Хочу Могу Надо

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Добрыниховская средняя общеобразовательная школа

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации

«Хочу. Могу. Надо»

Труд избавляет нас от трех

великих зол: скуки, порока и нужды.

Ф. Вольтер

Цели: оказание действенной помощи учащимся 9-го класса в осознанном выборе профессионального пути;

Задачи:

формирование у школьников представлений о мире профессий и их требованиях;

активизация учащихся в подготовке к профессиональному самоопределению;

выявление склонности к определенному типу профессий;

формирование навыков самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.

План мероприятия:

Вступительное слово учителя

Теоретический материал

Я хочу!

Упражнения для разминки

Тест-опросник «Карта интересов»

Упражнение -самоопределение «Я хочу быть»

Ситуация-проба

Я могу!

Знания и умения

Физические и психологические качества

Психические качества личности

Упражнение «Карта развития трудовых психофизических качеств»

Упражнение «Что говорят карты?»

Нравственно-волевые качества в труде

Упражнение «Я могу быть»

Ситуация-проба

Я надо!

Упражнение-дискуссия «Кто нужен нашему поселку?»

Упражнение «Учет обстоятельств»

Ситуация проба

Рефлексия.

Ход мероприятия

Я хочу!

Берись за то, к чему ты сроден, Коль хочешь, чтоб в делах Успешный был конец.

И. Крылов

«Труд свободен. Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. (Конституция РФ, ст. 37).

Упражнения для разминки

а) Назовите (запишите) как можно больше профессий и специальностей, начинающихся с этой буквы (указывается конкретная буква). б) Называется какая-либо профессия, далее каждый следующий называет профессию. в чем-либо близкую (токарь — слесарь — монтажник — … ), объясняя их сходство.

Итак, мир профессий — перед вами. Надо определиться с выбором. Вопрос «быть или не быть?» еще не стоит перед вами, а вопрос «Кем быть?» должен быть решен уже сейчас.

Мотивационная база выбора профессии — потребности, проявляющиеся в желаниях, интересах, склонностях человека.

В обыденной жизни интересы и склонности выражаются глаголом «я хочу … ». Характер этого «хотенья» может быть пустым, как у гоголевского Манилова, или сопровождаться действиями — стремлением, усилиями, настойчивостью. Так «хотели» Ломоносов, Горький, Маресьев, добиваясь поставленных целей.

Содержание интересов и склонностей — самое разнообразное; в области труда они могут быть направлены в любую профессиональную сферу. Однако удовлетворить потребности и интересы «Я хочу ... » В жизни далеко не просто.

Первая преграда на этом пути — качества самого человека: есть физиологические и психологические пределы, которые определяют возможности личности в осуществлении данной деятельности (что может конкретный человек — «Я могу … » ).

Кроме того, существуют общественные ограничения индивидуальных желаний: они заставляют человека поступать в соответствии с общественными нормами «Я — надо»).

В области профессионального самоопределения большое значение имеет изучение направленности и содержания интересов ~ личности. Для этого используются различные способы — от простого наблюдения (самонаблюдения) за успехами в усвоении учебных дисциплин до специальных анкет и опросников.

Упражнение «Карта интересов» (Приложение 1)

В каждой из строчек подсчитывают отдельно количество плюсов и минусов.

После подсчета плюсов и минусов следует выделить 3-4 строчки, содержащих наибольшее количество плюсов. Если среди них окажется несколько с одинаковым числом плюсов, то преобладающими следует считать те, которые содержат меньшее число минусов. Строчки с преобладанием плюсов необходимо учитывать прежде всего при оценке направленности интересов ученика. Однако обоснованные советы по выбору профессии могут быть сделаны только после анализа строчек с наибольшим количеством минусов и специальной индивидуальной беседы с психологом.

