календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе_16034

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

По предмету (курсу) литератураКоличество часов: всего 68; в неделю 21. Введение. Литература и история. (Р.К. В.Бардадым «Радетели земли Кубанской». Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся)

Устное народное творчество (2 часа)2. Отражение жизни народа в народных песнях. (Р.К. Народные казачьи песни. Лирические песни «В темном лесе…», «Уж ты ночка, ночка темная, «Вдоль по улице метелица метет…». Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен.Частушка как малый песенный жанр. Ее тематика и поэтика. Особенности художественной формы фольклорных произведений). Фонохрестоматия3. Предания как исторический жанр русской народной прозы. (Р.К. А.Баева «Ермаков поклон» (роль казаков-землепроходцев в открытии и освоении новых земель. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий). Фонохрестоматия

Из древнерусской литературы (2 часа)4. Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы («Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и бытия). Фонохрестоматия5. Внеклассное чтение. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века (Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести) Фонохрестоматия

Из литературы ХVIII века (3 часа)

6. Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены) (Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического) Фонохрестоматия, презентация7. Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина (по выбору учителя) (Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении) Фонохрестоматия, презентация8. Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению («Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века (на примере 1 -2 произведений)

Из литературы Х1Х века9. И.А.Крылов. «Лягушки, просящие царя», «Обоз» (Слово о баснописце. Историческая основа басен. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков) Фонохрестоматия, презентация10. Внеклассное чтение. И.А.Крылов – поэт и мудрец (Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова-журналиста, музыканта, писателя, философа) 11. К.Ф.Рылеев. Думы К.Ф.Рылеева (Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К.Ф.Рылеева). Фонохрестоматия

А.С. Пушкин (10 часов)12. А.С.Пушкин. Отношение А.С. Пушкина к истории и исторической теме в литературе (Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы) 13. Семинар. А.С.Пушкин и история (Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина (на основе изученного в 6 – 7 классах) 14. А.С.Пушкин. «История Пугачева» (отрывки) (История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора). Фонохрестоматия15. А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения (Герои и их исторические прототипы) 16. Гринев: жизненный путь героя (Нравственная оценка личности Гринева. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич) Фонохрестоматия, презентация17. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина (Семья капитана Миронова. Характеры героев и нравственные устои) 18. Пугачев и народное восстание (Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке). Презентация19. Развитие речи. Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка» (Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка») 20. Внеклассное чтение. А.С.Пушкин «Пиковая дама» (Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога) 21. Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина

М.Ю.Лермонтов (4 часа)22. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова (Слово о поэте. Обобщение изученного в 6 – 7 классах по данной теме). 23. М.Ю.Лермонтов «Мцыри» (Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы). Фонохрестоматия, презентация24. Особенности композиции поэмы «Мцыри» (Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы) 25. [b]Развитие речи. Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» (Темы сочинений: «Анализ эпизода в поэме «Мцыри» (по выбору учащегося)», «Мцыри как романтический герой», «Природа и человек в поэме «Мцыри»)

Н.В.Гоголь (7 часов)26. Семинар. Н.В.Гоголь и его отношение к истории, исторической теме (Слово о писателе. Исторические произведения в творчестве Н.В.Гоголя (с обобщением изученного в 5 – 7 классах)27. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью» (История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников). Презентация28. Практикум. Разоблачение пороков чиновничества в пьесе (Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе). Фрагменты кинофильма29. Практикум. Образ Хлестакова (Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление) Фрагменты кинофильма30. Развитие речи. Особенности композиционной структуры комедии (Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении») 31. Внеклассное чтение. Н.В.Гоголь. «Шинель» (Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояния бездушию общества). Фрагменты кинофильма32. Практикум. Мечта и реальность в повести «Шинель» (Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании)

М.Е.Салтыков-Щедрин (3 часа)33. М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок) (Слово о писателе, редакторе, издателе. Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического. Ирония. Сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык). Фонохрестоматия, презентация34. Развитие речи. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города» (Подготовка к домашнему сочинению. Письменный анализ эпизода из романа «История одного города») 35. Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина

Н.С.Лесков (1 час)36. Н.С.Лесков «Старый гений». Нравственные проблемы рассказа (Слово о писателе. Защита обездоленных. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа). Фонохрестоматия

Л.Н. Толстой (3 часа)37. Л.Н. Толстой. Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала» (Слово о писателе. Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа). Фонохрестоматия, презентация38. Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала» (Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа). 39. Внеклассное чтение. Повесть Л.Н. Толстого «Отрочества». (Р.К.. Л.Н. Толстой «Хаджи Мурат». Нравственные проблемы романа)

Родная природа в лирике поэтов 19 века (1 час)40. Внеклассное чтение. Родная природа в лирике поэтов 19 века (Стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.Н.Майкова о родной природе)

А.П. Чехов (1 час)41. А.П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье (Слово о писателе. Психологизм рассказа). Фонохрестоматия, презентация

Из русской литературы ХХ века (20 часов)42. И.А.Бунин. Рассказ «Кавказ» (Проблема рассказа. Мастерство Бунина-рассказчика). Фонохрестоматия43. А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени» (Слово о писателе. Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле). Фонохрестоматия44. Развитие речи. Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» (Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С.Лескова, Л.Н.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна) 45. Историческая тема в творчестве А.А.Блока (Слово о поэте. «Россия». Образ России и ее истории. Обучение выразительному чтению). Презентация46. С.А.Есенин. «Пугачев» — поэма на историческую тему (Слово о поэте. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме). Фонохрестоматия47. Развитие речи. Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и Есенина (Выступления учащихся, обсуждение докладов) 48. Развитие речи. Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и Есенина (Подготовка к домашнему сочинению)49. И.С.Шмелев. «Как я стал писателем» (Слово о писателе. Рассказ как воспоминание о пути к творчеству). ФонохрестоматияПисатели улыбаются50. Внеклассное чтение. Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки) (Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности. Тэффи «Жизнь и воротник»; М.Зощенко «история болезни» ) 51. М.А.Осоргин. Рассказ «Пенсне» (Сочетание реальности Сочетание реальности и фантастики в рассказе). Фонохрестоматия52. Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, М.Горького, А.А.Блока, С.А.Есенина

А.Т.Твардовский ( 3 часа)53. А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (Слово о поэте. Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками). Фонохрестоматия54. Василий Теркин – защитник родной страны (Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме) Репродукция картины55. Практикум. Композиция и язык поэмы (Композиция и язык поэмы. Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А.Твардовского)

А.П.Платонов (1 час)56. Внеклассное чтение. А.П.Платонов. Рассказ «Возвращение» (Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа). Фонохрестоматия

Произведения о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов (3 часа)57. Развитие речи. Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне (Боевые и военные будни в творчестве М.И.Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату»), Б.Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют»), А.Фатьянова («Соловьи»), Л.Ошанина («Дороги») 58. В.П.Астафьев. Проблема рассказа «Фотография, на которой меня нет» (Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе). Фонохрестоматия59. Развитие речи. Классное сочинение «ВОВ в литературе ХХ века»

Русские поэты о родине, о природе (2 часа)60. Внеклассное чтение. Русские поэты о родине, о природе Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды 61. Внеклассное чтение. Произведения исторической тематики. (Р. к. Диалог с писателем (по произведениям Ю. Сальникова). Писатели Кубани и историческая тема в их произведениях)

Из зарубежной литературы (7 часов)62. У.Шекспир. «Ромео и Джульетта» (Слово о писателе. Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта»). Кинофрагменты63. Практикум. Сонеты У.Шекспира («Кто хвалится родством своим и знатью», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии) 64. Ж.-Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены) (Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма комедии Мольера. Мастерство писателя) 65. Общечеловеческий смысл комедии (Какие черты характеров героев живут в наше время?)66. Внеклассное чтение. Дж.Свифт. Путешествия Гулливера» (Слово о писателе. Сатира на государственное устройство общества) 67. Внеклассное чтение. В.Скотт «Айвенго» «Айвенго» как исторический роман 68. Урок-зачет (Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето)Итого 68 к/р — 3 соч.- 10

Календарно – тематическое планирование

по литературе за курс 8 класса

по учебнику В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И. Коровина и т.д. (68 часов)

№ урока

Тема. Основное содержание

Дата

Вид урока

Примене-ние ИКТ

Требования обученности

Д/з

I четверть Введение

1

Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.

Беседа. Тестирование

- кратко повторить изученное в предыдущих классах;

- обозначить цель курса литературы 8 кл.; ознакомить учеников со структурой учебника.

Устное народное творчество

2

УНТ. Отражение жизни народа в народных песнях, частушках, преданиях. Особенности художественной формы фольклорного произведения.

Рассказ учителя. Беседа

(Урок – концерт)

- ознакомить с народными лирическими песнями; — развивать творческие способности учащихся.

Сочинить частушку

3

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности их содержания и художественной формы.

Беседа

- раскрыть особенности содержания и художественной формы преданий;

- сопоставить предания с историческими песнями и другими жанрами фольклора.

Доклад учеников о Пугачеве и Ермаке

Из древнерусской литературы

4

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». Особенности содержания и формы воинской повести и жития

Рассказ учителя. Беседа. Практикум

Презента-ция

- развитие понятия о древнерусской литературе; — расширение представления об особенностях житийного жанра;

- ознакомление с текстом «Повести о житии… Александра Невского».

- показ идейно – художественное своеобразие «Повести о житии… Александра Невского»; — развитие навыка анализа текста, навыка монологической речи и выразительного чтения; — реализация межпредметных связей с изобразительным искусством.

5

«Щемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события, новые герои, Сатирический пафос произведения. Особенности поэтики

Урок внеклассного чтения

- показать идейно – художественное своеобразие повести «Шемякин суд» как сатирического произведения; — развитие навыка анализа текста, навыка монологической речи, выразительного чтения, описания иллюстраций.

Из русской литературы XVIII века

6

Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического

Рассказ учителя. Беседа

- ознакомление учеников с биографией и творчеством Фонвизина;

- ознакомление с исторической основой комедии «Недоросль»;

- ознакомление с понятием классицизм;

— развитие навыка выразительного чтения.

7

Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя). Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении

Практикум

Видефильм (сцены)

- проследить, как раскрываются характеры героев;

- развитие навыка анализа текста, навыка монологической речи;

- познакомить с основными правилами классицизма в драматическом произведении

8

Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» (на примере 1 — 2 произведений)

Урок развития речи

- обучение сочинению; развитие устной и письменной речи учеников.

Сочинение

Из русской литературы XIX века

9

И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков

Рассказ учителя. Беседа.

(Урок – викторина)

Презента-ция

- расширение знаний учеников о баснописце и его баснях;

- развитие анализа текста, выразительного чтения.

Наизусть одну из басен

10

И. А. Крылов — поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова — журналиста, музыканта, писателя, философа.

Урок внеклассного чтения

- развитие представлений о басне, морали, аллегории;

— развитие навыка анализа текста и выразительного чтения.

11

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. «Думы» Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К. Ф. Рылеева

Рассказ учителя. Практикум

Фрагмент из фильма «Покоре-нии Сибири Ермаком»

- ознакомление учеников с личностью К.Ф.Рылеева;

- понятие о жанре думы;

- показать, как события истории (покорение Сибири) отразились в памяти народа и в литературе;

- развитие навыка анализа текста, выразительного чтения.

12

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы

Рассказ учителя. Беседа

Презента-ция

- расширение представления учеников о личности А.С.Пушкина как историка;

- разноплановость содержания стихотворения «Туча»;

- основные темы и мотивы лирики Пушкина;

-выявление особенностей поэтической формы лирики поэта

13

А. С. Пушкин и история. Историческая

тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах)

Семинар

- повторение и обобщение изученного в 6-7 классах

14

А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора

Рассказ учителя. Беседа

-познакомить с историей заглавия;

-выявить отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания

Рассказ ученика

15

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы

Рассказ учителя. Беседа

- ознакомление с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»;

- жанровое своеобразие повести;





16

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич

Беседа. Обучение устному рассказу

Видеофрагменты

-истоки формирования личности Петра Гринёва;

- путь духовного становления Гринёва;

- развитие навыка анализа текста, выразительного чтения и пересказа.

17

Семья капитана Миронова. Маша Миронова — нравственный идеал Пушкина

Беседа

- раскрытие смысла названия повести; доказать, что образ Маши Мироновой – нравственный идеал Пушкина;

-развитие навыков анализа текста, умения обобщать и систематизировать материал.

18

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке

Беседа. Практикум

- раскрытие образа Пугачева;

- лексическое значение устаревших слов;

- развитие навыка анализа текста, выразительного чтения и пересказа.

19

Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Урок развития речи

- историческая правда и художественный вымысел в романе; выявление различия авторской позиции в «Кап.дочке» и «Истории Пугачевского бунта»;

- дать начальные представления об историзме, реализме, романе;

-обучение сочинению; развитие устной и письменной речи учеников

Сочинение

20

А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.

Рассказ учителя. Беседа

- место повести в контексте творчества Пушкина;

- смысл названия повести и эпиграфа к ней;

- композиция повести, система образов-персонажей;

-выявление значения образа Петербурга;

- идейно-композиционная функция фантастики

21

Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина

Урок контроля

(Урок-викторина)

-хорошее знание текстов и ориентирование в лирике и прозе поэта, владение терминологией

II четверть

22

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова (с обобщением изученного в 6—7 классах)

Рассказ учителя. Семинар

Презен-тация

- ознакомление учеников с особенностями историзма, эволюции подхода к истории в творчестве Лермонтова; обобщение ранее изученного.

23

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы

Беседа

- развитие навыка анализа текста, характеристики героев, выявление способов раскрытия образа главного героя поэмы;

24

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы

Практикум

- выявление структурных особенностей произведения, показ их взаимосвязи;

-развитие навыка анализа текста,

-иметь первоначальное понятие о романтизме, романтическом герое, романтическом конфликте.

Отрывок из поэмы наизусть

25

Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме «Мцыри» (по выбору учащегося)». «Мцыри как романтический герой». «Природа и человек в поэме «Мцыри»

Урок развития речи

- развитие навыка выразительного чтения, анализа текста; уметь работать с критической литературой, писать сочинение.

Сочинение

26

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5 — 7 классах)

Рассказ учителя. Семинар

Презента-ция

- углубления знаний учеников о творческой биографии писателя; закрепление знаний о драматическом роде литературы

27

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников

Рассказ учителя. Беседа

- знакомство с понятием социальной комедии;

- знание истории создания и истории постановки комедии;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст