Химия в быту Элективный курс для 8 класса

Пояснительная записка.

Этот элективный курс по химии рассчитан на учащихся 8-х классов. Предложенная программа носит адаптивный характер. Курс направлен на удовлетворение познавательных интересов о веществах и их практическом применении в повседневной жизни. А так же позволяет учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам бытовой химии, что способствует расширению и углублению базового компонента химического образования, обеспечивает интеграцию информации, химического, биологического и технологического характера, а так же позволяет сделать обучение более интересным для учащихся.

Цель: показать практическое значение химических веществ, их применение, развивать практические навыки работы с веществами в повседневной жизни, способствовать сознательному выбору химико-биологического профиля.

Задачи:

Предоставить учащимся возможность реализовать свой интерес к химии и рассмотреть знания о применении веществ в повседневной жизни.2. Совершенствовать экспериментальные умения и навыки проведения несложных опытов, их использование в домашних условиях.3. Развивать познавательные интересы, мыслительные процессы, склонности испособности учащихся, умение самостоятельно добывать знания.4. Уточнить готовность и способность учения к выбору профессий, входящих в мир химии.Продолжительность курса – 17 ч. Результатом изучения курса может быть защита проекта, рефератов, деловая игра

II. Тематический план

1 Разделы

2 Количество часов

3 Примечание

I. Введение «Химия в быту»

1

Лекция

II. Гидросфера. Вода, которую мы пьем.

6

Лекция

Практические занятия

III. Скорая химическая помощь (химчистка на дому)

2

Практические занятия

IV.СМС и средства ухода за предметами домашнего обихода

2

Практически занятия,проектная деятельность

V. Будьте красивыми

2

Проектная деятельность

VI. Строительные материалы (ремонт своими силами)

2

Практически занятия

VII. Сад и огород

1

Практически занятия

VIII. Химические процессы в технологии приготовления пищи

1

Практически занятия

Итого:

17

III. Содержание учебной программы

Введение « Химия в быту» (1 час)

Во введении ознакомить с материалом об использовании химии в быту с древних времен до наших дней. Отмечаем правила по технике безопасности при использовании современных препаратов бытовой химии. Основные термины: яды и противоядия; первая медицинская помощь; класс опасности.Должны знать: ядовитые и едкие вещества; простейшие противоядия, способы оказания первой медицинской помощи.Должны уметь: оказывать первую помощь при отравлениях и ожогах, порезах.Практические занятия: содержание домашней аптечки.2. Гидросфера. Вода, которую мы пьем (6 часов).

Повторить понятие гидросферы, познакомить с химическим составом воды, и ее пригодностью для питья и общего пользования, свойство воды как растворителя. Определить жесткость воды и приготовить раствор определенной концентрации.

Основные термины: гидросфера, жесткость воды, свойство вещества

Должны знать: химический состав воды, свойства воды, жесткость воды, способы очистки воды

Должны уметь: определять жесткость воды, готовить растворы заданной концентрации

Практические занятия:

Свойство воды как растворителя. Способы очистки воды.

Сравнение водопроводной воды и технической по запаху, цвету, прозрачности, кислотности, наличию осадка после отстаивания, пригодность для использования.

Определение жесткости воды.

Приготовление растворов заданной концентрации

3. Скорая химическая помощь (химчистка на дому) ( 2 часа)Азбука химчистки. Техника выведения пятен. Пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, от пищевых продуктов, крови, краски и т.д. чистка верхней одежды драпировок, диванов, ковров, меха. Основные термины: пятновыводители (чистящие средства), виды тканей; растворитель, загрязнитель.Должны знать: технику выведения пятен различного происхождения; приемы чистки мебели, одежды. Должны уметь: выводить пятна различного происхождения; чистить верхнюю одежду; мебель, мех.Демонстрации: пятна различного происхождения; средства для чистки; удаления пятен.Практические занятия:

Удаление пятен.

Чистка одежды и меха.

4. СМС и средства ухода за предметами домашнего обихода (2 часа)Синтетически моющие средства. Мыло. Отбеливатели. Жесткость воды и ее умягчение. Образование и удаление накипи. Удаление ржавчины. Средства для удаления накипи и ржавчины.Термины: мыло, СМС, отбеливатели, жесткость воды (временная и постоянная), накипь, ржавчина. Должны знать: состав мыла и СМС, причины жесткости воды, образование накипи, способы умягчения воды и удаление накипи, состав ржавчины и способы ее удаления с различных изделий. Должны уметь: умягчать воду, получать мыло, подбирать СМС по виду ткани и загрязнению, удалять накипь и ржавчину.Практические занятия:

Получение мыла. Умягчение воды.

Удаление накипи с эмалированной посуды и предотвращение ее образования.

Удаление ржавчины.

5. Будьте красивыми (2 часа)Средства ухода за зубами. Дезодоранты. Декоративная косметика (макияж, цветовая гамма). Духи. Помада. Крема. Лаки.Термины: декоративная косметика, лак, духи, туалетная вода, дезодорант, помада, крем, гель. Должны знать: назначение зубных паст, порошков, макияжа, цветовую гамму.Должны уметь: подбирать нужные зубные пасты, щетки, цветовую гамму макияжа, декоративную косметику по возрасту, цели, времени года.Демонстрации: образцы средств ухода за зубами, образцы декоративной косметики.Практические занятия:

Чистка зубов

Наложение макияжа



6. Строительные материалы (ремонт своими силами) (2 часа)Краски, лаки, ЛКМ: их состав и назначение. Средства для шлифовки и полировки поверхностей. Вяжущие материалы. Бытовые клеи.Термины: ЛКМ. Вяжущие материалы (асбест, цемент, гипс), шпаклевки. Должны знать: назначение строительных химических средств (гипс, асбест, цемент, лаки, краски, клеи).Должны уметь: Готовить вяжущие растворы, подбирать лаки и краски по назначению и колеру.Демонстрации: образцы строительных материалов. Лаков, красокПрактические занятия: твердение цемента и гипса.7. Сад и огород (1 час)Удобрение и их классификация. Нормы и сроки внесения удобрения. Кислотность почвы и ее известкование. Средства борьбы с сорняками и вредителями сада и огорода. Стимуляторы роста и развития растений и плодообразования. Признаки недостатка и убытка питательных веществ.Термины: удобрения (минеральные, органические), кислотность почвы, известкование. Гербициды и инсектициды. Стимуляторы роста и развития. Должны знать: классификацию удобрений, способ определения кислотности почвы, сроки и способы внесения удобрений, правила применения гербицидов, инсектицидов, стимуляторов роста. Должны уметь: готовить растворы нужной концентрации удобрений, способы применения удобрений для внекоренных и коренных подкормок, технически проводить обработку растений с целью защиты от вредителей.Демонстрации: коллекции «Удобрения». Образцы стимуляторов роста и развития. Образцы гербицидов и инсектицидов.Практические занятия:

Приготовление раствора удобрения нужной концентрации.

Приготовление бордоской жидкости для обработки растений.

8. Химические процессы в технологии приготовления пищи (1 час)Гашение соды. Брожение. Денатурация белков. Получение инвертного сахара. Белки, жиры, углеводы, соли. Искусственная пища.Термины: искусственная пища, денатурация, гашение соды, брожение, ферменты, белки, жиры, углеводы, инвертный сахар. Должны знать: состав белков, жиров, углеводов и их значение в питании человека. Процесс разрыхления теста, процесс брожения.Должны уметь: пользоваться разрыхлителями, готовить инвертный сахар на водяной бане.Демонстрации: образцы солей, употребляемых в пищевой промышленности.Разложение карбона аммония. Денатурация белка.Практические занятия: гашение соды, приготовление инвертного сахара.

Календарно — тематическое планирование

1

Введение «Химия в быту»

2

Гидросфера. Распространенность вод, круговорот воды в природе, его значение в

сохранении природного равновесия

3

Вода – универсальный растворитель. Химический состав воды. Жесткость воды.

Методы, применяемые для очистки воды, и их эффективности.

4

Практическая работа№1: «Свойство воды как растворителя. Способы очистки воды»

5

Практическая работа№2: «Сравнение водопроводной воды и технической по запаху, цвету, прозрачности, кислотности, наличию осадка после отстаивания, пригодность для использования»

6

Практическая работа№3 «Определение жесткости воды»

7

Практическая работа№4.»Приготовление растворов заданной концентрации»

8

Скорая химическая помощь (химчистка на дому). Практическая работа №5 «Удаление пятен»

9

Скорая химическая помощь (химчистка на дому) Практическая работа №6 «Чистка одежды и меха»

10

СМС и средства ухода за предметами домашнего обихода. Практическая работа№7 «Получение мыла. Умягчение воды».

11

Практическая работа№8 «Удаление накипи с эмалированной посуды и предотвращение ее образования. Практическая работа№9 «Удаление ржавчины»

12

Будьте красивыми. Практическая работа №10 «Чистка зубов»

13

Будьте красивыми. Практическая работа № 11 «Наложение макияжа»

14

Строительные материалы (ремонт своими силами)

15

Строительные материалы (ремонт своими силами)

16

Сад и огород. Практическая работа №12-13 «Приготовление раствора удобрения нужной концентрации». «Приготовление бордоской жидкости для обработки растений»

17

8. Химические процессы в технологии приготовления пищи. Практическая работа №14 «Гашение соды, приготовление инвертного сахара».

Темы рефератных работ (проектов):

Домашняя аптечка.

Техника выведения различных пятен.

Средства ухода за обувью.

Моя любимая шуба.

Средства ухода за мебелью.

Чтобы стекла блестели.



СМС.

Чистящие и моющие средства.

Ароматные средства.

Какая краска для волос лучше?

Химия и косметика.

Средства борьбы с «незваными гостями» (муравьи, тараканы, клопы, мыши, крысы, мухи, комары).

Искусственная пища: за и против.

Химия в моем доме.

Я хочу быть.



Литература для учителя1. Артунин А.М., Державин Л.М. краткий справочник по удобрениям. – М.:Колос,1984.2. Балуева Г.А., Осокина Д.Н. Все мы дома химики. – М: Химия, 1979.

3. Белин В.Ф. ваш огород (маленькая энциклопедия). – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1998.

4. Войтович В.А., Афанасьев А.Х. Химия в быту. – Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1974.5. Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание, 1980.6. Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия. 11 класс. Ч.2 – М.: Дрофа, 2003.7. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Ленинград: Химия. Ленинградское отделение, 1985; Высшая школа, 1992.8. Маршанова Г.Л. Техника безопасности в школьной химической лаборатории. Сборник инструкций. – М.: Аркти, 2002.9. Мусская И.А. Домоводство. – Ижевск: ДОК Урал-Би-Си, 1991.10. Тихвинская М.Ю. Практикум по химической технологии. – М.: Просвещение, 1984.Литература для учащихся1. Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. – Ярославль: «Академия К0».Академия холдинг, 2000.2. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М.: Высшая школа, 1992.

Оксенгендлер Г.И. Яды и противоядия. – Ленинград: Наука, 1982.

Ольгин О.М. Опыты без взрывов. – М.: Химия, 1986.

Смирнов Ю.И. Мир химии. – СПб.: «МиМ – Экспресс», 1995.

Шульпин Г.Б. Эта увлекательная химия. – М.: Химия, 1984.