Данные, полученные с помощью настоящей методики, позволяют выявить не только круг интересов учащегося, но и степень их выраженности, что имеет особое значение в формировании мотивации выбора будущей профессии. Оценка степени выраженности или отрицания интереса осуществляется путем подсчета количества плюсов и минусов в каждой строчке.

Оценка степени выраженности интересов

Количество набранных плюсов

Степень выраженности интереса

или минусов

от +8 до +12

ярко выраженный интерес к данной области

от +5 до +7

выраженный интерес

от +1 до +4

интерес выражен слабо

от -5 до -1

интерес отрицается

от -12 до -6

высшая степень отрицания

Чем шире диапазон выбора, тем он психологически сложнее. У человека могут быть задатки многих способностей и дарований. Например, Р. Вагнер обладал одновременно музыкальными и литературными талантами, а А. Пушкин и Т. Шевченко, помимо поэтического дара, были незаурядными художниками, композитор А. Бородин был крупным химиком. Даже многие талантливые люди не сразу находили себя, по несколько раз меняли профессию. Наряду с фактами раннего развития способностей (В. Моцарт, В. Серов, Н. Рушева, Л. Ландау и др.) имеется немало примеров того, что люди уже в более старшем возрасте благодаря работе над собой и сильной мотивации добивались выдающихся результатов в деятельности (Д. Менделеев, П. Капица и др.).

Упражнение-самоопределение

«Я хочу быть»

Из полученных данных карты интересов составьте свой автопортрет интересов, отметив не более пяти направлений.

Я =

Хочу быть

(в профессиональной

области)

Пять приоритетов из 29 областей деятельности

……………………………………….

……………………………………….

……………………………………….

……………………………………….

……………………………………….

Ситуация-проба «Джинн»

Представьте себе, что перед вами вдруг появился волшебник-джинн и сказал: «Здравствуйте. Загадывайте три желания без всяких раздумий».

Задание. Быстро запишите то, что пришло вам в голову. После этого сядьте и подумайте, поприкидывайте, сделайте новые три «хочу». Сравните их с первыми.

Социально-приемлемые позиции:

• не торопиться с выбором; • согласовывать свои решения с окружающими;

• «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».

Я могу!

Как важно в жизни, помня о желаниях,

Возможностей своих не забывать…

Э. Асадов

Известно, что профессиональный труд предъявляет к человеку конкретные требования со стороны его здоровья, физиологических и психологических особенностей, уровня и качества образовательной подготовки. Поэтому одним из первых вопросов при выборе профессии является «Могу ли я, способен ли я?»

Знания и умения

Для каждого вида деятельности нужны знания, непосредственно с нею связанные, и умения их применять. Знания и умения составляют основу ваших способностей к выполнению той или иной деятельности.

Напомним, что способности — это качества, обеспечивающие успех в деятельности. И легкость овладения ею. Основными показателями способностей следует считать легкость усвоения новых знаний и умений и быстроту совершенствования умений, достижение высоких результатов в деятельности.

Способности человека в каждый данный момент — это и есть его «Я могу», это -предпосылка успешного дальнейшего профессионального обучения, и итог всей предшествующей учебной и трудовой деятельности и полученного воспитания. Профессиональные способности развиваются в процессе профессиональной деятельности.

Различают общие способности, одинаково необходимые для работы в различных сферах труда (интеллект, работоспособность, целеустремленность и др.), и специальные, применяемые только в данной профессиональной сфере (педагогические, технические, художественные и др.),

Об общих способностях можно судить по проявлениям человека в любом виде деятельности, в том числе в учебной. Специальные же способности выявляются с помощью профессиональных проб и тестов, наблюдения и самонаблюдения в процессе самой деятельности.

Физические и психофизиолоrические качества

Для некоторых профессий весьма важными являются физические и nсихофизиологические качества человека.

Так, для различных профессионалов-спортсменов имеют значение рост (баскетболист}, вес (тяжелоатлет, борец), физическая подготовка (бегуны), гибкость (акробаты) и др.

