Храмы- творения мастеров

Тема урока: «Храмы – творения мастеров»

Любила строить храмы Русь –

В них духа взлёт и благородство…

(И. Пашков)

Цель урока:

Показать учащимся, что храмы –высшее творение мастеров, невозможно было создать без работы сообща (соборно)

Задачи урока.

формировать представление о культурном и историческом единстве России и российского народа.

развивать исследовательские навыки, аналитические способностиобразности и логическое мышление учащихся.

обогатить эстетический, культурный, речевой, лексический опыт учащихся.

духовно-нравственное, эстетическое и патриотическое воспитание учащихся.

воспитывать уважение к национальной культуре и культурному наследию русского народа.

Тип урока: интегрированный урок (с элементами истории, литературы, русского языка, ОПК ).

Форма урока: (урок-практикум, урок-исследование, урок- экскурсия).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, системный блок, монитор, медиапроектор, экран, СД-диск с презентацией к уроку.

Основные понятия и нравственные категории: одухотворение, соборность

Ход урока.

Присоединение к теме.

Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас на сегодняшнем занятии. Я вижу, ваши серьезные глаза, которые с любопытством смотрят на меня и наших гостей, я слышу, как вы рассуждаете, спорите со мной, я чувствую радость от встречи с вами.

На сегодняшнем занятии мы продолжим вести разговор о деле и слове ремесленника, а о чем именно мы будем говорить, рассуждать вы мне скажете сами.

Когда я с изумлением смотрю

На эти древнерусские соборы,

Я вижу с них, подобно звонарю,

Родных лесов и пажитей просторы.

Не чад кадил, не слепоту сердец,

Взалкавших недоступного им рая,

А творчества слепительный венец,

Вознёсшегося, время попирая.

- О чем же пойдет речь?

Сл.1(ответы учащихся)

- И наша задача на сегодняшнем занятии освоить основные правила ремесленного мастерства при создании храмов – высшего творения мастеров.

II. Основная часть

1. Работа с текстом учебника

А) Подготовительная часть

-Невозможно представить себе современный русский город или посёлок без храма. Эти особенные, неповторимые и вместе с тем близкие каждому человеку сооружения всегда были главным украшением городских и сельских пейзажей России.

- Как называются храмы нашего села?

СЛ.2 ответы учащихся

-Какие знаменитые храмы вы знаете?

Сл.3 (ответы учащихся)

- Кто из вас знает, когда возник первый храм и как он называется?

(Ветхий Завет, пророк Моисей, скиния)

Мастера знали, что прообраз первого храма (скинии) описан в Библии.

Сл.4

Б) Работа с текстом учебника

«Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя; и обложи чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; сделай наверху вокруг его золотой венец (витый);

И вылей для него четыре кольца золотых, и утверди на четырех нижних углах его: два кольца на одной стороне его. Два кольца на другой стороне его.

Сделай из дерева ситтим шесты и обложи их (чистым) золотом;

И вложи шесты в кольца, по сторонам ковчега, чтобы посредством их носить ковчег;

В кольца ковчега должны быть шесты и не должны отниматься от него.

И положи в ковчег откровение, которое Я дам тебе».

- Согласно тексту Священного Писания, строительные материалы, их качество, цвет, размеры, символические изображения и храмовые предметы – все это согласно Библии, определено самим Богом. Какой же вывод напрашивается из вышесказанного?

(при возведении любого, даже самого скромного храма, без искусных мастеров не обойтись)

-Какие мастера могли создать ковчег, который описан в Библии?

(ответы учащихся)

2.Работа в тетради

-Скажите, ремесленники, каких специальностей нужны для возведения храма?

(ответы учащихся)

Сл.5 Работа в тетради с.33.

Проверка выполнения работы

(зодчие (архитекторы) — строили же, как было заведено на Руси, не по проектам и чертежам, а по традициям, которые устно передавались из поколения в поколение.

Сл.6 Но, вот например, что проект Преображенской церкви, что на о.Кижи всё-таки был. И автором его был Петр Великий: проплывая мимо острова, он увидел, что мужики готовятся заложить храм, причалил к берегу и тростью нарисовал на земле план будущей церкви.

Сл.7-10 каменотесы, каменщики, кузнецы, плотники (Высота Преображенской церкви составляет 37 метров, а ещё она имеет небывалое количество куполов — 22. Срублена она, включая купола и крест, из дерева, без гвоздей, при помощи топора и долота. Кстати, долгая жизнь кижских церквей как раз объясняется тем, что они возведены без применения пилы — обработка дерева топором не нарушает его структуру, поэтому церкви не разрушаются.), кровельщики, стекольщики, мастера колокольного дела, золотошвейки, вышивальщицы, портные, ювелиры и т.д.)

Ресурсный круг.

А) Подготовительный этап.

Возведение храмов — важнейшее творение мастеров.

Считается, что храм возводится соборно – многими людьми, в любви и согласии.

