календарно- тематическое планирование по литературе в 5 классе

«Утверждаю»

директор шк-инт.№1

_____________________

«___» _______________

«Согласовано»

зам.директора по УВР

________________________

«___» __________________

Рассмотрено на заседании М/О протокол № от

«____» _________________

Календарно-тематическое планирование

Уроков литературы

Класс 5-а

Учитель Петрова Надежда Михайловна

Количество часов в год 68 часов

В неделю 2 часа

Планирование составлено на основе

Программы по литературе для 5-11 классов / под редакцией В.Я.Коровиной.- М. « Просвещение» 2012 год.

Учебник –хрестоматия « Литература», 5 класс, В.Я.Коровина, М.: Просвещение, 2013 год.

Дополнительная литература Журнал «Дефектология» №1, 1993 г.

Пояснительная записка

Некоторые изменения в программах обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР).

На уроках литературы в 5-ом классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала.

Изучение каждого произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методичес-кая вариативность.

Учащиеся с ЗПР трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленные даже в упрощенном варианте. Биографию писателей они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений.

На уроках литературы, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышления.

На основе вышесказанного составлено календарно-тематическое планирование уроков литературы на 2013-2014 учебный год.

№ урока

Тема урока

Предполагаемый

результат

Домашнее задание

Дата

Примечание

Введение ( 1 час)

1.

Роль книги в жизни человека

Знать: особенности художественной и учебной книги.

Уметь :разбираться в структуре книги.

Вопросы и задания (с.5-6)

Устное народное творчество ( 7 часов)

2.

Малые жанры фольклора

Знать: виды малых жанров фольклора, примеры каждого.

Уметь :использовать малые жанры фольклора в устной речи.

Вопросы и задания (с.8)

3.

Понятие о сказке как виде народной прозы

Знать: отличительные особенности жанра сказки; виды сказок.

Уметь : владеть структурные элементы сказки; использовать при сказывании характерные речевые обороты; подбирать материал для иллюстраций к сказкам.

Вопросы и задания ( с. 10-11), чтение сказки « Царевна –лягушка»

4.

Волшебная сказка « Царевна- лягушка»

Знать: сюжет и содержание сказки.

Уметь : вести беседу по прочитанному произведению.

Вопросы и задания 1-4 (с.25), выразительное чтение и пересказ эпизодов сказки.

5.

Художественный мир сказки« Царевна- лягушка»

Знать: художественные особенности сказки.

Уметь : пересказывать сказку, выразительно читать по ролям.

Вопросы и задания 5-7 ( с. 25)

6.

« Иван – крестьянский сын и чудо –юдо» волшебная сказка героического содержания

Знать: признаки волшебной и героической сказок.

Уметь : выразительно читать и пересказывать сказку; находить в тексте признаки волшебной и героической сказок

Вопросы и задания 7-8 ( С.37)

7.

Сказки о животных и бытовые сказки

Знать: признаки сказок о животных и бытовых сказок.

Уметь : выразительно читать и пересказывать сказку ; вести беседу по прочитанному произведению.

Чтение статьи о сказочниках ( с. 42-43)

8.

Внеклассное чтение

Наши любимые русские народные сказки

Уметь : пересказывать сказку; оценивать актёрское исполнение сказок, рисунки к ним.

Сочинение о любимом сказочном герое или сочинение сказки.

Из древнерусской литературы (1 час )

9.

Понятие о древнерусской литературе « Подвиг отрока- киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Знать: основные темы древнерусской литературы; сюжет и содержание повествования о подвиге отрока- киевлянина.

Уметь : видеть связь летописи с фольклором ; вести беседу по прочитанному произведению.

Выразительное чтение притчи, вопросы и задания ( с. 49- 50)

Из литературы XVIII века ( 1 час )

10.

М.В. Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два астронома в пиру…»

Знать: сведения о жизни и творчестве М.В. Ломоносова ( кратко) ; содержание стихотворения.

Уметь : давать развёрнутые ответы на вопросы про прочитанному произведению.

Выразительное чтение стихотворения, чтение статьи « Роды и жанры литературы»

Из русской литературы XIX века (32 часа )

11.

Русские басни. Басня и его родословная. Басня как литературный жанр

Знать: жанровые особенности басни; определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра

Уметь: выразительно читать басни; видеть связь басен с фольклором.

учить определения; принести басню «Волк и Ягнёнок»

12.

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк и Ягнёнок»

Знать: общую картину жизни И.А.Крылова;

Уметь: составить план рассказа о баснописце, воспроизводить его, читать басню, объяснять её жанровые и языковые особенности, объяснять отношение автора к Волку и Ягнёнку, понимать характер его поведения.

Подготовить чтение басни в лицах; нарисовать иллюстрации к басне.

13.

.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом».

Знать: содержание басен; одну песню наизусть.

Уметь: сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов

Выразительное чтение басен, одну наизусть по выбору.

14.

И.А.Крылов. «Волк на псарне».

Знать: творческую историю басни; понимать её драматический конфликт;

Уметь: выразительно читать

Выучить басню наизусть, подготовиться к конкурсу.

Прочитать басни И.А.Крылова о войне 1812 года «Обоз», «Ворона и Курица».

15.

Внеклассное чтение

Басенный мир И.А.Крылова.

Знать: основные мотивы И.А.Крылова

Уметь: выразительно читать наизусть и исцинировать басни.

Сочинить басню;

Оформить письменно

16.

В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна».

Знать: историю создания сказки, сюжет и героев;

Уметь: сопоставлять литературную и фольклорную сказки, выявлять общее и отличительное

Выразительное чтение сказки.

17.

Понятие о жанре баллады. В.А. Жуковский « Кубок».

Знать: сведения о поэте, историю создания баллады; определение понятия «баллада»; её жанровые особенности.

Уметь: выразительно читать и пересказывать балладу.

Ст. 90 вопросы 1-4.

18.

А. С. Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны

Знать: о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила»

Уметь: находить в поэтических произведениях изобразительно-выразительные средства и определят их роль.

Подг. выразит. чтение, читать «Сказку о мертвой царевне…».

19.

А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил.

Знать: историю рождения сюжета сказки, особенности стихотворной сказки;

Уметь: отбирать материал для характеристики героев

Подготовить художественный пересказ эпизода «Спасение царевны», иллюстрации к понравившемуся эпизоду.

20.

Пушкинская сказка – «прямая наследница народной».

Знать: сюжет и содержание сказки.

Уметь: делать сравнительную характеристику персонажей, выразительно читать сказку

Подготовить связный рассказ « Что помогло Елисею в поиске невесты?»

21.

Развитие речи

Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа

Знать определение понятий ритм, рифма, строфа..

Уметь: создавать собственные стихотворения по заданным рифмам.

Подготовить сообщения:

Рифма. Способы рифмовки.

Ритм. Стихотворная и прозаическая речь.

Иллюстрировать ответ примерами из изученных произведений

22.

Мои любимые сказки А.С. Пушкина

Знать: сюжеты и содержание сказок А.С. Пушкина.

Уметь: сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; использовать теоретико — литературные понятия в речи; при обсуждении прочитанных произведений аргументировано и последовательно доказывать свою точку зрения.

Чтение статьи « Русская литературная сказка» , вопросы к ней ( с.118 )

23.

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

Знать: сведения о жизни и творчестве А.Погорельского ( кратко); сюжет и содержание сказки«Черная курица, или Подземные жители».

Уметь: строить развёрнутые высказывания на основе прочитанного; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему.

Задание 3 ( с. 152 рубрика « Обогащайте свою речь»)

24.

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.

Знать: содержание сказки

Развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения

Дочитать до конца, отв. на вопросы 1-7

с.148-149

25.

Внеклассное чтение

Писатели-сказочники и их герои.

Знать: сюжеты сказок, выбранных для самостоятельного чтения.

Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки.

Подготовить иллюстрации к любимой литературной сказке.

26.

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино».

Знать отдельные факты биографии поэта;

Уметь передать сюжет стихотворения.

Выразительно читать стихотворение; вопросы с.155.

27.

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино».

Знать: содержание стихотворения « Бородино».

Уметь объяснять, какие чувства объединяют героев, автора и читателей, какие изобразительно-выразительные средства использует автор.

Выучить наизусть отрывок.

28.

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место».

Знать факты жизни писателя, связанные с историей создания сборника «Вечера на хуторе…», сюжет повести «Заколдованное место»;

Уметь использовать текст повести.

Краткий пересказ содержания повести.

29.

Реальное и фантастическое в сюжете повести«Заколдованное место».

Знать определение теоретических понятий: юмор, фантастика;

Уметь определять их роль в повести.

Ответить на вопрос: как соединились вымысел и реальность в повести?

1.Подготовить пересказ эпизода от лица деда.

2. Прочитать другие повести из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

30.

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге».



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст