3.Ознакомление с новым материалом

Бог для Лермонтова — абсолютная реальность. Но отношение к нему однозначно определить трудно. После Лермонтова, — как значится в описи его имущества, — осталось «четыре образа и серебряный нательный крестик, вызолоченный с мощами». Существует рассказ о том, что Лермонтова, печоринствующего отрицателя, злого Лермонтова, один из его товарищей застал однажды в церкви. Он молился на коленях.

Таким же тайным молитвенником, явным отрицателем, был он и в жизни, и в поэзии. Быть может, ни у одного из русских поэтов поэзия не является до такой степени молитвой, как у Лермонтова, но эта его молитва — тайная.

Звучит песня на стихи М.Ю. Лермонтова “Ангел” (меняются слайды).

- Какие чувства овладели вашими душами, когда вы слушали эту песню? Как вы думаете, какие обстоятельства жизни поэта вдохновили его на создание стихотворения “Ангел”?

Субботина А. раскрыла содержание стихотворения. - Подумайте, почему М.Ю. Лермонтов назвал стихотворение “Ангел”?

“Ангел” – едва ли не единственное в ранней лирике стихотворение, в котором противоречие между землей и небом, действительностью и мечтой смягчено; стихотворение пронизано музыкой, оно само звучит как песня, исполненная “простых и сладких звуков

Белинский счел стихотворение незрелым, не обнаружив в нем “лермонтовского элемента” – высоко ценимого им критического начала.

- Что вы знаете об ангелах? Я просила вас заранее посмотреть значение слова в Толковом словаре. - Какое значение имеют следующие словосочетания: ангел-хранитель, ангел во плоти, ангельский голос, день Ангела?

,

Комментарий ученицы к слайдам: реальной основой поэтического видения “небесной родины” послужили воспоминания поэта о матери и ее песнях, слышанных в младенчестве. Ангел несет живую душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поет песню; душа не запомнила этой песни, но ощущение песни, память о песне остались. И вот – земные песни не могут заменить ей тех небесных звуков. Душа в земной юдоли томится, вспоминая о них.Но разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути?! Эти стихи положили на музыку более 30 композиторов, в том числе А.Е. Варламов, А.Г. Рубинштейн, С.В. Рахманинов, Н.А. Римский-Корсаков и др.

Вестник Бога.

Защитник, тотто оберегает от бед; совершенство; неземной, сладостный; праздник души.

4.Ознакомление с новым материалом и обсуждение

5.

Это было юношеское стихотворение, поэту нет и 17. Далее Лермонтов сосредоточен на вопросах веры, Божиего суда, спасения, вечного блаженства, возможности примирения в человеке духовного и телесно-чувственного начал – все это центральные в его миросозерцании вопросы. Они мучили его, ибо в пределах своего опыта он не мог до конца разрешить их. Я, веруя твоим словам,Глубоко в сердце погрузился,Однако же нашел я там,Что ум мой не по пустякамК чему-то тайному стремился.К тому, чего даны в залогС толпою звезд ночные своды,И что б уразуметь я могЧерез мышления и годы.

История познания продолжается в стихотворениях “Ночь”, “Исповедь”, “Я не для ангелов и рая…” Это вехи лермонтовского самопознания, напряженного, неустанного. Настоящую его цель писатель объяснит позже, в “Герое нашего времени”: “Только в этом высшем состоянии самопознания человек может оценить правосудие Божие”.

Однако противоречие между “человеком внутренним” и “человеком внешним” остается в Лермонтове острым и драматичным. Я не для ангелов и раяВсесильным богом сотворен;Но для чего живу, страдая,Про это больше знает он,Как демон мой, я зла избранник,Как демон, с гордою душой,Я меж людей беспечный странник,Для мира и небес чужой;Прочти, мою с его судьбоюВоспоминанием сравниИ верь безжалостной душою,Что мы на свете с ним одни.

Совсем недавно мы размышляли над философской лирикой А.С. Пушкина и также отмечали религиозные стороны его творчества. — Близок ли пушкинский путь искания смысла жизни лермонтовскому? В чем сходство и в чем своеобразие каждого из них?

Заранее я попросила проследить в некоторых стихотворениях Пушкина и Лермонтова частоту употребления слов, наиболее повторяющихся.