Вот, например, Преображенский храм на острове Кижи был возведен в 1714 году на народные деньги. Строила его артель заонежских плотников, а помогала им вся округа.

Сл.11- Или вот всем вам известный храм Покрова на Красной площади в Москве, наиболее известный как храм Василия Блаженного.

Русские зодчие создали этот великолепный памятник в XVI веке по приказу Ивана Грозного в честь взятии я русскими войсками Казани на площади, против Спасских ворот. Он, расписанный «травами и цветами» был так красив, что и площадь перед ним народ назвал Красной, то есть красивой, прекрасной. Собор был назван Покровским в честь праздника Покрова, праздника защиты от внешних врагов. Мастера, создавшие Покровский собор, собрали в одном сооружении всё богатство русского зодчества, чтобы подтвердить неистребимую самобытность народного искусства и передать его далёким потомкам.

(Из путеводителя)

Об истории создания этого храма, о его зодчих и их судьбе написал поэму Дмитрий Кедрин. Эта поэма легла в основу песни с одноименным названием «Зодчие». Внимательно послушайте, пожалуйста, отрывок этой песни.

Вкл.песню «Зодчие» Дм. Кедрин.

Государь приказал.

И в субботу на вербной неделе ,

Покрестясь на восход,

Ремешками схватив волоса,

Государевы зодчие

Фартуки наспех надели ,

На широких плечах

Кирпичи понесли на леса.

Мастера выплетали

Узоры из каменных кружев,

Выводили столбы

И, работой своею горды,-

Купол золотом жгли,

Кровли крыли лазурью снаружи

И в свинцовые рамы

Вставляли чешуйки слюды.

И уже потянулись

Стрельчатые башенки кверху,

Переходы,

Балкончики,

Луковки да купола.

И дивились учёные люди, -

Зане эта церковь

Краше вилл италийских

И пагод индийских была!

Был диковинный храм

Богомазами весь размалёван.

В алтаре , и при входах ,

И в царском притворе самом.

Живописной артелью

Монаха Андрея Рублёва

Изукрашен зело

Византийским суровым письмом.

Б) Основной этап.

-Ребята, что вы увидели, слушая отрывок этой песни?

-Какие звуки были услышаны вами?

-Что вы почувствовали, видя работу мастеров?

В) Рефлексия

- Удалось ли вам представить, как создается храм?

-Каким образом? Что нужно для этого?

(создавались храмы соборно, одухотворенно)

4. Активное занятие «Храмы – творения мастеров».

А) Подготовительный этап.

- Совместными усилиями, призывая помощь Божию, создавались все храмы на Руси. А вот, что еще нужно для строительства храм, мы узнаем, прибегнув к активному занятию в рабочей тетради.(с.34-35)

Сл.12.Вам будут предложены тексты и стихотворение о Ферапонтове монастыре, что в Вологодской области. В этом монастыре работал Дионисий выдающийся иконописец, самый почитаемый художник Руси конца XV – начала XVI веков, современник Рафаэля, Леонардо, Ботичелли, Дюрера. Дионисий Мудрый. С таким определением записано имя прославленного русского художника на страницах Патерика Иосифо-Волоколамского монастыря.

Б) Индивидуальный этап

- Откройте, пожалуйста, тетрадь на с.34-35.Внимательно прочитайте эти тексты и стихотворение о фресках Дионисия в Ферапонтовом монастыре. Подчеркните слова и выражения, соответствующие храмостроительству.

В) Работа в паре

- После того, как вы выполнили каждый задание, вам необходимо обсудить свои варианты решения в паре и придти к единому мнению.

Задача каждого состоит в том, чтобы высказать свое мнение, выслушать товарища, а затем прийти к общему решению.

Г) Обсуждение в классе. Экспертная оценка.

- А сейчас мы выслушаем представителей каждой группы, которые должны не только указать свой выбор, но и пояснить, почему они это сделали.

- Молодцы, ребята. Какой же мы с вами можем сделать вывод? Что же нужно понимать мастерам ремесленникам, чтобы создать храм?

(ответы детей)

5.Работа с конструктором

-А теперь, ребята, мы выступим в роли тех ремесленников, которые создают храм, и попытаемся создать маленькую копию храма.

(работа с конструктором)

-при этом не будем забывать, что нужно действовать сообща, т.е соборно.

III. Рефлексия

Раздать карточки, детям — вычеркнуть ненужное.

На уроке мне было

Интересно.                                                                                           Скучно.

Я хотел  отвечать

Всегда.                                            Иногда.                                      Не хотел.

Мне  работалось  в  круге

 

Мне понравились ответы:

 

IV. Итог урока

Сл. 13 Закончить урок я хочу стихотворением:

 

Великий Новгород и древний Псков –

Нас от врага спасавшие твердыни –

Вот что в искусстве старых мастеров

Пленяет нас и радует поныне.

Был точен глаз их, воля их крепка, 

Был красоты полёт в дерзаньях отчих,

Они умели строить на века.

Благословим же труд безвестных зодчих!