Химия живого организма

Интеллектуальный турнир

«Химия живого организма»

(биология + химия, 9 кл.)

Цель: показать межпредметную связь химии с биологией, развивая тем самым познавательный интерес к предметам естественного цикла.

Оборудование: таблицы; черный ящик; предметы, содержащие важнейшие химические элементы живой клетки.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Стихотворение «Травинка и Ракета».

Конкурс 1. «Главные слова».

Конкурс 2. «Верю — не верю».

Конкурс 3. «Марафон БХЛ».

Конкурс болельщиков.

Черный ящик (3 задания).

В кабинете у врача.

Подведение итогов.

Конкурс 1. «Главные слова»

Название науки, которая изучает химический состав живых организмов и процессы, в них происходящие.

Б

И

О

Х

И

М

И

Я

Это словосочетание означает то, с чем часто сравнивают живой организм.

Конкурс 2. К-1.

Телятина полезнее говядины.

На атомарном уровне различий между живой и неживой природы нет.

Эндемический зоб связан с недостатком фтора в пище.

Конкурс 3. «Марафон ХБЛ»

Определить в каждой паре более общее (широкое) понятие.

Жиры — липиды.

Белки — ферменты.

Неорганические вещества — минеральные соли.

Моносахариды — углеводы.

Конкурс 2. К-2.

В состав витаминов и ферментов входят только микроэлементы.

Большую часть живых организмов составляет вода.

В клетках растений углеводов больше, чем в животных.

Конкурс 3. «Марафон ХБЛ»

Вставьте пропущенные слова.

Без … не было бы хлорофилла, а без хлорофилла не было бы …

Без азота не было бы …, а без него не было бы жизни.

Без … не было бы АТФ, а без АТФ в организме не было бы …

Конкурс 2. К-3.

В запас обычно откладываются моносахариды.

Переваривание пищи в желудке невозможно без соляной кислоты.

Ионов Na+ живой клетки больше, чем за ее пределами.

Конкурс 3. «Марафон ХБЛ»

Определите, о каких веществах идет речь в следующих загадках.

В роге — прочный, в крови — красный, у змеи порой опасный.

Если б не было их в клетке — не узнать нам, где чьи детки.

Утолить помогут голод и спасут в жару и холод.

Мышцы каждое движенье — этих нитей сокращенье.

Нервный импульс проведут, прочность кости придадут.

Конкурс 2. К-4.

Главным элементам для постройки скелета является кальций.

Ферменты обычно поступают в организм с пищей.

Для успокоения нервным больным рекомендуется бромосодержащие препараты.

Конкурс 3. «Марафон ХБЛ»

Подберите наиболее точные обобщающие понятия:

Азот — водород — кислород — углерод

H2O — CaCl2 — NaCl — CaCO3

Белки — жиры — углеводы — нуклеиновые кислоты

Крахмал — гликогенхитин — целлюлоза

Молибден — бормарганец — кобальт

Ферменты — витамины — гормоны

Жиры — воск — стероиды

Конкурс 2. К-5.

Соленый вкус крови обусловлен хлоридом калия.

Выпадение волос может быть связано с недостатком серы в организме.

Для усвоения кальция в организме нужен жир.

Конкурс 3. «Марафон ХБЛ»

Найдите в каждой строке «лишнее» понятие и объясните свой выбор.

Азот — кислород — углевод — водород

Вода — кислород — водород — углерод

Йод — железо — фтор — азот

Белки — минеральные соли — углеводы — липиды

Гликоген — гемоглобин — хитин — крахмал

Углеводы — крахмал — гликоген — клетчатка

Крахмал — жир — гликоген — гемоглобин

Конкурс болельщиков

Дайте краткие ответы на вопросы.

Почему говорят «органические вещества», но не говорят «органические элементы»?

Почему сахар горит, а соли нет?

Почему растения откладывают в запас преимущественно углеводы, а животные жиры?

Почему соль соленая?

Почему морские путешествия благотворно действуют на нервных больных?

Почему говядина полезнее телятины?

Почему жители крайнего севера употребляют пищу, содержащую много жиров?

Почему в организме молодых содержится больше воды?

Почему от попавшей на сушу медузы осталась лишь тонкая пленка?

Черный ящик

№1

Этот объект используется почти на каждом уроке, второй, кроме того, чаще всего употребляется на завтрак, а третий также выбрасывается морской волной.

Какие объекты в черном ящике? Что их всех объединяет?

(яйцо, раковина моллюска, мел — CaCO3)

2

Это хорошо известное всем гигиеническое средство, в которое добавляют один из важнейших микроэлементов.

(Зубная паста, F2)

3

Загадочный объект и даже не один. В их состав обычно входят микроэлементы. Они были открыты русским врачом Н.И. Лужиным. В их названии есть латинское слово «жизнь».

(витамины)

В кабинете у врача

Доктор Елеферов.

Больной Б (Кузовков)

Жалуется на проблемы с зубами: трижды за последние полгода ему пришлось посещать стоматолога. Кроме того, возможны проблемы с эндокринной системой.

Ответ: Больному не хватает F2. Необходимо чаще чистить зубы, использовать пасту, богатую фтором.

Больной Д (Гордей)

Жалуется на вялость, быструю утомляемость, особенно при физической нагрузке. Синие круги под глазами и бледность пациента.

Ответ: у больной недостаток железа. Необходимо есть шпинат, яблоки, капусту, гранаты и употреблять железосодержащие препараты.

Больной А (Рогов)

Жалуется, что у него сильно кровоточат мелкие царапины. Судороги, не сокращаются мышцы; он с трудом удерживает в руках мелкие предметы. Наблюдаются перебои в работе сердца, нервозность.

Ответ: недостает Ca, необходимо есть сыр, творог, петрушку, сало.