Химия в быту Элективный курс для 9 класса

Пояснительная записка.

Одна из главных задач, которую я стремлюсь решить в процессе обучения химии,- это формирование в сознании учащихся комплексного представления о научно-предметной и ценностной картинах мира и обучение их способам применения приобретённых знаний в практической жизни. С этой точки зрения химия – удивительная область познания, которая позволяет по-особому изучать окружающий нас мир.

Программа данного элективного курса предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 17 часов. Актуальность данного курса определяется необходимостью формирования химической грамотности учащихся. Элективный курс – имеет предметноориентированный, интегрированный характер (биология, медицина, экология).

Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и представляет возможность интеграции знаний, позволяя создать положительную мотивацию обучению. Раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.

Элективный курс даёт ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, позволяет познакомиться с профессиями, для которых необходимо знание химии.

В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека, практические занятия, носящие познавательно-исследовательский характер.

Элективный курс состоит из разделов: « Химия в медицине», Моющие и чистящие средства», « Химия и косметика», « Химия нашей пищи».

Поскольку материал данного курса не подкреплён конкретным учебным пособием, то преподавание теоретического курса занятий рассчитано в основном на лекции, семинары, использование электронных учебников, используются инновационные технологии обучения: интеграция знаний, дифференциация, проектная деятельность учащихся, которая позволяет сформировать у учащихся умение самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивать их творческие способности.

Контроль знаний, умений и навыков осуществляется путём индивидуального (письменного, устного), фронтального опроса, тестового контроля, подведение итогов практических работ, деловая игра конкурс творческих работ, составление схем, графических изображений (ментальные карты, кластеры, концептуальные таблицы), защита проектов.

В результате изучения этого курса учащиеся должны знать: средства гигиены и косметики, препараты бытовой химии, наиболее используемые в домашней аптечке лекарства. Уметь: соблюдать правила безопасности при общении с лекарственными препаратами, бытовой химией, средствами личной гигиены, маркировку пищевых, гигиенических продуктов и умение их читать.

ЦЕЛЬ КУРСА:

воспитывать у учащихся экологическую грамотность поведения в окружающей среде, в школьной лаборатории и в быту, бережное отношение с веществами и материалами;

развивать навыки практического использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, привлечь учащихся к наблюдениям, анализу;

формировать у учащихся химическую грамотность, мышление.

ЗАДАЧИ КУРСА:

Расширение и углубление знаний учащихся по теме «Химия в быту» с целью создания положительно мотивации обучения на планируемом профиле, развивать интерес у учащихся к предмету.

Тематический план.

№ п



Наименование раздела, темы

Количество часов

Количество часов практики

1

Организационное занятие

1

2

Большая стирка

8

4

3

Салон красоты

2

4

Химия и строительство

2

1

5

Химия и медицина

4

Содержание учебной программы.

Тема 1. Организационное занятие.

Ознакомление учащихся с содержанием элективного курса. Связь химии с нашей повседневной жизнью.

Тема 2. Большая стирка.



Проблема стирки. Зависимость процесса стирки от химических веществ. Новые стиральные порошки, пасты, отбеливатели. Выведение пятен. Чистота кожи, волос, зубов. Помощь химии в правильном выборе мыла, шампуня, дезодорантов.

Тема 3. Салон красоты.

Химия на службе красоты. Химические процессы, лежащие в основе самого простого ухода за кожей и волосами – их мытья, завивки, окраски. Свойства кожи и волос.

Тема 4. Химия и строительство.

Капитальный ремонт – серьезное событие для каждой семьи. Химические процессы, лежащие в основе строительных материалов. Закономерные протекания этих процессов, позволяющие выполнить ремонт быстро и качественно.

Тема 5. Химия и медицина.

Лекарственные препараты. Фитотерапия. Лекарственные растения Коми республики. Вред наркотических веществ, алкоголя, никотина.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название раздела, темы

Сроки

Тема 1. Организационное занятие.

1/1

Организационное занятие. Связь химии с повседневной жизнью.

1нед

Тема 2. Большая стирка.

2/1

Большая стирка

2нед

3/2

«Белизна» во всех делах годна

3нед

4/3

Практическая работа №1 «Выведение пятен»

4нед

5/4

Практическая работа №2 «Эффективность от состава, от температуры»

5нед

6/5

Мойдодыр

6нед

7/6

Практическая работа №3 «Выбор мыла и шампуня»

7нед

8/7

Практическая работа №4 «Выбор зубных паст, дезодорантов»

8 нед

Тема 3. Салон красоты.

9/1

Салон красоты

9 нед

10/2

Химия нашей прически

10 нед

11/3

Химия и косметика

11 нед

Тема 4. Химия и строительство.

12/1

Практическая работа №5 «Решение экспериментальных задач»

12 нед

13/2

Капитальный ремонт.

13 нед

Тема 5. Химия и медицина.

14/1

Химия лекарственных соединений.

14 нед

15/2

Растения – целители.

15 нед

16/3



Конференция «Вредным привычкам – нет!»

16 нед

17/4

Конференция «Вредным привычкам – нет!»

17 нед

Список литературы

О.С. Габриелян. Химия 10 класс. М. Дрофа 2001.

О.С. Габриелян. Химия 11 класс. М. Дрофа 2002.

Дрибноход Ю. Введение в косметологию. СПб., 1999.

Книга о здоровье. М. Медицина. 1988.

Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.1992.

Химия в школе №1. 2005.

Эйхлер В. Яды в нашей пище. Перевод с немецкого М.Мир 1993.

Энциклопедия. Наука. Дорлинг Киндерсли. Лондон 1999.