химия на приусадебном участке

МОУ Булгунняхтахская СОШ имени С.П.Ефремова

Элективный курс«Химия на приусадебном участке»

10-11 класс

Составила Алексеева Надежда Петровна –

учитель биологии и химии

Булгунняхтах 2011

Содержание.

Пояснительная записка.

Методические рекомендации.

Программа интегрированного элективного курса.

Тематическое планирование.

Приложение.

Список литературы

Пояснительная записка

Курс построен в свете современных требований к повышению сельскохозяйственной грамотности населения, нацеленной на развитие агропромышленного комплекса республики

Программа элективного курса «Химия на приусадебном участке» составлена наоснове интеграции таких учебных предметов как химия и биология.

Содержание курса имеет образовательный и прикладной характер в областиагрохимической и агротехнической наук. Он может рассматриваться как курс,«поддерживающий» изучение основных предметов биологии и химии в рамках естественно-научного профиля. Данный элективный курс также служит выстраиванию индивидуальной образовательной траектории школьника. Если школьник обучается по другому профилю, или планирует сдавать выпускные экзамены по химии (биологии) в форме ЕГЭ и вступительные экзамены в с/х учебные заведения или ВУЗы на биолого-химические факультеты. Курс может использоваться учителями биологии и химии для предпрофильной подготовки обучающихся.

Объем — 35 часа (1час в неделю)

Основные цели изучения:

Способствование самоопределению обучающегося, выбору дальнейшейпрофессиональной деятельности.

Приобретение знаний и практических навыков, освоение способовдеятельности для решения практических, жизненных задач.

Способствование активизации познавательной деятельности школьников.

Развитие опыта самореализации, умение воздействовать на коллектив.

Воспитание личности современной, компетентной, информированной,творческой.

Задачи курса:

Выработать комплекс агрохимических и агротехнических знаний,направленных на наиболее полную реализацию их в жизни.

Способствовать развитию умений реализовывать полученные знания в жизни.

Научить школьников безопасному и экологически грамотному обращению сприродой

Расширение и углубление, систематизация межпредметных знаний по химии и биологии.

Развитие общих приемов интеллектуальной и практической деятельности.

Методические рекомендации

Программа интегрированного элективного курса «Химия на приусадебном участке»соответствует базовым требованием к содержанию образования. Она сориентирована наинтегрированный подход к образованию, соответствует нормативам учебной нагрузкиучащихся и рассчитана на 35 часов. Предназначен для изучения в 11 классе.

Программа курса имеет выраженный прикладной характер и направлена настановление сельскохозяйственной компетентности школьников, развитие у нихпрактических умений и навыков по выращиванию с/х продукции на приусадебном участке.

При изучении курса реализуются межпредметные связи таких наук, как биология,химия, агрохимия, агротехника, экология. Программа курса составлена таким образом, чтопреподавание могут вести учителя и биологии, и химии.

Элективный курс предполагает использование лекций, семинаров, практических,научно — исследовательских работ; ведения коротко- и долгосрочной проектнойдеятельности обучающихся, проведения экскурсий

При проведении данного курса возможны следующие виды деятельностиобучающихся: устные сообщения, написание рефератов, составление схем-таблиц,выполнение практических работ и демонстрационных опытов, осуществление и презентация, мини-проектов. Возможно осуществление полноценных проектов и исследований, изготовление слайд-фильмов, участие в различного рода игровых занятиях и конкурсах и др. По окончания курса проводится итоговое компьютерное тестирование.

Программа интегрированного элективного курса« Химия на приусадебном участке » (35ч.)

11 класс, 1 час в неделю

Тема 1. История развития агрохимии и агротехники. (2ч.)

История развития агрохимических и агротехнических знаний. Опыт земледелиярусского ученого — химика Д, И. Менделеева. Классические исследования в земледелии К. А.Тимирязева и Д.Н. Прянишникова. Химизация земледелия. Задачи агрохимии и агротехники.

Тема 2. Питание растений (5 ч.)

Химический состав растений. Химические элементы, необходимые растениям.Соотношение элементов питания в растениях и их вынос с урожаем. Влияние условийвнешней среды на поступление питательных веществ в растения. Растительная диагностика питания растений.

Практическая работа № 1. Определение гигроскопической влаги и сухого остатка.

Практическая работа № 2. Определение содержания каротина в овощах.

ТемаЗ. Удобрения. (11ч.)

