Химия — это наука умеющая творить чудеса

МБОУ гимназия №13

Конспект урока – презентации предмета химии

для 6-х классов

«Химия – наука умеющая творить чудеса»

Учитель: Шумилова Алина

Фёдоровна

Задачи урока.

Образовательные: познакомить обучающихся с предметом химии; дать представление о химии как о точной науке, не лишенной лирики; представить точки зрения на происхождение слова “химия”; показать взаимосвязь химии с другими науками.

Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету; знакомство обучающихся с достижениями современной науки.

Оборудование и реактивы. Компьютер, штативы с пробирками, химические стаканчики, спиртовка, фарфоровая чашка, коническая колба, парафиновые свечи, стеклянная палочка; вода, раствор нашатырного спирта, кусочки льда, речной песок, растворы KI, Pb(NO3)2, NaOH, Na2SO4, BaCl2, HCl, Сa2CO3, лакмус, фенолфталеин, дихромат аммония, перманганат калия, конц. серная кислота, раствор этилового спирта.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (приветствие).

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в кабинете химии.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Химия – это наука, умеющая творить чудеса. В этом чудесном определении химии, которое лишь по случайности не вошло в учебники, нужно твердо усвоить то, что химия – это наука.

И как всякая наука требует к себе самого серьезного, самого ответственного отношения.

Химия – это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся просто чудом.

Секрет этой магии – знание химического ремесла.

(говоря эти слова, учитель демонстрирует опыты: «Самовозгорание свечи», «Превращение воды в малиновый сироп и обратно»)

Учитель. Какие ассоциации вызывает у вас слово “химия”?

К какой группе наук относится наука “химия”?

Вы уже знаете, как переводятся слова: “география”, “геометрия”, “биология”, а как переводится слово “химия”?

Ответы учащихся.

3. Информация.

Учитель: существует несколько версий происхождения этого слова:

а) Хми (египетск.) – “черная” земля. Древнее название Египта, где зародилась наука химия.

б) Кеме (египетск.) – “черная” наука. Алхимия как темная, дьявольская наука (сравнить с чернокнижием – колдовством, основанным на действии нечистой силы).

в) Хюма (древнегреч.) – “литье” металлов; того же корня и греческое хюмос – “сок”.

г) Ким (древнекитайск.) – “золото”. Тогда химию можно толковать как “златоделие”.

Наука о веществах и их превращениях зародилась в Египте – в технически наиболее передовой стране древнего мира. В VIII – IX веках появились первые арабские химики. Арабы и переделали первоначальное название «химия» в «алхимия» (прибавив к этому слову характерную для арабского языка приставку «ал»). Европейцы позднее заимствовали это слово у арабов, и в результате в европейских языках появились термины «алхимия» и «алхимик».

В раздробленной феодальной Европе постепенно развивалась торговля. Однако из-за трудностей и опасностей перевозить можно было только достаточно дорогие и небольшие по объему товары. Поэтому в Европу из восточных стран ввозили почти исключительно предметы роскоши, единственным средством оплаты которой мог служить основной обменный эквивалент – золото. Но естественных источников получения золота в Европе было крайне мало. Этим и объясняется то, что исследования алхимиков были направлены на поиски «философского камня», якобы способного превращать любой металл в золото.

(учитель демонстрирует опыты: «взаимодействие мела с соляной кислотой», «получение алхимического золота»)

В тиши секретных подземелий,

При свете трепетных свечей

Искал алхимик способ верный,

Как золото добыть скорей.

Мечтал он философский камень

Найти, чтоб мог он волшебством

Любые заставлять металлы

Сверкать в сиянье золотом.

Летели дни, века и годы,

Сменялись троны и цари,

Заветный камень философский

Он так и не сумел найти.

Открыты многие лекарства,

Стекло, керамика, металл.

Ведь множество секретов разных

Алхимик в опытах познал.

Склонясь к таинственным ретортам,

Он свойства открывал веществ,

И тайны сплавов и растворов

Ему открылись наконец.

И труд его не стал напрасным:

Алхимия из волшебства

Дала нам путь простой и ясный.

Так к людям химия пришла.

Химия хотя и сложная наука, но многое вам уже известно из других наук, из жизненного опыта. Мы убедимся в этом сами. Я предлагаю вам попробовать ответить на вопросы из различных тем курса химии 8-го, 9-го, 10-го классов.

Вопросы викторины “Такая ли уж сложная химия?”

• Почему мы дуем на спичку, когда хотим ее потушить?

(В выдыхаемом воздухе содержится СО2.)

• Почему горящий бензин нельзя тушить водой?

(Бензин легче воды и не смешивается с ней.)

• Как пронести в ладошке 1 литр воды, не пролив ни капли?

(Заморозить в лед.)

• В каком море нельзя утонуть? Почему?

(В Мертвом море, оно очень соленое.)

• Из 1 г какого металла можно вытянуть проволоку длиной 2,5 км?

(Из золота.)

• Можно ли заполнить воздухом только половину баллона?

(Нельзя.)

• Соединения какого металла придают планете Марс красный оттенок?

(Соединения железа.)

• Три одинаковые горящие свечи одновременно накрыли тремя банками емкостью 0,4 л, 0,6 л и 1 л. Что при этом произойдет?

(Свеча погаснет тем раньше, чем меньше объем банки.)

Учитель после каждого ответа говорит, к какой теме и классу относится вопрос.

За правильный ответ ученик получает на память таблицу растворимости или периодическую таблицу небольших размеров.

Вопросы можно использовать не все, в зависимости от времени ответов на них, но нужно обязательно сказать детям, что их новые знания будут основываться на уже имеющихся, полученных на других уроках, а с трудными вопросами поможет разобраться учитель.



Ребята, а вы слышали такое выражение: «Дыма без огня не бывает». Сейчас я вам докажу, что в химической лаборатории возможно все.

(учитель демонстрирует опыт «Дым без огня»)

А сейчас я хочу предложить вам поиграть в игру «Что в черном ящике?»

Класс делится на команды по 4 человека.

Учитель. Задание командам: по описанию особенностей свойств, истории открытия, знакомых областей применения вам надо угадать, о каком веществе идет речь. Угадав вещество с первой попытки, вы получаете 5 баллов, со второй – 4 балла и т.д. Ответы даются в письменном виде, чтобы другие команды могли продолжить игру. Если команда дала неправильный ответ, она имеет право продолжить игру, но получает минус 1 балл.

По итогам двух-трех туров определяется команда-победитель, которая получает приз.

Ведущий дает правильный ответ в конце каждого тура. Учет баллов ведется на доске (можно выбрать помощника из ребят в классе).

П е р в о е  в е щ е с т в о

1) Это вещество в старину называли властителем жизни и смерти. Его приносили в жертву богам, а иногда поклонялись как божеству.

(5 баллов.)

2) Оно служило мерилом богатства, могущества, стойкости, власти, считалось хранителем молодости и красоты.

(4 балла.)

3) По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах, спасать от бед и напастей.

(3 балла.)

4) “Из воды родится, а воды боится”.

(2 балла.)

5) Широко применяется в быту, в кулинарии, в кожевенном деле, в текстильной промышленности и других.

(1 балл.)

(Ответ. Поваренная соль.)

В т о р о е  в е щ е с т в о

1) Древние египтяне называли его “вааепере”, что означает “родившееся на небе”.

(5 баллов.)

2) Древние копты называли его “камнем неба”.

(4 балла.)

3) Изделия из него ценились дороже золота. Только очень богатые люди могли иметь изготовленные из него кольца и броши.



(3 балла.)

4) Алхимики считали его настолько неблагородным металлом, что и заниматься им не стоит.

(2 балла.)

5) По его имени назван век. Это пластичный мягкий металл.

(1 балл.)

(Ответ. Железо.)

Ребята, в химической лаборатории можно воссоздать даже некоторые природные явления. Есть например опыт, который называется «Гроза в стакане». А я хочу предложить вам посмотреть опыт «Вулкан на столе».

(Учитель демонстрирует опыт «Вулкан на столе»)

Заключение.

Современная химия очень многолика. Ежегодно в нашей стране выпускаются миллионы тонн химической продукции. Химия обеспечивает переработку полезных ископаемых в топливо, ядерное горючее, простые и жаростойкие материалы для космических кораблей и ракет.

Продукты химии широко используют в быту: изделия из искусственных волокон, искусственной кожи, пластмассы, лаки и краски, моющие средства.

Химические процессы лежат в основе получения строительных материалов: кирпича, цемента, бетона.

Химия проникает во все отрасли народного хозяйства. Поэтому, кем бы вы ни стали в будущем — агрономом или строителем, медицинским работником или геолого, космонавтом или работником сферы услуг, металлургом или создателем электронно-вычислительной техники, вам придется использовать знания химии.

Важно очень правильно использовать достижения химии. Иначе можно нанести непоправимый урон не только человечеству, но и всей окружающей природе, всем обитателям нашей планеты. Вы наверняка знаете о таких глобальных проблемах нашего времени, как «озоновые дыры», «парниковый эффект», загрязнение рек, озер, океанов, почвы. А ведь это результат халатного использования открытий ученых-химиков.

Химия — развивающаяся наука. Каждый, кто посвятит себя служению этой науки, может внести свой вклад в ее развитие, разгадку тайн природы, создание новых, не существующих в природе материалов и веществ.



Я желаю вам успехов при изучении этой науки!

Описание некоторых опытов.

Дым без огня.

В цилиндр налейте 1 мл конц. соляной кислоты, в другой — столько же раствора аммиака. Во время демонстрации цилиндр с соляной кислотой (на стенках) переверните вверх дном и поставьте на крышку цилиндра с аммиаком. Крышки уберите: образуется хлорид аммония в виде белого дыма.

Самовозгорание свечей.

Фитиль свечи обмотайте небольшим кусочком ваты, смочите этиловым спиртом. Приготовьте небольшое количество смеси концентрированной серной кислоты и кристаллического перманганата калия. Во время демонстрации на кончик стеклянной палочки возьмите немного этой смеси и прикоснитесь палочкой к фитилю свечи. Происходит самовозгорание свечи.

Получение алхимического золота.

Заранее приготовить горячие слабые растворы йодида натрия и нитрата свинца. Во время демонстрации слить горячие растворы в химический стакан, поставить его в кристаллизатор со льдом помешивать стеклянной палочкой. Постепенно в растворе появляются золотистые кристаллы йодида свинца.

Превращение воды в малиновый сироп и обратно.

Необходимо 3 стаканчика. В один стаканчик налить раствор гидроксида натрия, во второй — несколько капель фенолфталеина, в третий — 1 мл концентрированной серной кислоты. Во время демонстрации раствор из первого стаканчика перелить во второй. Раствор становится малинового цвета. Затем этот раствор перелить в третий стаканчик. Раствор снова обесцвечивается.

Литература.

Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М.: Просвещение, 1995;

Природа, 2007, № 3; Там же, 2006, № 5;

Наука и жизнь, 1994, № 8;

Кожанова Э.А. Как я провожу урок-игру. Химия в школе, 1995, № 6, с. 21.

Интернет-ресурсы.

http://www.aif.ru;

http://revolution.allbest.ru/chemistry;

http://www.shkola.edu.ru.