Химические свойства классов неорганических соединений

Урок – обобщение.

8 класс.

Химические свойства классов неорганических соединений.

Цель урока:

обобщить знания о химических свойствах оксидов, оснований, кислот и солей. Доказать генетическую связь между классами неорганических соединений.

Оборудование:

химическая посуда, спиртовка, штатив.

Реактивы:

оксиды

оксид меди (II), оксид кальция, оксид углерода (IV)

основания

гидроксид кальция, гидроксид железа (III), щелочи

соли (р-р)

хлорид бария, хлорид алюминияарбонат калия,сульфат меди(II)

кислоты

серная кислота, соляная кислота, ортофосфорная кислота

металлы

цинк

индикаторы

лакмус, фенолфталеин, метилоранж

1. Ход и содержание урока.

1.2. Первый этап урока.

Учащиеся дают определения и характеристику классам неорганических соединений.

Приводят примеры.

Одновременно на экране проецируются иллюстрирующие слайды.

Слайд № 1

- Оксиды

Слайд № 2

- Основания

Слайд № 3

- Кислоты

Слайд № 4

- Соли

Слайд № 1.

Оксиды – это сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним из которых является кислород.

Оксиды

- Основные

- CaO, CuO, Na2O

- Амфотерные

- ZnO, AL2O3, PbO2

- Кислотные

- SO3, Cr2O3, P2O5

Слайд № 2.

Основания – это сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов, соединенных с одной или несколькими группами атомов OH.

Основания

- Растворимые (щелочи)

- NaOH, KOH, Ca(OH)2

- Нерастворимые

- Cu(OH)2, Fe(OH)3, Zn(OH)2

Слайд № 3.

Кислоты – это сложные вещества, состоящие из кислотных остатков и водорода, который может замещаться на атомы металлов.

Кислоты

- Бескислородные

- HCL, HBr

- одноосновные

- H2S

- двухосновная

- Кислородосодержащие

- HNO3

- одноосновная

- H2SO4

- двухосновная

- H3PO4

- трехосновная

Слайд № 4.

Соли – это сложные вещества, образованные атомами металлов и кислотными остатками.

Соли

- Средние (нормальные)

- NaCL, Na2SO4, Na3PO4

- Кислые

- KHSO4, KH2PO4, K2HPO4

- Основные

- Mg(OH)CL, AL(OH)2CL

1.3. Второй этап урока.

Далее класс разбивается на четыре равные группы ( по числу классов неорганических соединений ) для проведения практической работы. Уравнения, проводимых реакций, учащиеся записывают в тетрадях.

Работа 1 группы. Оксиды.

Опыт 1.

Провести реакцию оксида металла с водой.

Опыт 2.

Провести реакцию оксида металла с кислотой.

Опыт 3.

Провести реакцию оксида неметалла с водой.

Опыт 4.



Провести реакцию оксида неметалла с растворимым основанием.

Работа 2 группы. Основания.

Опыт 1.

Пронаблюдать действие растворимых оснований на индикаторы.

Опыт 2.

Провести реакцию нейтрализации с растворимым и нерастворимым основанием.

Для наглядности учитель демонстрирует реакцию нейтрализации на примере взаимодействия концентрированной HCL с NaOH перед заключительным обсуждением результатов опытов. Учащиеся наблюдают сильное разогревание смеси и выпадение кристаллов хлорида натрия ( поваренной соли ).

Опыт 3.

Провести реакцию растворимого основания с оксидом неметалла.

Опыт 4.

Провести реакции растворов солей и оснований, чтобы в одном случае выпадал осадок основания, а в другом случае – осадок соли.

Опыт 5.

Провести реакцию разложения основания.

Работа 3 группы. Кислоты.

Опыт 1.

Пронаблюдать действие кислот на индикаторы.

Опыт 2.

Провести реакцию нейтрализации с растворимым и нерастворимым основанием.

Опыт 3.

Провести реакцию кислот с металлами.

Опыт 4.

Провести реакцию кислот с оксидами металлов.

Опыт 5.

Провести реакции кислот с солями, чтобы в одном случае выделялся бы газ, а в другом случае — выпадал осадок.

Работа 4 группы. Соли.



Опыт 1.

Провести реакцию растворов солей с металлами.

Опыт 2.

Провести реакцию растворов солей и оснований, чтобы в одном случае выпадал осадок основания, а в другом – осадок соли.

Опыт 3.

Провести реакцию солей с кислотами, чтобы в одном случае образовывалось газообразное вещество, а в другом случае выпадал осадок.

Опыт 4.

Провести реакцию растворов солей между собой.

Опыт 5.

Получите амфотерное основание и докажите его амфотерность.

1.4. Третий этап урока.

После выполнения опытов учащиеся проводят обсуждение полученных результатов.

Каждая группа учащихся представляет результаты своих опытов в виде уравнений реакций, называет условия протекания этих реакций, указывает признаки и тип реакций. В своих ответах учащиеся должны отметить, что с водой взаимодействуют только оксиды щелочных и щелочноземельных металлов, что реакции обмена протекают лишь в растворах и с большой скоростью, что условиями протекания их до конца является выделение газов или выпадение осадка, а также образование мало диссоциируемого вещества. Учащиеся должны указать, что для проведения реакций обмена они учитывали растворимость оснований и солей в воде ( использовали таблицу растворимости оснований и солей ), а также силу кислот. Для проведения реакций между металлами и растворами солей и кислот, как и для составления их уравнений, учитывали положение металлов в электрохимическом ряду напряжений металлов.

Для систематизации и обобщения знаний о химических свойствах оксидов, оснований, кислот и солей учащиеся совместными усилиями заполняют следующую таблицу:

Неметаллы

Кислотные оксиды

Кислоты

Соли

Металлы

Соль

-

Соль + Вода

Металл + Соль

Основный оксид

-

Соль

Соль + Вода

-

Основание

-

Соль + Вода

Соль + Вода

Соль + Основание

Соль

-

-

Соль + Кислота

Две новые соли

В дальнейшем учащиеся могут использовать таблицу в тех случаях, когда затрудняются перечислить основные химические свойства того или иного класса соединений и назвать продукты реакции.



Если остается время на уроке, предложить учащимся осуществить цепочку превращений:

Na —— NaOH —— Na2SO4 —— BaSO4

Задание на дом.

Осуществить цепочку превращений:

N2 —— NH3 —— NO —— NO2 —- HNO3 —— Ca(NO3)2 —— CaCO3 —- CO2 —- BaCO3