календарно-тематическое планирование литература Ладыгин 7 класс

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по литературе составлена для 7 В класса МОУ гимназии № 45 г.Комсомольска-на-Амуре на 2011-2012 учебный год. Создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы по литературе для 5-11 классов для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля под редакцией М.Б.и Ладыгина.

Специфика школьного курса “Литература” состоит в том, что предметом его изучения являются произведения искусства слова. С одной стороны, их чтение и восприятие связано с субъективностью переживаний и своеобразием внутреннего мира гимназиста, а с другой, обучение вдумчивого и грамотного читателя предполагает процесс формирования системы знаний, системы деятельности и системы эмоционально-ценностных ориентаций личности, что обеспечивает в целом достижение учащимися определённых результатов по итогам обучения, подлежащих оценке.

Целью литературного образования является духовно-нравственное воспитание школьников; развитие их эмоционально-ценностного отношения к миру, человеку, процессу познания; формирование основ читательской культуры в процессе чтения, восприятия и оценки произведений художественной литературы. Все это определяет особую роль школьного курса литературы в эмоциональном, эстетическом и интеллектуальном развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания.

Уроки литературы предполагают изучение словесности как вида искусства, включающего в себя народное поэтическое творчество, отечественную и зарубежную литературу, что дает возможность установить принципы культурного взаимодействия народов, осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую национальную традицию.

Осознание эстетической самоценности литературного произведения и словесной образности как основы создания художественного мира позволяет сформировать систему представлений о главных законах литературного творчества.

Феномен существования произведений литературной классики во времени, позволяющий рассматривать произведение, созданное, к примеру, в XIX в., как факт современного литературного процесса, открывает перед гимназией удивительную возможность установления непосредственной связи времен. Поэтому изучение литературы как поэтической памяти народа является чрезвычайно важной задачей современного образования.

Задачи литературного образования в школе:

1) Сформировать представление о литературе как виде искусства, научить понимать внутренние законы этого вида искусства, применять полученные знания в процессе творческого чтения, отличать подлинно художественные произведения от явлений массовой культуры.

2) На основе понимания языка литературы как вида искусства научить учащегося анализу литературного произведения как объективной художественной реальности.

3) Выработать представление о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о литературе и мировом литературном процессе.

4) Показать специфическую особенность литературы как поэтической памяти народа. На основе принципа историзма определить диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох.

5) Определить национальное своеобразие и мировое значение русской литературы.

6) Объяснить феномен классики, позволяющий произведению искусства быть фактом разных исторических эпох, сохраняя свою эстетическую, познавательную и воспитательную ценность для разных поколений человечества.

7) Выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры человечества.

8) Воспитать устойчивый художественный вкус у гимназистов.

9) Выработать навыки грамотной устной и письменной речи.

10) Развить потенциальные творческие способности учащихся.

Этап основного общего литературного образования (5–9 классы) предполагает освоение специфики литературы как полноценной составной части духовной культуры человечества.

Главная цель этого этапа — на основе творческого чтения произведений русской и зарубежной классики сформировать представление об основных законах литературы как вида искусства и ее отличии от народного поэтического творчества (фольклора); о специфике художественной условности словесного творчества; об основных этапах развития мировой литературы и о месте в ней русской национальной литературы; изучить основные понятия, позволяющие осознать особенности художественного мира литературного произведения; сформировать систему умений читательской деятельности как инструмент анализа литературного текста; развить навыки свободного владения устной и письменной речью.

Отбор материала для программы подчинен нескольким основным принципам.

Во-первых, литературное образование базируется на изучении художественных произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, причем произведения должны читаться и изучаться в полном объеме (без конъюнктурного искажения текста, включающего и адаптацию).

Во-вторых, произведения, отобранные для изучения, доступны читательскому восприятию учеников, соответствуют интересам и возрастным особенностям обучающимся.

В-третьих, произведения соответствуют образовательным целям данного раздела программы, способствуют решению обозначенных в программе задач.

Необходимо специально отметить, что отобранные произведения русской литературы призваны создать целостную картину развития и достижений великой русской литературы. Включение же произведений зарубежной литературы подчинено задаче выявления литературных связей с русской словесностью и раскрытию закономерностей мирового литературного процесса.

Литературный материал в программе скомпонован вокруг центральных проблем, распределенных по классам для обеспечения последовательности изучения литературных явлений, формирования литературных знаний, становления и развития системы деятельности по чтению, восприятию, анализу и оценке художественных произведений.

Так, в 7-м классе центральной является проблема «Человек в литературе».