Таким образом, А.С. Пушкин сохранил доверие к жизни, цель которой состояла в героическом и гражданском служении идеалам “вольности святой». В иной духовной ситуации оказывается герой Лермонтова. Искание цели и смысла жизни никогда не покидает его. Для героя Лермонтова цель жизни – “неизъяснимая”, “безвестная”, может быть, “печальная” и “страшная”, но всегда “желанная”.В поздней лирике Лермонтова искание смысла жизни уступает место сознанию осуществленности своей судьбы, того пути, который, бесспорно, есть и по которому идет герой.В лермонтовской поэзии мотив счастья преображается в мотив его невозможности и несбыточности.Страдание – это основная психологическая характеристика “лермонтовского человека”.

Выступление ученицы: Особое значение для Лермонтова приобретает тема “демонизма”, намеченная в стихотворениях Пушкина “Демон” (1823) и “Ангел” (1827), но не занявшая в творчестве Пушкина значительного места. Эту тему Лермонтов развивает на протяжении почти всей жизни.Полемичны “Пророк” Пушкина и “Пророк” Лермонтова. В стихотворении последнего вместо “гласа Бога” герой слышит презрительный и насмешливый голос толпы, утверждающей свое мнимое превосходство.Характерный для Пушкина поэтический культ дружбы почти отсутствует у Лермонтова.

Выступление ученицы: При сравнении частотного словаря языка Пушкина и Лермонтова можно отметить, что есть слова, которые чаще встречаются у Лермонтова, чем у Пушкина: “страдание”, “грустить”, “зло”, “проклятье”, “рана”, “отчаянье”, “обман”, “стыд”, “смерть”, “ад”, “рай”, ангел”, “храм”. Анализируя эти группы слов, можно увидеть устойчивые лейтмотивы в лирике Лермонтова.

Для Лермонтова же страдание с самого начала было естественным, необходимым психологическим состоянием, к которому он стремился, которое он искал и, наконец, открыто призывал: “Я жить хочу! Хочу печали, любви и счастию назло… что без страданий жизнь поэта?”; “Хочу любить, – и небеса молю о новых муках”.

6.Беседа,обсуждение нового

- Если нам плохо, нужна помощь, мы, сами того не осознавая, обращаемся за помощью к Богу. Как называются такие слова? – Молились ли вы? Какие молитвы знаете?

Молитва есть словесное выражение живого богообщения. Перед вами на партах листочки с тектом Великопостной молитвы Ефрема Сирина. Господи и Владыко живота моего,Дух праздности, уныния, любоначалияИ празднословия не даждь ми,Дух же целомудрия, смиренномудрия,Терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.Ей, Господи, Царю, даруй ми зретиМоя прегрешения и не осуждати брата моего,Яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Эта молитва была написана много лет назад, в IV веке, – из такой глуби веков она дошла к нам благодаря тому, что из года в год повторялась за церковным богослужением. Молитва Ефрема Сирина читается в дни Великого поста. Это по преимуществу молитва покаяния. Она вдохновила Пушкина на одно из лучших его стихотворений.

Отцы пустынники и жены непорочны,Чтоб сердцем возлетать во области заочны,Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,Сложили множество божественных молитв;Но ни одна из них меня не умиляет,Как та, которую священник повторяетВо дни печальные Великого поста;Всех чаще мне она приходит на устаИ падшего крепит неведомою силой:Владыка дней моих! Дух праздности унылой,Любоначалия, змеи сокрытой сей,И празднословия не дай душе моей.Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,Да брат мой от меня не примет осужденья,И дух смирения, терпения, любвиИ целомудрия мне в сердце оживи.

Автор воспетой поэтом молитвы – преподобный Ефрем Сирин – жил в Сирии (отсюда и его прозвание Сирин) и был одним из пустынников, о которых говорит Пушкин в первой строке стихотворения.

Различные состояния души, различные грани познания отражались в молитве. Потребность «говорить к Богу», открываться ему в том или ином жизненном положении, душевном состоянии присуща едва ли не всем русским поэтам. В творчестве Лермонтова три стихотворения с одноименным названием: “Молитва” – 1829, 1837, 1839 годы.

Попробуем осмыслить эти произведения: что волновало поэта, каким предстает лирический герой, какие молитвы нашли отражение в лермонтовских “Молитвах”?

Сам Лермонтов только три своих стихотворения назвал «Молитвами». Но многие исследователи его творчества, особенно дореволюционной поры, определяют как молитвы ещё некоторые его стихотворения, количество которых варьируется.