Минеральные удобрения, их свойства. Азотные, фосфорные, калийные удобрения.Микроудобрения. Комплексные удобрения. Органические удобрения. Подстилочный ибесподстилочный навоз. Компосты. Навозная жижа. Птичий помет. Приемы, сроки, способы внесения удобрений Эффективность удобрений. Определения содержания питания. Элементов в удобрениях.

Практическая работа № 3.Определение минеральных удобрений.

Тема 4. Агротехника. (6 ч.)

Севообороты. Обработка почвы. Подбор сортов. Посев. Уход за посевами. Уборка ихранение урожая.

Тема 5. Химические средства защиты растений. (11ч.)

Вредители и болезни растений. Средства защиты растений от вредителей и болезней. Меры безопасности при работе с химическими средствами защиты растений. Проблемы экологии.

Практическая работа № 4. Определение содержания нитратов в овощах

Тематическое планирование элективного курса«Химия на приусадебном хозяйстве» в 9-11классе (1час в неделю)

№п/п

Тема занятия

Вводимые опорныепонятия и представления

Планируемые результаты обучения

Тема 1. История развития агрохимии и агротехники. (2ч.)

1

1. История развитияагрохимических иагротехническихзнаний. Роль русскихученых в развитииземледелия.Постановка целей изадач на подготовку квыполнениюдолгосрочногопроекта «Можно лидостигнуть наприусадебном участкемаксимального урожаякартофеля?»

АгрохимияАгротехника Земледелие

Развитие земледелия в России.Агрохимический иагротехнический опыт русскихученых Д.И.Менделеева,К.А.Тимирязева, Д.П.Прянишникова

2

2. Химизация. Цели изадачи агрохимии иагротехники.

Круговорот и балансхимических элементов всистеме почва — растение

Агрохимические иагротехнические приемы вдостижении максимальныхурожаев

Тема 2. Питание растений (5 ч.)

3

1. Химический составрастений. Химическиеэлементы,необходимыерастениям.

гигроскопическая влага,сухое вещество растений,элементный составрастений

Химический состав растений.Соотношение элементов питания врастениях и их вынос с урожаем.

4

2. Влияние условийвнешней среды напоступлениепитательных веществв растения.

Концентрацияпитательного раствораантагонизм и синергизмионов

Зависимость поглощенияпитательных веществ отбиологических особенностейрастения, свойств почвы,температуры, влажности, аэрации,освещенности др.

5

3. Растительнаядиагностика питаниярастений.

Голодание растенийпризнаки дефицитахимических элементов врастениях

Обнаружение признаковнедостатков хим. элементов впитании растений по изменениювнешнего вида растений

6

4. Практическаяработа № 1.Определениегигроскопическойвлаги и сухогоостатка.

Закрепить знания о химическомсоставе растений

7

5.Практическая работа№2

Определениесодержания каротинав овощах.

Научиться определять содержаниевитаминов в продуктах и овощахна примере каротина

Тема 3. Удобрения. (11ч)

8

1 .Классификацияудобрений. Свойстваудобрений

МинеральныеОрганическиеКомплексные Сложныеудобрения

Знать классификацию и свойства удобрений. Правила хранения,транспортировки и использования удобрений определяемые их физ.и хим. свойствами

9

2. Азотные удобрения

Ассортимент азотныхудобрений

Роль азота в питании растений круговорот азота в земледелииКлассификация азотных удобрений

10

3. Нитратные,аммиачные и амидныеудобрения

Натриевая, кальциевая,аммиачная селитры.Аммиачная вода, сульфатаммония, хлорид аммония,мочевина

Производство, применениеазотных удобрений

11

4. Фосфорныеудобрения.

Простой и двойнойсуперфосфат, преципитат,фосфоритная мука

Роль фосфора в питании растенийкруговорот фосфора в земледелииКлассификация фосфорныхудобрений

12

5. Калийныеудобрения.

Хлорид калия, сульфаткалия, поташ,сильвинит

Роль калия в жизни растений исодержание его в урожае

13

6.Органическиеудобрения.

Навоз, навозная жижа,компост, птичий помет,сапропель,городскоймусор, зеленые удобрения(сидераты)

Виды органических удобрений,многостороннее действиеорганических удобрений на свойства почвы и повышение урожайности с/х культур

14

7. Эффективностьудобрений

Микроудобрения,комплексные удобрения

Приемы, сроки, нормы, способы итехника внесения удобрений.Применение микроудобрений,комплексных удобрений

15-

16

8-9. Определениесодержанияпитательныхэлементов вудобрениях

Питательные элементы

Вычисление содержанияпитательных элементов азота, фосфора и калия

18

10-11. Практическаяработа № 3Определениеминеральныхудобрений

Научиться используя знания офизических и химическихсвойствах удобрений распознаватьудобрения

Тема 4. Агротехника. (6 ч.)