Быстрота реакции нужна водителям транспорта, кинодублерам, испытателям.

Координация движений имеет важное значение для многих видов труда (тонкая обработка материалов, прикладные искусства).

Выносливость в сложных условиях (давление, шум, перегрузки и т. п.) необходима для космонавтов, гонщиков, водолазов.

Для некоторых профессий существуют даже противопоказания (так, дальтоникам противопоказана профессия водителя транспорта, аллергия противопоказана профессиям, связанным с химическим производством).

Психические качества личности

Внимание (внимательность) — способность следить за окружающей обстановкой, ее изменениями, произвольно управляя различными параметрами восприятия — необходима в любой профессии. Но и разные профессии предъявляют особые требования к различным свойствам внимания. Так, летчику очень важна переключаемость внимания, кассиру — сосредоточенность, футболисту – объем внимания. На рисунке 6 отражено, как связаны профессии с различными качествами внимания.

ВНИМАНИЕ

Профессии: машинистка, телеграфист, стенографист, диктор, корректор, бухгалтер, экономист, агроном, оператор

Объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно

Концентрация – степень сосредоточенности на объекте

Профессии: микробиолог, часовой, мастер, хирург, скульптор, токарь

Профессии: чертежник, художник, фрезеровщик, швея, конструктор

Устойчивость – длительное сосредоточение внимания на объекте

Профессии: воспитатель детского сада, следователь, продавец, водитель, учитель

Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой

Распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько различных видов деятельности

Профессии: летчик, диспетчер сложных систем, оператор, педагог, водитель, наладчик

Упражнение

«Карта развития трудовых психофизических качеств» (Приложение 2)

Оцените степень развития своих психофизиологических качеств (по пятибалльной системе: отсутствие качества — 1 балл, яркое проявление — 5). Общая сумма сравнивается с максимальной (%).

Упражнение

«Что говорят карты?»

Определите на основе самооценки своих психофизиологических качеств ту профессию и специальность, в которой вы могли бы ожидать от себя высоких результатов.

Нравственно-волевые качества в труде

В некоторых профессиях особенно важное значение имеют нравственно-волевые качества личности. Профессии типа «Человек — человек» требуют развитой коммуникативности, общительности. Нельзя заниматься социальной работой, не обладая эмпатийностью, состраданием. Учитель, воспитатель должен быть прежде всего сам воспитан. Высокими моральными качествами должны обладать работники правоохранительных органов, руководители всех рангов.

Во многих профессиях достичь результатов можно лишь обладая достаточной волей, работоспособностью, трудолюбием (моряк, инженер-конструктор, испытатель машин, альпинист).

В современных социально-экономических условиях важнейшими качествами являются самостоятельность, инициатива, предприимчивость, находчивость (дилер, бизнесмен, менеджер).

Упражнение

«Я могу быть»

1) Привлекая данные самодиагностики своих «Я» («Я физическое», «Я воображение», «Я внимание», «Я личность», «Я восприятие»,’ «Я память», «Я интеллект», «Я способности», Я воля», «Я труд», «Я деловой», «Я общение»), определите для каждого из них профессию и специальность, в которой вы могли бы ожидать от себя высоких результатов.

2) Из полученных ответов составьте свое обобщенное «Я могу».

Я =

могу быть

(в профессиональной

области)

……………………………………….

……………………………………….

……………………………………….

……………………………………….

……………………………………….

3) Сопоставьте данные. «Я хочу» И «Я могу». Идеальный случай — совпадение этих данных. В других случаях надо искать профессию, в которой возможен компромисс между хочу и могу.

• Кто умеет золотом шить, не пойдет молотом бить, а кто умеет молотом бить, не пойдет землю рыть (пословица).

Ситуация-проба «Полоса препятствий»

Вас просят сообщить свою дальнюю перспективную цель в профессиональной области. После этого другие участники по очереди предполагают возможные трудности — препятствия на пути к выбранной вами цели. Вы должны незамедлительно ответить, как вы преодолеете эти препятствия. Задавший вопрос (поставивший препятствие) сообщает свой способ преодоления. .