«Ангел»

“Когда волнуется желтеющая нива”:

«Ветка Палестины»

Ему становится доступна и близка святыня, на которой надолго задерживается его задумчивый, умиленный взгляд:

Заботой тайною хранима

Перед иконой золотой

Стоишь ты, ветвь Ерусалима,

Святыни верный часовой!

Прозрачный сумрак, луч лампады,

Кивот и крест, символ святой…

Всё полно мира и отрады

Вокруг тебя и над тобой.

Лермонтов и богоотверженному Демону («Мой Демон») дает пережить подобное состояние:

Неизъяснимое волненье

В себе почувствовал он вдруг.

Немой души его пустыню

Наполнил благодатный звук -

И вновь постигнул он святыню

Любви, добра и красоты…

…Прикованный незримой силой,

Он с новой грустью стал знаком;

В нем чувство вдруг заговорило

Родным когда-то языком.

Однако противоречие между «человеком внутренним» (или духовным) и «человеком внешним» (или душевно-телесным) остается в Лермонтове острым и драматичным. Оно отразилось и в стихотворении «Выхожу один я на дорогу»:



Противоречию этому не суждено было разрешиться в пределах краткой жизни поэта. Оставалась возможность принять его как испытание свыше и пронести достойно

Ответы на вопросы: Молитва.

«Господи помилуй» «Отче Наш»

Выступления 3 учащихся, интерпретация стихотворений Лермонтова “Молитва”.

Выступление учащегося: Самопознание раскрывало «человека внутреннего», просветляло взор. В эти мгновения, превыше всего ценимые Лермонтовым, освобожденный от чувственных томлений, мятежных желаний, от шума и однообразия внешней жизни «человек внутренний» обретает покой и способность к высшим созерцаниям, как в строках стихотворения“Когда волнуется желтеющая нива”: Тогда смиряется души моей тревога

Тогда расходятся морщины на челе,

И счастье ч могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога…

Выступление учащегося: Сначала духовное восхождение «Я ищу свободы и покоя». На высотах горных покой и свобода сливаются воедино, на что указывает откровение и православное Предание.

Туда и влечется «человек духовный» у Лермонтова; это религиозно-метафизическая вершина и лирическая кульминация всей речи поэта.

Если приведенная строка изъявляет волю к абсолютному благу, то уже в следующей:

Я б хотел забыться и заснуть! -

напряжение падает;

«Песнь восхождения» сменяется интонацией нисходящей. Следуя желаниям «человека телесно-душевного», поэт спускается с горных высот в тихие долины. Там вечность осязаемо длится в чередовании дня и ночи, зримо хранится в темной зелени дуба, там сладкий голос, лелея слух, поет про любовь. Человек хочет забыть о своем высшем предназначении и раствориться в безмятежном блаженстве тварной природы.

Закрепление

Прочитайте высказывание Ключевского и выскажите своё мнение: « Преобладающее настроение поэзии Лермонтова Ключевский определил как христианскую грусть. Однако у Лермонтова грусть “становилась художественным выражением того стиха молитвы, который служит формулой русского религиозного настроения: «да будет воля твоя». Никакой христианский народ своим бытом, всею своею историей не прочувствовал этого стиха так глубоко, как русский, и ни один русский поэт доселе не был так способен глубоко проникнуться этим народным чувством и дать ему художественное выражение, как Лермонтов»

Стихотворения-молитвы Лермонтова тоже отражают противоречивость его религиозных взглядов и отличаются своеобразием авторской позиции. «Молитва» 1829г.- это мольба-спор лирического героя с Господом. «Молитва» 1837 г. — чистое молитвословие и в то же время шедевр любовной лирики: лирический герой молит о счастьи любимой женщины, хотя сам он «странник с пустынной душой». «Молитва» 1839г. — это отдохновение поэта, светлая грусть и надежда. «Когда волнуется желтеющая нива» - это единение с Богом, растворение в мире природы, а стихотворение «Выхожу один я на дорогу» — итог, философское размышление о жизни. -

Ответы учащихся



Подведение итогов

Сегодня мы только приоткрыли страницы поэзии Лермонтова. Впереди поиски осмысления этой непростой темы.Знакомство с творчеством поэта показало нам, что трагические сомнения и поиски смысла жизни не лишали его веры в светлый Высший мир, в жизнь бесконечную, из высот и далей которой земная жизнь выглядит лишь кратким эпизодом…Веры вам, неустанного поиска смысла жизни, обретения истины и духовного восхождения!