Хочу рассказать о своём родном крае

Министерство образования и науки

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО УРОКА

на тему

«Хочу рассказать о своём родном крае»

( 7 Всероссийский конкурс

«Лучший урок письма»),

проведённый в 7 «Б» классе

преподавателем Михайловой Т.А.

г. Черкесска

14 мая 2009 г.

«Хочу рассказать тебе о своём родном крае…»

Цель: 1) воспитать интерес к своему краю у жителей , живущих за её пределами;

развивать творческие способности ребят при написании письма;

ознакомитьучащихся с историей письма;

научить дорожить такими вечными ценностями, как память, дружба, доброта, любовь и милосердие.

Оборудование: интердоска, магнитофон, рисунки учащихся, плакаты, почтовый ящик.

Тип урока: урок контроля умений и навыков. Виды урока: урок- экскурсия, урок- смотр знаний.

Ход урока.

Слово учителя: Отгремели залпы салюта, посвященного 64-ой годовщине великой победе. Многие воины уходили на фронт, прощались со своими дорогими, близкими людьми. Звучит вальс «Прощайте, мальчики».

В центр выходит молодой человек в военной форме, к нему подходит девушка. Они вальсируют, в конце расстаются. Солдат остаётся, садится на скамью и начинает записывать на листке бумаги, одновременно декламируя стихотворение К.Симонова « Жди меня».Закончив, уходит.

Слово учителя:

В какой форме написано стихотворение? В форме письма.

Иначе этот жанр называется эпистолярным.

Слайд №1. Эпистолярная форма( от греческого форма, послание)-

произведение, построенное в форме переписки действующих лиц.

А сколько лет письму? Можно ли ответить на это вопрос?

Конечно ,нет. Много тысячелетий тому назад были письма- сигналы. Например, канадские индейцы разводили костры, дым которых был виден далеко . Этот дым многое мог сообщить людям на большое расстояние. Многие индейские племена для сообщения использовали

специально завязанные узелки. В Африке новости передавались от одно го поселения к другому дробью большого барабана- талетама. Когда-то давно в Европе при приближении опасности на холмах зажигались сигнальные огни. Огонь, зажженный на первом холме , был виден на следующем. В ответ на принятый сигнал там тоже зажигали огонь. Сигнал опасности быстро облетал всю страну. Слайд №2.

В наше время жители одного из островов побережья Африки пользуются языком свиста. Этот остров покрыт высокими горами, между которыми находятся глубокие ущелья .Люди, живущие по разным сторонам ущелья, « переговариваются» языком свиста: сообщают новости,зовут в гости.

-Однако язык сигналов не может «принять на себя» всё, что надо сообщить друг другу.

Для того чтобы осуществить полноценную связь, надо было совершить настоящий подвиг — создать письменность.

Учитель:слайд№3. На смену письмам- сигналам приходят письма- рисунки.

Некоторые рисунки имели смысл, который можно было выразить не одним словом, а целым предложением. Как только возникла письменность, возник и вопрос: а как читать? Если написавший придавал письменным знакам одно значение, а читающий — другое, ничего не получалось.

Известный писатель Киплинг создал удивительную сказку»Как было написано первое письмо».

Действие разворачивается в племени первобытных людей. У девочки Таффи сломалось копьё, когда она била карпов на реке к обеду. Она решила послать маме записку, чтобы та прислала другое копьё. На куске берёзовой коры она процарапала акульим зубом такие рисунки: папу со сломанным копьём, и другое копьё, которое нужно принести .Дала рисунок незнакомцу, который не понимал их языка .Чтобы он легче нашёл дорогу, нарисовала бобров. Мама прочла его так: незнакомец проткнул её мужа копьём, сломал ему руку, напугал девочку и что целая шайка злодеев подкрадывается к Таффи и её отцу( она приняла бобров за врагов). Оказывается, написать письмо — это полдела: нужно его прочитать.

Учитель: Ведь далеко не всё можно выразить с помощью рисунков. Попробуйте , например, изобразить рисунками :»Вчера я видел хороший сон».Боимся, что не получится. Как же быть?

Около пяти тысяч лет назад правил в Египте фараон по имени Нармер.

Он одержал много побед и хотел, чтобы имя его было бессмертно с целью послать письмо в соседние иудейские племена., чтобы

все трепетали перед ним , Днём и ночью трудились искусные мастера, но передать имени самого Нармера не удалось никому. А это было важнее всего. И тут художникам пришёл на помощь другой способ письма- иероглифы.

(Слово»иероглиф» обозначает « священные знаки»).

Слайд№5.

Учитель: И вот только более двух тысяч лет назад люди стали писать письма, опираясь на буквы- алфавит, азбуку.

Слайд№6.

Учитель: Особенно популярность писем появляется, когда народ отправлялся на поиски новых земель с целью развития торговли, когда они путешествовали. Многих манили к себе красивые горные пейзажи, к коим можно отнести и Кавказ.

- В июне 1555года Андрей Фёдорович Шепотьев, изучив нравы , обычаи, черкесский язык, пробыв здесь три года, написал письмо Ивану Грозному :»Прекрасный край, удивительные и гостеприимные люди. Вместе со своими жёнами и детьми готовы служить России и бороться с его врагами».

Многие князья отправились на службу в русские гражданские и военные ведомства. Одним из них был Хан-Гирей, написавший удивительную книгу»3аписки о Черкесии», в которой показал всю особенность, колорит народов , населяющих наш край. Под впечатлением этой книги Оказались и Пушкин и Лермонтов, которые судьбою рока оказались в этом «полудиком Кавказе» и познали жизнь его сынов и дочерей , создали об этом крае свои самые яркие произведения, обменивались впечатлениями со своими друзьями и близкими.(Слайд№7).

Зимой 1829 года Пушкин А. С. выхлопотал себе разрешение на поездку на Кавказ под предлогом воспевания доблести русских воинов в русско- турецкой войне в Закавказье. По пути к месту назначения А.С. Пушкину удалось выкроить несколько дней и остановиться в полюбившихся ему Минеральных Водах в начале лета 1829 года, полюбоваться Эльбрусом к казацкого поста на плато Бермамьет. В письме Наталье Гончаровой он пишет:»Красавец Эльбрус, кто не видал его , не поймёт всей прелести этих мест, чудо, а не гора».»Что лучше гор могут быть только горы»- признавались не только поэты 19 века, но и 20 века- В.Высоцкий, Ю. Визбор. ( уч-ся 2- ой).

Учитель: А не хотелось ли вам написать письмо своим знакомым и друзьям, живущим далеко за пределами наших замечательных мест? .

Записываем тему урока: «Хочу рассказать тебе о своём родном крае…» ( Слайд№8).

Давайте обратим внимание на то , какие бывают этикетные части личного официального письма.

(слайд№9)

Этикетные части личного официального письма, письмо-поздравление письмо- извинение письмо- просьба письмо-рисунокписьмо-исповедь письмо- признание

письмо в прошлоеписьмо- приглашение

Учитель: Какова структура письма, его композиция?

(слайд№10)

Обращение (кому адресуется).

Основная часть.

Заключение.

Учитель: Поделиться впечатлениями, находясь в душных школьных кабинетах, трудно. Поэтому мы сейчас с вами просмотрим небольшой фильм, рассказывающий о красоте одного из красивейших наших мест- об Архызе.

(Просмотр фильма). Учитель: Сейчас класс будет разбит на три группы учащихся, в силу их творческих возможностей.

аягруппа получила заранее домашнее задание- написать своим друзья о своих любимых местах.

ая группа напишет в классе два коллективных письма: письмо в прошлое воину- красногвардейцу, погибшему, защищая Северный Кавказ от немецко-фашистских захватчиков ,и дружеское письмо в соседнюю Абхазию.

ая группа также на уроке приготовит вместе с учителем ИЗО письма- рисунки.

Первая группа учащихся прочитала письма об Архызе, Пхие Дурджи- нове, Приэльбрусье, Теберде, Домбае( письма были брошены в «почтовый ящик»).

Затем были прослушаны и просмотрены письма учащихся 2-ой и 3-ей групп.

Письма прилагаются. Звучат стихи о родном крае поэтов Карачаево-Черкесии в исполнении учащихся.

Учитель: Наш урок хочется закончить словами Ги де Мопассана:

« С помощью письма лучше всего проникаешь в человека… Чёрные слова на белой бумаге — это душа нараспашку». (слайд№11).

г. Черкесск

14 мая 2009 г.