Социально-nриемлемые позиции: • компетентность, эрудированность; •направленность на достижение поставленной цели; • умение взвешивать свое решение и учитывать мнение окружающих; • адекватная оценка собственных возможностей.

Я надо!

Не так живи, как хочется, а так живи, как Бог велит.

Поговорка

Как вы знаете, общественное производство представлено различными видами труда, профессиями. Есть такие виды труда, которыми занимаются множество людей, — массовые (сельхозрабочий, строитель, шофер и т. д.), а есть редкие (ювелир, настройщик музыкальных инструментов). В этом проявляется общественное разделение труда, отражающее социальный заказ на рабочую силу.

Есть и региональные особенности разделения труда, отражающие потребности в различных профессиях в конкретной территории (например, в Воркуте — шахтеры, в Нефтеюганске — нефтяники). Таким образом, для обеспечения эффективной работы отрасли, предприятия необходимо определенное соотношение профессионального состава работающих. А что делать, если никто не хочет работать под землей, в тяжелых условиях? Вот тут-то и выступает общественный регулятор «надо». И кому-то приходится, вопреки внутреннему желанию, работать там, где надо обществу. Для привлечения. мотивации такой работы используются материальные стимулы.

Система разделения труда в обществе создает рынок труда.

Поэтому профессиональное самоопределение есть одновременно и самоограничение.

Упражнение-дискуссия

«Кто нужен нашему городу (поселку?)»

Представьте, что ваш класс — это город. Кем бы вы хотели стать в этом городе, какую бы выбрали профессию? Каждый ученик («житель города») мысленно выбирает себе профессию. Затем выбранные варианты оглашаются, и наверняка окажется, что будет очень не- реальная обстановка.

Дискуссия под руководством «мэра», вероятно, покажет, что с таким набором профессий город жить не сможет. Чтобы он существовал, необходимо наличие многих профессий, в том числе непрестижных, но нужных обществу, без которых нельзя жить. Поэтому некоторым из вас найти работу «по желанию» не удастся. Таким образом, «жители города» придут к выводу о том, что жизненные потребности людей и общества диктуют свои правила выбора профессии.

Мысли мудрых

• … Человек тем более совершенен, чем более он полезен для широкого круга интересов общественных, государственных и всего человечества. (Д. Менделеев)

• Бойтесь того, кто скажет: «Я знаю, как надо». (А. Галич)

Упражение

«Учет обстоятельств»

Составьте представление о себе в профессиональной области с учетом требований и условий окружающей среды и ваших индивидуальных ограничений.

Я =

надо

Требования рынка труда

Условия для обучения

Семейно-бытовые условия

Ограничения по здоровью

Ограничения по способностям

Ситуация-проба «Возьмите меня на работу»

Вам необходимо устроиться на работу в условиях конкурса претендентов. Вы пришли в большую фирму для разговора с руководителем.

Задание. Составьте рекламное резюме о себе, своих возможностях, умениях, знаниях и т.д., постарайтесь, чтобы вас приняли а) на любую работу б) на интересующую вас работу.

Социально-приемлемые позиции:

Объективность (не лгать);

Умение показать свои достоинства;

Скромность и открытость;

Вежливость и доброжелательность;

Поиск оптимального решения;

Учет законов маркетинга.

Рефлексия

Словарик

Рынок труда - купля и продажа рабочей силы.

Соцuальный заказ - потребность общества в условиях, обеспечивающих его воспроизводство и развитие.

Профессиональная пригодность - это мера соответствия человека требованиям профессии.

Профессиональные способности - совокупность стойких индивидуальных качеств личности (физических, психофизиологических, интеллектуальных и нравственно-волевых), от которых зависят результаты в области данной профессиональной деятельности.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст