календарно-тематическое планирование по литературе для 5 класса КРО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящий тематический план разработан на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе. На изучение литературы в 5-ом классе (КРО) отводится 140 часов в год. Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

выразительное чтение художественного текста;

различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях;

написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Цель — приобщение учащихся к искусству слова, богатству устного народного творчества и русской классической литературы, чтение и изучение художественных произведении, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова.

Задачи:

обучать оценивать и анализировать художественные произведения, давать характеристику поступкам героев, выделять главную мысль произведений;

развивать навыки выразительного чтения, развитие речи, развивать умение работать самостоятельно и по группам, развитие интереса к этнической культуре, понимание ее основ и воспитывающей мудрости, признание национальной самобытности и жанрового многообразия, через источники;

продолжать знакомство с русской классической литературой расширять представление учащихся о жанровом многообразии литературы, знакомство с современной литературой; новые имена, жанровые особенности, широта показа развития мира

обучать прослеживать преемственность литературы, познание законов языка через литературные источники и авторские находки;

воспитание нравственности, толерантности и патриотизма, чувство причастности к судьбам родины, воспитывать познание жизни через литературу.

Для учащихся с задержкой психического развития учебник доступен, так как в нём даются краткие литературоведческие и биографические сведения, тексты художественных произведений. Вопросы, предлагаемые после изученного радела, сформулированы четко и доступно для понимания учащимся с ЗПР.

В тематическое планирование на каждый урок введены коррекционные упражнения, направленные на развитие ВПФ и развитие речи.

На уроках литературы решаются следующие коррекционные задачи:

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;

коррекция – развитие памяти;

коррекция – развитие внимания;

формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

развитие пространственных представлений и ориентации;

развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления:

развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций:

развитие умения сравнивать, анализировать;

развитие умения выделять сходство и различие понятий;

умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;

умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

формирование умения преодолевать трудности;

воспитание самостоятельности принятия решения;

формирование адекватности чувств;

формирование устойчивой и адекватной самооценки;

формирование умения анализировать свою деятельность;

воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция – развитие речи:

развитие фонематического восприятия;

коррекция нарушений устной и письменной речи;

коррекция монологической речи;

коррекция диалогической речи;

развитие лексико-грамматических средств языка.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Региональный компонент

За основу содержания регионального компонента по литературе взято учебное пособие для учащихся «Вокруг тебя – Мир» книга для ученика 5 класса. / авторы: К. Сухарев-Деревиз, В. Ю. Выборнова и др. – «Гендальор», 2001. Количество часов – 7.

Обучение соответствует минимальным требованиям Государственного стандарта Р. Ф. по литературе.

Обучение соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 года).

Учебно-методический комплекс

Для реализации целей и задач Рабочей программы выбран следующий учебно-методический комплекс:

Программа для общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» / авторы Т.Ф. Курдюмова. – Дрофа, 2005 год.

Учебник: «Литература. 5 класс. В 2 ч. / (Т.Ф.Курдюмова) — Дрофа, 2006г.

Дополнительный методический, дидактический материал:

Читаем, думаем, спорим…: дидакт. материал по литературе: 5 класс / авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова и др. – 6 изд. – М.: Дрофа, 2006г.

Вокруг тебя – Мир…: Методические рекомендации к книге для ученика 5 класса / К. Сухарев-Дериваз, В. Ю. Выборного и др. – М.: Наука / Интерпереодика, 1999.

Вокруг тебя –Мир…: Книга для ученика. 5 класс / К.Сухарев-Дериваз, В. Ю. Выборнова, Ю. Ф. Гуголев и др. – М.: Наука / Интерпереодика, 2001.

www.school-collection.edu.ru

http://zavuch.info/forums.html

http://www.gramma.ru

http://www.openclass.ru

http://korped.rkc-74.ru

http://www.mgn.ru/~gmc/work.html

http://skazka.ural.ru

http://lit.lib.ru/k/kondratkowskaja_n_g/

http://www.internet-school.ru/ShowInfo.ashx?ob_no=30029

Практическая часть и контроль усвоения материала по литературе

Чет

верть

Практическая часть

Контроль усвоения материала

Вид работы

Кол-во час.

Форма контроля

Кол-во

I

1.Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельные песни.

2.Обучение домашнему сочинению «Мой любимый герой», «Добро и зло в народных сказках», «Почему я люблю читать народные сказки?».

3. Дать письменный ответ: «Понятие об аллегории и морали»

1ч.

1ч.

10м

1. Тестирование по изученным произведениям за I четверть.

1ч.

2,10ч.

1ч.

II

Письменный ответ на вопрос: «Сходство и различие литературной и народной сказки. Противостояние добрых и злых сил».

Мини-сочинение «Моя любимая повесть в сборнике Н. В. Гоголя «Пропавшая грамота»

1ч.

1ч.

Тестирование по творчеству А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева.

Подготовка к домашнему сочинению «Почему Герасим был самым «замечательным лицом» среди челяди барыни?» «Почему Герасим не ушел в деревню вместе с Муму?».

1ч.

1ч.

Итого

2ч.

2ч.

III.

Небольшое сочинение на тему: «Как Васютка выжил в тайге», Астафьева «Васюткино озеро»

1ч.

Классное сочинение по рассказу А.П. Платонова «Волшебное кольцо»

Классное сочинение «Огненное А» Замятина.

2ч.

1ч.

Итого:

1ч.

3ч.

IV

Небольшое сочинение на тему «Что я узнал нового в этом году по литературе»

Классное мини-сочинение «Патриотический подвиг детей в годы ВОВ»

1ч.

1ч.

Классное сочинение «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение?» (по произведениям Пауствоского, Платонова, Астафьева).

1ч.

2ч.

1ч.

7,10ч

7ч.

Календарно-тематическое планирование по литературе

5 класс

пп

Тема урока

К-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки (базовый уровень)

Коррекция

Вид контроля

Дата

Происхождение и развитие литературы

1

Происхождение литературы

1

онм

Знакомство с учебником, программой.

Знать когда и с помощью каких художественных средств существует литература

2

Особенности художественного слова. Тропы и фигуры речи: эпитет, метафора, сравнение, риторическое обращение, риторический вопрос и др.

1

Онм

рр

Понятие о тропах и фигурах.

Владеть понятиями: эпитет, метафора, сравнение, риторическое обращение, риторический вопрос, уметь их находить в тексте.

Коррекция эмоционально-волевой сферы. Коррекция памяти.

тест

Мифы народов мира

3

Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира.

1

Онм

Понятие о мифе.

Знать термин миф.

Коррекция памяти и зрительного внимания.

Ответы на вопросы.

4

Мифы разных времен и народов.

1

Онм

рр

Знать мифы разных народов мира.

Коррекция понятийной стороны речи, коррекция памяти

тест

5

Календарные праздники и календарные мифы. Масленица. Народные обычаи, связанные с этим праздником.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст