Храмовый синтез искусства

Тема: Храмовый синтез искусств.

Цель: знакомство с разными видами религий и их воплощение в

произведениях архитектуры, живописи, литературы и музыки.

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, проэктор

Ход урока

СЛАЙД

Эпиграф:«Истинное искусство есть единство содержания и способов выражения этого содержания… Даже самый легкий анализ любой из сторон церковного искусства покажет связанность этой стороны со всеми другими…»(Павел Флоренский).

Учитель.

«Ученье — свет, а неученье — тьма. На протяжении всей истории развития человечества именно свет знания воспламенял пытливые умы и побуждал их к открытиям неизведанного. В искусстве знание немыслимо без стремления к красоте, ибо именно красота спасет мир. Стремление к знаниям и красоте заставляло людей творить то, что сейчас называется нашим культурным наследием. Россия, в ОТЛИЧИЕ от Запада, развивалась особым, ей предназначенным путем. Самобытность русской культуры проявлялась в произведениях архитектуры, живописи, литературы и музыки. В эпоху мрачного средневековья главными очагами культуры были монастыри и храмы. Там писали летописи, творили иконы, пели богослужебную музыку, создавали шедевры зодчества. Сегодня, на примере культуры русского и частично западного средневековья, мы попытаемся наглядно доказать, что храм является синтезом всех видов искусства.Храмы  —  это  культовые  постройки,  которые  воплощают  образ  мироустройства  в  той  или  иной  религии (христианство,  буддизм,  ислам),  ее основные  ценности. 

СЛАЙД(Звучит колокольный звон.

Храм  есть  как  бы земное  жилище  неземного  и  вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву,  место  единения  с  Богом  через  таинство,  место  спасения  души.

В  Храме  человек  ищет  убежище  от  мирской  суеты. Обращаясь  в молитвенном порыве к  Богу,  осознает  единство  земного  и небесного.

Певучесть Слова, строгие лики древних икон, величественная архитектура церквей  и  храмов, звучащая  церковная  музыка  с ее строгими  и  возвышенными  мелодиями, предметы декоративно-прикладного искусства — все это вызывает высокие  нравственные  чувства,  раздумья  о жизни  и  смерти,  грехе  и  раскаянии, рождает  стремление  к  истине  и  идеалу.  Религиозное  искусство  обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и  сочувствие,  умиление и покой,  просветленная  радость  и  одухотворение.

СЛАЙД

Учитель:

Что поражает человека, впервые переступившего порог православного храма? Обилие икон. Прочитание икон — это зримое выражение самой сути Православия. 1. Какими качествами должен был обладать иконописец по сравнению с художником?

2. Чем икона отличается от картины?

слушаются два музыкальных фрагмента: «Григорианский хоралл» и «Знаменный распев».

Синтез  искусств  —  это  соединение нескольких  разных  видов  искусства в  художественное  целое. Синтез  искусств  можно  найти в  разных  сферах  художественной  деятельности. 

СЛАЙД

С  древних  времен  известен  синтез  архитектуры,  скульптуры  и  живописи.

Возникновение, развитие и существование  искусства  разных  народов мира  обладает  удивительным  сходством.  Это  свидетельствует  об  общечеловеческих  законах  искусства, которые  находят  свое  воплощение  в обрядах,  верованиях,  религиозных ритуалах.  В  архитектуре,  оформлении  храмов,  музыкальном  сопровождении  богослужения  отразились представления  человека  о  мире.

В  православном  храме  для  молящихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное пространство.  Алтарная  часть  —  для  божественной  сверхреальности.  Зримым напоминанием  о  Боге  и  призывом  к Нему  является  икона.  Строгие  одноголосные  напевы (ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ) созвучны  ликам  святых,  представленным  на  иконах,  в  мозаиках,  фресках.

«Знаменный распев».

В  XVIII  в.  их  сменили  многоголосные концертные  композиции (ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ),  символизирующие  могущество  и  единение  светского и церковного начал,  как основы государственности  России.

«Григорианский хоралл«



Золотой  фон  словно  уносит  фигуры  святых  в  недосягаемые  светящиеся  сферы.  Интенсивные  красочные пятна  в  мозаиках  придают  выразительность образам святых и реальных людей.  Сияние  огромного  количества  лампад  и  свечей,  пение  искусных и  подготовленных  певцов  усиливают благолепие  службы.  Но  внутреннее, душевно-духовное  наполнение  обряда  молитвой  есть  дело  находящихся в  храме  людей.Грандиозность  и  величественность архитектурного образа католического собора  звучит  особенно  возвышенно в  светлом,  взлетающем  пространстве интерьера.  Мощным  потоком  вверх устремляются  все  элементы  декора: тонкие,  изящные  столбы,  колонны, стрельчатые арки. Огромные  ажурные окна  с  цветными  стеклами  —  витражами  —  делают  прозрачной  и  легкой преграду  между  интерьером  собора и  внешним  миром.  Льющийся  через стекла  витражей  цветной  таинственный  свет,  создавая  в  храме  необычную  цветовую  среду,  отличную  от внешнего  мира,  символизирует  свет христианского  познания. Архитектура,  скульптура,  живопись, таинство литургического действа в православном  храме соотносятся  с  хоровым  пением  без  сопровождения  (акапелла).  В  католическом  —  не  только  с пением,  но  и  со  звучанием  органа. СЛАЙДМусульманский  храм  (мечеть)  своим  великим  куполом  символизирует единого  Бога  (Аллаха)  и  минаретом (башня  около  мечети)  —  его  пророка  (Магомета).  Мусульманская мечеть включает  в  себя  два  соразмерных пространства  —  открытый  двор  и  затененный  молитвенный  зал.

Главные  архитектурные  элементы мечети  послужили  основой  для  формирования  мусульманских  понятий  о красоте.  Огромный  купол,  парящий над  мечетью,  так же  как  и  архитектурные  «сталактиты» —  ниши,  нависающие  друг над  другом,  создают иллюзию  бесконечного  и  непостижимого неба  и  символизируют  божественную совершенную  красоту,  а  минарет  — божественное  величие.  На  стенах  мечети  размещаются  декоративно  оформленные  изречения  из  Корана.

Древний  буддийский  храм,  сооруженный  из  мощных  обтесанных  камней и плит, был основой для пышного и  тяжелого  орнаментального  скульптурного  декора,  охватывающего почти всю его поверхность. Своеобразным следствием  этого  является  отсутствие арки и  свода. В буддийских храмах на кровлях  висят  многочисленные  колокольчики. Они раскачиваются при малейшем  порыве  ветра,  наполняя  окружающее  пространство  нежным  мелодичным  звоном.  Одновременно  колокольчики были защитой святилища от проникновения  злых  духов,  входили  в состав ритуальных предметов, которые использовались  в  церковных обрядах. Буддийские  религиозные  праздники сопровождаются  обычно шествиями  с театрализованными  представлениями, музыкой  и  ритуальными  танцами  на открытом воздухе.

• Рассмотрите  фотографии  храмов,  представляющих  основные  мировые  религии:  христианскую (католицизм и православие), буддийскую и мусульманскую, их планов и интерьеров

Есть  ли  между  ними  что-либо  общее?  Если  да,  то  что  именно?  Что можно  сказать  о  стилях  этих  храмов?  В  чем  специфичность  каждого?

•  Какие  искусства  задействованы  в  религиозных  ритуалах?

•  Послушайте  музыку,  сопровождающую  богослужения  в  разных  религиях,  и  определите, в каких  храмах  она  должна  звучать.  Соотнесите  характер  ее  звучания  с особенностями  того  или иного  храма. ДВА СЛАЙДА

«Собор Парижской Богоматери», «Храм Покрова на Нерли».

Ведущая читает отрывок Р.Киплинга:

«Запад есть Запад, Восток есть Восток.Не встретиться им никогда -Лишь у подножия Престола БожьяВ день Страшного суда!»

Учитель:»Согласны ли с этим утверждением? Почему? Подтвердите свои высказывания деталями изображенных храмов.

(Учащиеся пытаются дать сравнительную характеристику готического и православного храмов — особенности архитектурных стилей.Предлагается изложить эти особенности в таблице и записать на доске. В результате получается: Готический собор

1.Горение человеческой души как свечи.

«2.Образ мироздания — мир «горний» и мир «дольний»

Архитектурные детали - шпили, арки, стрельчатые окна, трансепты, контрфорсы, аркбутаны, витражи, окно- роза, башни, своды. Купол, барабан, аркатурный пояс, закомары, четверик, антропоморфность.«Определите, какому древнерусскому храму посвятила свое стихотворение И.Снегова:

«Свечой на ладони — на голом лугу- Прямой на ветру, гнущем реку в дугу.Мерцает в излучине, будто из туч,Сквозит к нему некий единственный луч.Пропорций бесспорность иль магия лет? -Струящийся в небо единственный свет!И сколько б ни шел ты назад допоздна,Идет за тобою его белизна».

(храм Покрова на Нерли)

Кульминация:

На экране показывается слайд с изображением Собора Василия Блаженного. Учитель читает стихотворение Дмитрия Кедрина: «Зодчие».

Как побил государь

Золотую Орду под Казанью,

Указал на подворье свое

Приходить мастерам.

И велел благодетель,-

Гласит летописца сказанье,-

В память оной победы

Да выстроят каменный храм

И к нему привели

Флорентийцев,

И немцев,

И прочих

Иноземных мужей,

Пивших чару вина в один дых.

И пришли к нему двое

Безвестных владимирских зодчих,

Двое русских строителей,

Статных,

Босых,

Молодых.

Лился свет в слюдяное оконце,

Был дух вельми спертый.

Изразцовая печка.

Божница.

Угар я жара.

И в посконных рубахах

Пред Иоанном Четвертым,

Крепко за руки взявшись,

Стояли сии мастера.

«Смерды!

Можете ль церкву сложить

Иноземных пригожей?

Чтоб была благолепней

Заморских церквей, говорю?»

И, тряхнув волосами,

Ответили зодчие:

«Можем!

Прикажи, государь!»

И ударились в ноги царю.

Государь приказал.

И в субботу на вербной неделе,

Покрестись на восход,

Ремешками схватив волоса,

Государевы зодчие

Фартуки наспех надели,

На широких плечах

Кирпичи понесли на леса.

Мастера выплетали

Узоры из каменных кружев,

Выводили столбы

И, работой своею горды,

Купол золотом жгли,

Кровли крыли лазурью снаружи

И в свинцовые рамы

Вставляли чешуйки слюды.

И уже потянулись

Стрельчатые башенки кверху.

Переходы,

Балкончики,

Луковки да купола.

И дивились ученые люди,

Зане эта церковь

Краше вилл италийских

И пагод индийских была!

Был диковинный храм

Богомазами весь размалеван,

В алтаре,

И при входах,

И в царском притворе самом.

Живописной артелью

Монаха Андрея Рублева

Изукрашен зело

Византийским суровым письмом…

А в ногах у постройки

Торговая площадь жужжала,

Торовато кричала купцам:

«Покажи, чем живешь!»

Ночью подлый народ

До креста пропивался в кружалах,

А утрами истошно вопил,

Становясь на правеж.

Тать, засеченный плетью,

У плахи лежал бездыханно,

Прямо в небо уставя

Очесок седой бороды,

И в московской неволе

Томились татарские ханы,

Посланцы Золотой,

Переметчики Черной Орды.

А над всем этим срамом

Та церковь была -

И с рогожкой своей,

С бирюзовым колечком во рту,-

Непотребная девка

Стояла у Лобного места

И, дивясь,

Как на сказку,

Глядела на ту красоту…

А как храм освятили,

То с посохом,

В шапке монашьей,

Обошел его царь -

От подвалов и служб

До креста

И, окинувши взором



Его узорчатые башни,

«Лепота!» — молвил царь.

И ответили все: «Лепота!»

И спросил благодетель:

«А можете ль сделать пригожей,

Благолепнее этого храма

Другой, говорю?»

И, тряхнув волосами,

Ответили зодчие:

«Можем!

Прикажи, государь!»

И ударились в ноги царю.

И тогда государь

Повелел ослепить этих зодчих,

Чтоб в земле его

Церковь

Стояла одна такова,

Чтобы в Суздальских землях

И в землях Рязанских

И прочих

Не поставили лучшего храма,

Чем храм Покрова!

Соколиные очи

Кололи им шилом железным,

Дабы белого света

Увидеть они не могли.

И клеймили клеймом,

Их секли батогами, болезных,

И кидали их,

Темных,

На стылое лоно земли.

И в Обжорном ряду,

Там, где заваль кабацкая пела,

Где сивухой разило,

Где было от пару темно,



Где кричали дьяки:

«Государево слово и дело!»-

Мастера Христа ради

Просили на хлеб и вино.

И стояла их церковь

Такая,

Что словно приснилась.

И звонила она,

Будто их отпевала навзрыд,

И запретную песню

Про страшную царскую милость

Пели в тайных местах

По широкой Руси



Страницы: 1 | 2 | Весь текст