Химия в быту

МБОУ «Липковская СОШ №2» мо Киреевский район

Программа курса по выбору:

«Химия в быту»

Для 9 класса

Количество часов 34

Программа разработана

Учителем химии и биологии

Кудиновой С.В.

Пояснительная записка.

Курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ, он является предметно-ориентированным. Курс рассчитан на 34 часа. Содержание данного курса не представлено в базовом курсе химии, а точнее «Химия в быту» вскользь упоминается в таких темах как «Угольная кислота и ее соли», «Серная кислота и ее соли», «Соли щелочных металлов» и т. д.

Наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки, учитывая интересы, склонности и способности учащихся, возможно через систему занятий в форме лекций, семинаров, лабораторных занятий. Эти формы работ призваны помочь учащимся сориентироваться в выборе профиля, дать возможность проявить себя, добиться успеха в выборе будущей сферы деятельности.

Предпочтительные виды деятельности – самостоятельная исследовательская работа, реферативная работа.

2/3 части курса учащиеся работают самостоятельно. Возможность проявления инициативы состоит в выборе тем для исследовательской деятельности, написании рефератов.

Критериями, позволяющими учителю и ученикам оценить успехи в изучении данного курса, являются различные тесты, носящие контролирующий характер, степень активности на занятиях – участие в семинарах.

Динамика интереса к изучаемому курсу будет фиксироваться учителем методом анкетирования и тестирования.

Учебный и вспомогательный материалы – лекции учителя, фонд кабинета химии, интернет, дидактический материал, справочная литература.

Изучение элективного курса завершается для учащихся зачетом – это реферативная работа.

Цели элективного курса:

1)через активные формы организации деятельности учащихся вызвать интерес к предмету;

2)способствовать формированию активной жизненной позиции в вопросах использования химических средств в быту в повседневной жизни;

3)помочь ученику в выборе будущего профиля обучения;

4)дать ученику возможность реализовать свои творческие способности, при выполнении реферативных работ;

5)продолжить формировать общеучебные умения и навыки учащихся планировать работу и поэтапно ее осуществлять, работать с дополнительной литературой, умение проводить презентацию своего проекта, идей.

Задачи элективного курса:



выявление интересов и склонностей учащихся, формирование практического опыта, способствование сознательному трудового пути и созданию основы последующей профессиональной подготовки;

осуществление развития определенного образа мышления на основе решения задач с производственным содержанием;

формирование практических умений и навыков работы с лабораторным оборудованием и реактивами как средства расширения политехнического кругозора;

оказание посильной помощи в принятии адекватного решения о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

Структура курса.



Теоретический блок (лекции, семинары) – 17 часов.

Экспериментальный блок (лабораторный практикум) — 7 часов.

Блок решения задач с экологическим и производственным содержанием – 4 часа.

Защита проектов или рефератов – 4 часа.

Аналитический блок (анализ деятельности, профессиональное анкетирование и тестирование) – 2 часа.

Содержание курса.

Химия пищи – 3 часа.

Жиры, белки, углеводы. Соли в пище.

Практическая работа: «Качественные реакции на жиры, белки, углеводы»

Химия и строительство – 2 часа.

Цемент. Известь. Почему клей клеит? «… для наружных и внутренних работ».

Лабораторная работа: «Знакомство с веществами, используемыми в строительстве».

Химия в саду и огороде – 5 часов.

О минеральных удобрениях. Химические средства защиты растений.

Практическая работа: «Определение качественного состава удобрений».

Моющие средства в быту – 5 часов.

Из истории моющих средств. Чем и как стирать, белить, крахмалить?

Химия в стиральной машине.

Лабораторная работа: «Знакомство с моющими средствами»

Синтетические моющие средства помогают наводить порядок – 2 часа.

Безабразивные чистящие средства. Что такое образив? Что такое накипь и как ее удаляют?

Практическая работа: «Удаление накипи»

Химия и косметика – 2 часа.

Носители запаха. Пудры. Аэрозоли. Волшебное превращение причесок.

Лабораторная работа: «Знакомство с запахами косметических средств»

Химия — помощник туристов – 4 часа.

Как получают водонепроницаемую ткань? Посуда туриста. Химия вокруг костра. Химия на страже здоровья туриста. Как подать сигнал друг другу с помощью химии.

Форма контроля.

Тесты, степень активности на занятиях – участие в семинарах, анкетирование, рефераты.



Используемая литература.

Э. Шпаусус «Путешествие в мир химии».

Г.Д. Харломович, А.С.Семенов «Многоликая химия».

Л.Ю.Аликберова, Е.Н.Хабарова «Сведения об экологии в химических задачах». №6 «Химия в школе» -2000г.

Т.Браун, Г.Лемей «Химия в центре наук»

В.Н.Грамм-Осипова, О.Д.Арефьева «Расчетные задачи с экологическим содержанием» №7 «Химия в школе» -2000г.