19

1. Севообороты.

Предшественники , схемысевооборотов

Разработка севооборотов овощных культур на приусадебном участке

20

2. Обработка почвы.

Приемы обработки почвы,лущение, вспашка,рыхление, (культивация)

Способы обработки почвы, их качество и своевременность

21

3. Подбор сортов.

Районированные сорта,сортоиспытание

Правила подбора сортов культурПолучение посадочного материала

22-23

4-5. Посев. Уход запосевами.

Нормы, сроки высадки(посева), всхожесть семян

Важность знаний о сроках инормах высадки растений,культивация посевов до появления всходов, уход за посевами в периодпоявления всходов. Формирование густоты стояния растений.Рыхление почвы в междурядьях.Борьба с сорняками, болезнями ивредителями растений

24

6. Уборка и хранениеурожая.

Сроки уборки, подготовка ипоследовательность уборкиурожая, сортировка урожая,укладка в хранилище

Тема 5. Химические средства защиты растений (11ч)

25-26

1-2. Вредители иболезни растений.

Ущерб, наносимый вредителями иболезнями растений

27-28

3-4. Средства защитырастений отвредителей иболезней.

Гербициды, пестициды,инсектициды, фунгициды

Комплекс профилактических,агротехнических и химическихмероприятий проводимых для уничтожения тех или иных вредителей и болезней растений

29

5. Меры безопасностипри работе схимическимисредствами защитырастений.

Инструктаж побезопасному применениюпестицидов и минеральныхудобрений. Инструкции поприменению с хим.средствами защиты

Т.Б. с токсическими веществами.Индивидуальные средства защиты.Недопустимость работы стоксическими веществами детей, не достигших 18 лет, беременных и кормящих женщин. Помощь при первых признаках отравления

30

6.Охрана окружающей

среды

Антропогенноевоздействие на природу,тяжелые металлы,кислотные дождиСтандарты ВОЗ(всемирной организацииздравоохранения)ПДК хим. соединений

Разнообразные изменения хим. состава окружающей среды, экологические последствия от нерационального применения удобрений хим. средств защиты растений

31

7. Практическаяработа №4Определениесодержаний нитратовв овощах.

Определить содержание нитратов вовощах различного происхождения(со своего приусадебного участка;купленных в магазине и на рынке)

32

8. Экскурсия ваэропорт: «Знакомствос участкомхимической авиации»

Знакомство с самолетами АН — 2,работающими на АХР. Срокивыполнения и вид авиахимработ.Т.Б.при работе на АХР

33

9. Защита проектов

Защита презентаций учащихся

34

10. Итоговое

компьютерное

тестирование

35

11. Анализ работ.Подведение итогов.Награждение.

Список литературы для учителя.

Сборник нормативных документов. Химия / сост. Э. Д. Днепров. А. Г.Аркадьев. — 2-е изд. стереотип. — М.: Дрофа, 2006. — 61с.

Б. А. Ягодин. П. М. Смирнов, А. В. Петербургский и др. Агрохимия. — 2-е изд..переработ, и доп. — М.: Агропромиздат, 1989. -639с: ил.

И. К. Цитович. Химия с сельскохозяйственным анализом. Изд. 2-е, перераб. идоп. М., «Колос», 1974. — 527 с: ил.

П. А. Оржековский, В. Н. Давыдов, Н. А. Титов Творчество учащихся напрактических занятиях по химии. Книга для учителя. М., 1999 — 152 с: ил.

С. В. Дендебер. О. В. Ключникова. Современные технологии в процессепреподавания химии. М.: 5 за знания, 2007. — 112 с.

Список литературы для учащихся.

Г. В. Устименко, П. Ф. Кононков и др. Основы агротехники полевых иовощных культур: Учеб. пособие для учащихся 8-11кл. сред, сельск. шк. М.:Просвещение, 1991. — 240 с: ил.

И. Г. Хомченко. Сборник задач и упражнений для средней школы.

Д.И. Трайтак, Н. Д.Трайтак Сборник задач и упражнение по биологии М.:Мнемозина, 1998. — 159с: ил.