Внутри тем выделяются специальные разделы, призванные систематизировать литературное образование на конкретном этапе обучения.

Раздел «Уроки мастерства» способствует теоретическому освоению законов литературы как вида искусства и закреплению в сознании учащихся элементарного инструментария для анализа литературного произведения.

Раздел, в котором рекомендуется обязательное изучение, предполагает чтение и осмысление названных произведений на основе их анализа и оценки.

Раздел «Читательская лаборатория» формирует основные умения читательской деятельности и обеспечивает становлению навыков самостоятельной работы с художественным текстом.

Раздел «Сокровища книжных полок» призван помочь учителю в организации системы внеклассного чтения и расширить представления учеников о мировой литературе.

Раздел «В мастерской художника слова» раскрывает некоторые тайны поэтического мастерства, помогает ученикам проникнуть в творческую лабораторию писателя.

Углублённое изучение предмета не сводится к простому расширению материала. Это особый подход к освоению учебной дисциплины. В данной программе автор разработал алгоритм, на базе которого должны быть сформированы система представлений, конкретные знания, умения читательской деятельности. Освоение алгоритма сделает гимназиста вдумчивым, внимательным и подготовленным читателем, глубоко постигающим суть литературного произведения, способного испытать эмоциональное переживание, получить эстетическое наслаждение, выразить эстетическое отношение к прочитанному и обогатить свой внутренний мир в процессе чтения художественной литературы. Таким образом, программа предполагает квалификационный подход к изучению литературы как вида искусства, но конечной целью этого изучения является воспитание читателя, а не писателя или литературоведа.

Данная программа обладает концептуальной цельностью и не предполагает её интеграции с другими авторскими программами литературного образования.

На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование следующих компетенций:

учебно-познаватльный (включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, учащегося к самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности);

общекультурной (осведомлённость учащихся в особенностях национальной и общечеловеческой культур, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества);

коммуникативной (навыки работы в парах, группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссию).

Рабочая программа предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися поставленных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, в освоении навыков общения с другими людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру.

Рабочая программа составлена с учетом необходимости проведения занятий по развитию речи, а также итоговых занятий (сочинения, контрольные работы, семинары и т.д.). Форма проведения таких занятий и их тематика зависят от поставленных учителем целей и задач, а также от уровня подготовленности обучающихся. Эти виды работ тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений.

Введение разных видов занятий и заданий исследовательского характера активизирует позицию обучающегося – читателя, развивает общие креативные способности.

При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы обучающихся:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание изложений с элементами сочинения;

- анализ и интерпретация произведений;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.

Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

При организации контроля используются такие формы:

- взаимоконтроль;

- самооценка;

- контрольный опрос с включением игровых элементов;

- устный опрос у доски;

- тихий опрос у доски;

- тихий ответ с места;

- магнитофонный опрос;

- цепочка (опрос);

- сочинения обучающихся,

- зачеты,

- устные ответы,

— тест с обратной связью;

— тест творческий;

— тест с закрытыми ответами;

- доклады,

- рефераты,

- конкурсы сочинений,

- литературные викторины,

- литературные турниры и т.д.

В конце полугодия и учебного года обучающиеся выполняют контрольные срезы в форме тестов.

Формы обучения:

- заучивание материала наизусть в классе;

- атака мыслей;

- комбинированный урок;

- урок-беседа;

- повторительно-обобщающий урок;

- урок-консультация;

- урок-конференция однородных групп;

- речетворчество;

- урок-мастерская;

- урок-исследование;

- урок-семинар;

- урок-практикум;

- урок-дискуссия;

- диспут;

- урок развития речи;

- тест с обратной связью;

- тест творческий;

- тест с закрытыми ответами;

- мнемотурнир.

Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе

 дата

 

ур.

 

Содержание материала (тема)

 

Основные понятия и термины

 

Знания, умения, навыки

 

Контроль

Мир и человек в литературе

Введение (4ч.)

1-2

1-2. Концепция мира и человека в литературе. Персонаж, герой, протагонист, антагонистический характер в художественном произведении. Система характеров как основа организации человеческих отношений в литературном произведении. Предметный мир в литературном произведении. Пейзаж, художественная деталь.

Контрольный терминологический диктант

Концепция мира и человека в литературе. Персонаж, герой, протагонист, антагонист.

Знать концепцию мира и человека в литературе. Знать и понимать термины и понятия, представленные на данном уроке.

Срезовая работа по терминам и понятиям.

Контрольный терминологический диктант

3-4.

1-2. Н.С. Гумилёв.  «Капитаны» Понятие стихотворного цикла. Поэтические средства создания характеров. Понятие «литературный тип». Мастерство поэтической формы.

Стихотворный цикл, литературный тип.

 

 

 

 

 

Знать, что такое стихотворный цикл. Уметь видеть поэтические средства создания характеров в цикле «Капитаны». Знать, что такое литературный тип, увидеть такой тип в предложенном цикле. Уметь видеть мастерство поэтической формы.

Конспект  статьи.

Концепция мира и человека в зарубежной литературе

5.

Открытие мира и человека в литературе Возрождения.

Возрождение, гуманизм, гуманисты.

Знать временные рамки эпохи Возрождения, особенности данного времени. Формировать умение связно отвечать на вопросы по литературоведческой статье.

Анализ текста.

Монологический ответ на вопрос .

6-7

 1-2М. де Сервантеса Сааведра «Лиценциат Видриера». Способы создания характера в новелле. Литературный характер в новелле. Литературный характер чудака. Идейное звучание новеллы.

Тестирование по содержанию новеллы

Гуманистический идеал.

Уметь охарактеризовать особенности новеллы, уметь рассказать о характерах героев. Формировать умение сравнивать произведения одного жанра. Формировать умение находить идею художественного произведения, обосновывать свою точку зрения.

 Тестирование по содержанию новеллы

8

ХКК ГОСВ. Ларичев «Тайна каменной черепахи» . Ценность чжурчженьской летописи.

  чжурчженьская летопись

 

9

Изображение человека в литературе европейского классицизма ХVII.

Классицизм.

Знать временные рамки классицизма, особенности данного времени. Формировать умение связно отвечать на вопросы по литературоведческой статье.

 Отличительные особенности эпохи классицизма (рассказ).

10-12

1-3.Мольер «Брак поневоле». Своеобразие изображения героя в классицистической драме. Персонифицированные и «заданные» характеры. Речевые характеристики персонажей.

 

Знать особенности изображения характера в классицистической драме. Формировать умение анализировать драматический текст.

 

13.

Р.Р.

Классное контрольное сочинение на тему: «Времена и нравы» в комедии Ж.Б. Мольера «Брак поневоле»

Классное контрольное сочинение

14.

Читательская лаборатория: «Как научиться цитировать литературное произведение».

Формировать умение цитировать литературное произведение.

15.

Изображение человека в литературе европейского Просвещения.

Просвещение.

Знать временные рамки Просвещения, особенности данного времени. Формировать умение связно отвечать на вопросы по литературоведческой статье.

 Конспектирование статьи, используя цитаты.

16-19

1-4. Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Тема неисчерпаемости возможностей человека. Понятие романа. Роман и «повесть». Средства создания характера. Пейзаж, интерьер и художественная деталь в романе. Особенности повествования. Гуманистическое звучание романа.

  Художественная деталь, интерьер и пейзаж.

Уметь показать черты Просвещения в романе. Формировать умение анализировать художественный текст.

  Анализ текста.

20.

Р.Р.

Подготовка к домашнему сочинению: «Сравнительная характеристика образа Пятницы и Ксури».

Уметь охарактеризовать героев романа, сопоставить их. Увидеть и понять средства создания характеров в романе.

Домашнее сочинение: «Сравнительная характеристика образа Пятницы и Ксури»

21.

ХКК ГОС В. К. Арсеньев «Дерсу Узала» (главы из повести). Анализ глав. Научная ценность книги.

Анализ глав из повести

22.

Читательская лаборатория: «Как научиться понимать смысл художественной детали».

Художественная деталь

Конспект статьи учебника

23.

Изображение в литературе противоречивости человеческого характера

характер

24-26.

1-3.В. Ирвинг. «Легенда об арабском астрологе». Сущность конфликта между Абу-Аюбом и Абен-Абусом. Средства создания восточного колорита. Ирония в новелле. Фантастика и реальность в новелле. Идейное звучание новеллы.

Конфликт и его развитие.

Уметь назвать основной конфликт легенды и проследить его развитие. Уметь указать основные художественные приёмы, которые использует автор для описания характеров астролога и султана.

 Ответы на вопросы

27-28.

1-2. Й.X. фон Цейдлиц. «Ночной смотр», «Воздушный корабль».

Причины обращения к образу Наполеона после свержения французского императора. Русские переводчики Цейдлица.

 

Увидеть приёмы, используемые автором для придания атмосфере и характерам легенды восточного колорита.  Формировать умение формулировать идею произведения. Знать, каким образом автор строит иронию в произведении.

 Подготовка к сочинению



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст