к вопросу об изучении творчества ВП Астафьева на уроках литературы в старших классах-ра

1.Введение.

Изучение творчества русского писателя В.П.Астафьева начинается с 5 класса средней школы. В программу по литературе базового уровня включены следующие произведения писателя:

5 класс-

Рассказы « Васюткино озеро», «Зачем я убил коростеля»(для самостоятельного чтения), «Белогрудка»(для самостоятельного чтения).

6 класс-

«Конь с розовой гривой» (из повести «Последний поклон»)

«Деревья растут для всех» ( из повести «Последний поклон», для самостоятельного чтения).

7 класс-

«Мальчик в белой рубахе» ( из повести «Последний поклон», для самостоятельного чтения).

8 класс-

«Фотография, на которой меня нет»(из повести «Последний поклон»)

«Ангел- хранитель» ( из повести «Последний поклон», для самостоятельного чтения).

9 класс-

На уроках творчество писателя не изучается, учащимся предлагается самим выбрать рассказы и повести В.П.Астафьева для самостоятельного прочтения.

10 класс-

Творчество В.П.Астафьева не изучается.

11 класс-

Изучение «деревенской прозы» В.П.Астафьева (« Царь-рыба»). Обзорное изучение романа «Печальный детектив». Повесть «Где-то гремит война» предлагается для самостоятельного чтения.

Количество учебных часов на изучение произведений В.П.Астафьева по программе базового уровня распределяется следующим образом:

5 класс- 2 часа ( при 68 часах и 102 часах);

6 класс- 2 часа ( при 68 ч.) , 3 ч. (102 ч.);

7 класс- 0 ч.

8 класс -1 ч. (68ч.), 2 ч.( 102ч.);

9 класс- 0 ч.

10 класс-0 ч.

11 класс- 2 ч.

Как видим, на изучение произведений В.П.Астафьева отводится всего 5 часов при 68ч. в год и 9 часов при 102 часах в год. И это за семь (!) школьных лет.

Авторы программы по литературе ( В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина) остановили свой выбор , в основном, на рассказах из повести «Последний поклон» (6-8 кл.), только в старших классах немного приоткрыв для учащихся другие произведения В.П.Астафьева («Царь- рыба», «Печальный детектив», «Где-то гремит война»). К сожалению, при практически тотальном нежелании учащихся школ читать произведения художественной литературы, трудно надеяться на то, что книги для самостоятельного ( а не обязательного – для урока!) чтения будут ими прочитаны. Следовательно, военная повесть В.П.Астафьева «Где-то гремит война» останется вообще не изученной. Между тем, автор данной работы считает необходимым введение в курс школьной обязательной программы по литературе в старших ( 9-11 классах) произведений В.П.Астафьева о войне, написанных им в 90-е – 2000-й г.г.: роман « Прокляты и убиты» ( 1992г.), повесть «Веселый солдат» ( 1998г.), рассказы «Пролетный гусь»( 2000г.) и « Трофейная пушка»(2000г.). Поскольку роман и повесть довольно велики по объему, их можно изучить на уроках обзорно, заострив внимание учащихся на том, что в них писатель передает войну не в «правильном, красивом и блестящем строе с музыкой и барабанами , и боем с развевающимися знаменами и гарцующими генералами», а в « ее настоящем выражении- в крови, в страданиях, в смерти».

Мы предлагаем для подробного изучения в старших классах, например в 11 классе, рассказ В. П.Астафьева «Пролетный гусь», а для самостоятельного чтения старшеклассников рассказ «Трофейная пушка». В этих, к сожалению, последних своих рассказах Астафьев описывает нелицеприятные события войны и послевоенной жизни фронтовиков- очень трудную, трагическую жизнь. Программа по литературе для 11 класса предлагает учителю провести урок-семинар по теме « Новое осмысление военной темы в литературе 50-х – 90-хг.г. Ю.Бондарев, В.Богомолов, Г.Бакланов, В.Некрасов, К.Воробьев, В.Быков, Б.Васильев ( произведения по выбору учителя)».Мы предлагаем несколько расширить временные границы темы- до 2000 -х – и провести урок по вышеназванным рассказам В.П.Астафьева, которые, по нашему мнению, как нельзя более подходят для изучения темы – новое осмысление войны в литературе.

В связи со всем сказанным выше, автор данной работы попытался представить разработку урока по литературе по рассказу Астафьева «Пролетный гусь». Данная тема представляется нам очень актуальной, т.к. выводит учащихся на новый уровень понимания событий Великой Отечественной войны и послевоенного периода.

Целью данной работы является подробное изучение рассказа «Пролетный гусь» на уроке литературы в старших классах.

Автор работы ставит перед собой следующие задачи:

на основе анализа рассказа Астафьева «Пролетный гусь» выявить, в чем заключается новое понимание военной темы в творчестве писателя;

разработать урок по рассказу «Пролетный гусь» ( а в дальнейшем и по рассказу «Трофейная пушка»);

использовать полученный материал на школьных уроках в старших классах.

В данной работе автор использует следующие методы:

1) биографический – В.П.Астафьев- фронтовик, не понаслышке знающий о тяготах военной и послевоенной жизни;

2) анализ прозаического текста: композиция рассказа ( завязка, кульминация, развязка); система образов ( главные герои и действующие лица рассказа); основные мотивы; темы( мещанство, истинный и ложный патриотизм); основная идея; своеобразие авторской позиции;

3) работа с некоторыми элементами филологического анализа текста (определение жанра произведения, анализ пространственно-временной организации текста, выявление элементов текста, определяющих связь изучаемого произведения В.П.Астафьева с другими его произведениями), идейно-эстетическое содержание текста.

2. Разработка урока по рассказу В.П.Астафьева «Пролетный гусь».

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом В.П.Астафьева «Пролетный гусь»; продолжить обучение анализу литературного произведения ( с использованием некоторых элементов филологического анализа текста); обратить внимание учащихся на своеобразие трактовки темы войны, на новое осмысление этой темы в некоторых произведениях современной литературы на примере данного произведения; работа с терминами- образ, мотив, тема.

Оборудование к уроку: портрет писателя, журнал «Новый мир» № 1 за 2001г., где был впервые опубликован рассказ.

Ход урока:

1.Слово учителя:

Началом урока могут служить слова писателя, написанные им в 1986 году в предисловии к книге «Военные страницы»: «… с течением времени тема войны не исчерпалась и не упростилась, и само слово «война» не исчезло из жизни и сознания людей…последняя, самая кровавая война не кончилась, ее смердящее дыхание, ее губительные последствия идут по стопам нашим…за меня «мою» войну никто не напишет, за нас, людей, никто не остановит страшную надвигающуюся грозу». Ведущей темой творчества писателя всегда была война «во всех ее проявлениях». Впервые полнозвучно и ярко она прозвучала в повести «Пастух и пастушка»(1971г.). И стала центральной в 90-е г.г., когда были созданы произведения – роман «Прокляты и убиты», повести «Так хочется жить»( 94-95г.г.), «Веселый солдат»( 98г.), «Обертон»(95-96г.). Память о войне не оставляла В.П.Астафьева всю жизнь, с годами, видимо, становясь все более тяжелым грузом. Необходимо напомнить учащимся , что В.П.Астафьев- участник Великой Отечественной войны, родился в 1924г. в селе Овсянка Красноярского края на Енисее, в 1943 г.был тяжело ранен и контужен на Днепровском плацдарме. Тяжелое ранение навсегда оставило свои следы на его лице.

О «своей» войне и последний опубликованный при жизни рассказ В.П.Астафьева «Пролетный гусь». Значительность прощального произведения писателя подтверждает и полученная за него премия Юрия Казакова, и спектакль, созданный на его основе во МХАТе им.А.П.Чехова.

2.Анализ композиции рассказа:

а) что является завязкой в рассказе? Где и при каких обстоятельствах встретились главные герои рассказа – Данила и Марина?

«…Свело их, Марину и Данилу, в долгом послевоенном пути, прямо на железной дороге».

б) какой эпизод можно считать кульминацией рассказа?

Возвращение Марины и Данилы с похорон сына Аркаши ( со слов «домой шли отчужденно, по отдельности…» до конца главки).

в) что является развязкой в рассказе?

Рассказ заканчивается смертью Данилы и самоубийством Марины.

3.Главные герои и действующие лица рассказа:

Что известно о довоенном прошлом героев? Что общего в их судьбах?

Марина. «Родилась она — по документам — в Ленинграде, была еще крошечной, когда ее родителей, папу, затем и маму, куда-то завербовали и увезли, более о них ни слуху ни духу не было. Папина сестра какое-то время держала девочку в виду, собиралась со временем, когда разрешат, забрать ее из детского спецприемника. Но началась война, тетя попала в блокаду, видимо, там и погибла. На письма, которые посылала Марина в Ленинград, никто не откликался, или они возвращались с пометкой «адресат не значится».      Данила. «Он рос в семье ссыльного дяди, который, по сообщению его жены Дарьи Фоминичны, погиб на войне, ребятишек, а их накопилась куча, пришлось горемычной женщине сдавать в детдом, сама же она, видать, тоже сгинула в военной коловерти или переехала куда. Сколько ей ни писал Данила — ответа не было». «В армию он был призван из серенького райцентра, где учился в двухгодичном РЭУ на полевода для совхоза, к городку прилегающего, важным кадром земледелия быть намечался. Что такое поле и полевод, он толком не успел узнать, спешно загребли почти все училище в армию и затем направили на фронт».      Общее. Оба героя — сироты, на войну Марина и Данила попали в очень молодом возрасте, прямо со школьной скамьи. У них, выражаясь словами автора, «короткая, не насыщенная жизнью биография». Им обоим некуда ехать, у них нет родственников, нет имущества, кроме чемоданчика Марины; героев никто и нигде не ждет, они не могут рассчитывать на чью-то помощь. Как складывается жизнь героев после войны?      Марина и Данила оседают в маленьком городке Чуфырино и постепенно начинают привыкать к мирной жизни: находят жилье, устраиваются на работу. Трудолюбием и бескорыстием они завоевывают любовь сначала квартирной хозяйки, Виталии Гордеевны, а затем и других жителей городка: «…медсестре кто бидончик молока, кто творожку, когда и сметанки принесут, когда и рублишко, когда и пятерку незаметно в карман халатика сунут». В молодой семье рождается сын Аркаша.

Резко контрастно изображает Виктор Астафьев вторую молодую семью Мукомоловых — Владимира Федоровича и его жену Нелли Сергеевну. Он сын Виталии Гордеевны, которая благодаря своей душевной щедрости и доброте, стала родной матерью для Солодовниковых и “бабой Итей” для Аркаши. Однако возвращение сына вызвало в ней гнетущее чувство. Виталия Гордеевна удивлялась, как могут люди, подобные ее сыну и невестке вести никчемную, пустую жизнь, при этом быть довольными собой и своей жизнью. “Неужели они оба со своим Неллюшком не понимают, что путались в ногах воюющих, теперь вот путаются в ногах работающих людей, мешают им нормально жить и трудиться”. С их появлением в рассказе начинает звучать тема истинного и ложного героизма и тема мещанства. Мукомолов не воевал, всю войну отсиделся в политотделе; однако его задевает, что у «парнишки, молокососа» гораздо больше боевых наград (эпизод — новоселье у Мукомоловых). «Приехали супруги Мукомоловы с кучей добра, румяные, пригожие, на дворян похожие». Особенно страшно, что они сильнее, они наделены властью, богаты, успешны. Мукомолову «предложили возглавить партком нового завода», «закрепили персональную черную „Волгу“». Именно они, Мукомоловы, пусть косвенно, становятся виновниками гибели Аркаши и Данилы (эпизод с ружьем), а затем и Марины (эпизод выселения Марины).





Автор, наблюдая за героем, подчеркивает, что в молчаливой стойкости Данилы раскрывается истинно христианское отношение к миру: у него нет ни ненависти, ни злости по отношению к “целой армии дармоедов и прихлебателей”, он со смирением переносит все испытания. И по тому, как Марина в порыве отчаяния и безысходности бросила подушечку с наградами в могилу, как “глухо мычала, да затягивала черный платок под подбородком”, как перестала вступать в разговоры с Нелли Сергеевной, дает понять читателю, что свой выбор Марина тоже сделала, она тоже “пролетела” по этому миру.

4.Анализ названия рассказа:

Пролетный гусь — подранок — это символ не жизни, а последующей смерти всей семьи Солодовниковых. Они так же “пролетят” по жизни. И хоть стойко держался Данила, даже в трудные минуты постоянно помнил о чувстве собственного достоинства, о своей чести, о чести своей семьи, но смерть сына надломила Данилу. Видимо, Виктор Астафьев понял, что Данила просто не смог больше жить и бороться. Его боль оказалась сродни смерти.

Здесь нужно зачитать отрывок из рассказа, повествующий об охоте Данилы и о поисках им подстреленного гуся.

5.Филологический анализ текста:

1) определение жанра произведения — напомнить учащимся , что такое рассказ как жанр. Рассказ- малая эпическая жанровая форма художественной литературы, прозаическое произведение;

2) анализ пространственно-временной организации произведения- пространственная «география» рассказа охватывает путь Данилы Солодовникова из Пруссии в Россию –городок Чуфырино – через Белоруссию, Ярославль, вологодско- костромские станции, станцию Буй и далее на восток до Чуфырино. Обратить внимание учащихся на мотив дороги в рассказе. Вспомнить , что такое «мотив» ( устойчивый формально-содержательный компонент литературного текста; более прямо, чем другие компоненты художественной формы, соотносится с миром авторских мыслей и чувств).Вопрос учащимся: какие возможности открывает перед автором мотив дороги? Ответ: позволяет показать послевоенную страну: «На станциях вдоль эшелона, всяк со своей посудинкой, выстраивались оборванные ребятишки, молча протянув руку. Стояли старики, кособочась, на тележках к линии выкатывались инвалиды. Много было инвалидов, и сама сплошь поувеченная земля выглядела инвалидно».

Время, в течение которого происходят события рассказа,- 1945- 1949г.г.

Астафьев завершил рассказ одной только строкой. Он отделил ее от текста рассказа, завершающегося самоубийством героини, похоронившей мужа и сына, пробелом и фактически выделил в отдельную главку: «Шел тысяча девятьсот сорок девятый год». Эта строка несет в себе глубокий обличительный смысл: с окончания войны прошел срок, по времени равный войне, но именно его оказалось достаточно. Чтобы, выстояв в чудовищной бойне с врагом, ее рядовые Марина и Данила Солодовниковы погибли. Солдат, защитивший в кровопролитной схватке с фашизмом свое Отечество, не отстоял, однако, в ней права на достойное человеческое существование ни для себя, ни для своей семьи.

4) идейно- эстетическое содержание текста: выстояв в смертельной схватке с врагом, доверчиво вступая в послевоенный мир, доброжелательные к нему и открытые людям, охваченные поначалу чувством общности своей судьбы с судьбой народа, подвижнически готовые на самый тяжкий труд и в мирное время, во имя счастья создания собственной семьи, герои В.П.Астафьева обречены на бездомье, гражданское сиротство и гибель в «поувеченной» стране.

6.Своеобразие авторской позиции в рассказе.

Свои мысли автор доверяет Виталии Гордеевне, которая “молча наблюдая за ближайшей ей окружающей действительностью”, поражалась жизни. Целые армии дармоедов, прихлебателей были на коне жизни, считали, что на войне и в мирной жизни без них шагу не сделать, что были они главная движущая сила побед и возрождающегося прогресса, так и до сих пор считают. А тут какие-то Солодовниковы “копошились в ногах”. Ату их! Уничтожить! И уничтожили. Почему Виктор Астафьев не оставил никакой надежды? Скорее всего, самоубийство Марины автор показывает как протест и избавление от постылой жизни. Может быть, самоубийство и было проявлением той самой моральной силы и мужества противопоставляемых Мукомоловым. Марина выбрала смерть против жизни среди Мукомоловых, так как мир оказался во власти этих господ.

7.Анализ двух вариантов концовки рассказа (проводится в сильных классах):

В архиве библиотеки села Овсянка сохранилось два варианта первоначальной концовки рассказа В.П.Астафьева «Пролетный гусь», с правками, сделанными рукой писателя. Первый вариант помечен июнем 2000 года. Второй, несколько больший по объему,- июнем- июлем этого же года.

Пролётный гусь Анализ рассказа пролетный гусь Астафьева(первый вариант концовки)Главные герои рассказа Астафьева пролетный гусьАнализ рассказа пролетный гусь АстафьеваШёл одна тысяча сорок девятый год, четвёртый послевоенный год. Великий вождь и мудрый учитель успел уже сдать свою страну и народ на милость победивших стран, подписав документ о том, чтобы в них тридцать лет не было военного бюджета. Народы этих стран очухивались от военного кошмара, приходили в себя, множились, восстанавливали себя, восстанавливали разрушенное хозяйство своё во благо, а не во вред своего населения, наш же народ, сданный живым в кабалу холодной войны, очумелый от победного хвастовства и фанаберии, надрывался в нищете, голоде, восстанавливая так называемое народное хозяйство и хлопая в ладоши мудрым вождям, ведущим его к сияющим вершинам коммунизма.Главные герои рассказа Астафьева пролетный гусьИ не одна маленькая семья солдат Солодовниковых будет втянута во всепожирающую воронку холодной войны, не одну её смахнет с земли, раздавит словно мух на всесоюзном, общественном столе, много русских семей, много баб и мужиков безвестно сгинут, канут в вечность и вместе с ними погибнет русская деревня; остатки всосались трубой военной промышленности русского народа, так и не восстановивший своё поголовье, продолжат мор в дымных загазованных городах и подземных хитрушках.Анализ рассказа пролетный гусь АстафьеваЭтот народ не восстановился после войны, хотя количество населения страны и росло, но росло оно за счёт азиатских и кавказских республик, где дети плодились, что тараканы, и никогда уже не восстановится и прости-прощай дорогой Данила, Мариночка и маленький Аркаша, вас никто уже не помнит и не помянет на родной земле.Главные герои рассказа Астафьева пролетный гусьИ плакать, и поминать, и молиться за вас некому. Вечный вам покой, родные мои, хотя бы там, за пределами этой взболомученной, бессердечной, Бога и веру потерявшей земли, в миру называемой — российская.Анализ рассказа пролетный гусь АстафьеваИюнь 2000 года, с. Овсянка.Главные герои рассказа Астафьева пролетный гусьАнализ рассказа пролетный гусь АстафьеваПролётный гусьГлавные герои рассказа Астафьева пролетный гусь(второй вариант концовки)Анализ рассказа пролетный гусь АстафьеваГлавные герои рассказа Астафьева пролетный гусьШёл одна тысяча девятьсот сорок девятый год. На подгибающихся от слабости ногах, измотанный и обескровленный войною русский народ поднимал из руин и голодухи свою надсаженную страну и её обширное, на военный лад настроенное хозяйство.Анализ рассказа пролетный гусь АстафьеваИ прежде не знавший нужд народа, под ногами не чувствующий свою страну, совсем обалдевший от оглушительной славы и усыпляющей лести отец народов, подначенный вчерашними хитромудрыми союзниками, подмахнёт бумагу и сдаст свой народ и страну на милость побеждённых государств, желая их якобы унизить и обуздать, государствам этим на тридцать лет запретят иметь военный бюджет. И тут же вчерашние союзники втянут Великую страну вместе с отцом и учителем её в холодную, всепожирающую войну.Главные герои рассказа Астафьева пролетный гусьА побеждённые страны, очухиваясь от военного кошмара, быстро придут в себя, даже покаются на бумаге в содеянных злодеяниях и совсем миру невидным манером восстановят и военную промышленность, и армию, современно оснащённую, да и тряхнут новыми доспехами в стане славян и начнут прижимать к стенке Россию, которую бездонная, конца не имеющая военно-промышленная труба жадно всосёт вместе с остатками русского народа, опустошит русскую деревню и, пропустив народ через военную трубу, отправит деревенский люд на городские кладбища как отработанный хлам. Страна, подточенная войной, дураками, прохвостами и безголовыми преобразователями, однажды рухнет сама, лишь фанфаронская дурь, недымящие трубы оставив после себя, да ещё гордыню победителей и хвастливую спесь, переродившуюся в усталость и равнодушие к себе, к Родине своей, ко всему, что не подаётся в нищенски протянутую руку, поскольку сделается народ-победитель побирушкой, кусочником на мировой паперти.Анализ рассказа пролетный гусь АстафьеваИ что тут маленькая семья Солодовниковых? Это пылинка, сдутая с родной земли, на которой и так не было восстановлена численность русского населения и теперь уж не восстановится никогда.Главные герои рассказа Астафьева пролетный гусьСтрана, народ, как и весь живой мир земной начинался с одной былинки, с одного человека.Анализ рассказа пролетный гусь АстафьеваИ если народ не умеет, не научился понимать этого и дорожить каждой былинкой, каждым человеком, его не станет, и очень скоро не станет, как не стало Данилы, Марины и Аркаши Солодовниковых, моих милых и горьких собратьев, родных по единой земле, по человеческому на ней всходу.Главные герои рассказа Астафьева пролетный гусьИюнь-июль 2000 года, с. Овсянка – Красноярск.

Почему же В.П.Астафьев отказался завершить рассказ так, как задумал первоначально?

Можно допустить, что Астафьев хотел оставить своего читателя наедине с пережитым потрясением после прочтения рассказа и переложить на читателя груз обобщений. Знакомство учеников с вариантами концовки рассказа показывает контекст авторских раздумий, на фоне которых создавался рассказ, показывает весь спектр проблем, которые волновали автора и вылились «слезой несбывшихся надежд» в его творчестве.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Астафьев В.П. Военные страницы: Повести и рассказы.- М.: Мол.гвардия, 1986г.

2.Астафьев В.П. Жестокие романсы: Рассказы.- М.: Изд-во Эксмо, 2002.

3.Астафьев В.П. Жизнь прожить: Роман, рассказы.- М.: Современник, 1986.

4. Немзер А. Литературное сегодня. О русской прозе.90-е.- М.: Новое литературное обозрение, 1998.

5.Литературный энциклопедический словарь ( Под общ. Ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева).- М.:Сов.энциклопедия, 1987.