история рабочая тетрадь п. 25-26

Прочитайте документ и запишите ответы на вопросы.

Из обращения М. II. Рютина «Ко всем кленам ВКП(6)». Нюнь 1932 г.

Права партии, гарантированные Уставом, узурпированы ничтожной кучкой беспринципных политиканов. Демократический централизм подменен личным усмотрением вождя, а коллективное руководство — системой доверенных людей.

Центральный Комитет стал совещательным органом при «непогрешимом» диктаторе, а областные комитеты — бесправными придатками при секретарях областкомов.

Политбюро, Президиум ЦКК, секретари областных комитетов… превратились в банду беспринципных, изолгавшихся и трусливых политиканов, а Сталин — в неограниченного и несменяемого диктатора, проявляющего в десятки раз больше тупого произвола, самодурства и насилия над массами, чем любой самодержавный монарх…

Всякая живая, большевистская партийная мысль угрозой исключения из партии, снятием с работы и лишением всех средств к существованию задушена…

Партийный аппарат в ходе развития внутрипартийной борьбы и отсечения одной руководящей группы за другой вырос в самодовлеющую силу, стоящую над партией и господствующую над ней…

Партийные и рабочие массы обязаны спасти дело большевизма, они обязаны свою судьбу взять в собственные руки. Сталин и его клика не уходят и не могут добровольно уйти со своих мест, поэтому они должны быть устранены силой.

1.О каких изменениях, произошедших внутри коммунистической партии, говорится в обращении М. Н. Рютина?

2.В чем видит М. Н. Рютин причины этих изменений?

3.Какие меры он предлагает для исправления существующего положения в партии?

4.Как вы думаете, в чем заключались более глубинные истоки подобного перерождения партии?

Прочитайте документы и запишите ответы на вопросы.

Из дневника учителя истории И. И. Шитца. 1929 г.

50-летний день рождения Сталина «отпразднован» бесчисленными приветствиями вождю (и даже «теоретику» ленинизма), перепечатанными в газетах. Вся страна превратилась в верноподданных (везде повторяется: «Тебе, вождю», «Тебе, стальному вождю»), не без оттенка институтской восторженности (почти все приветствующие шлют «пламенный привет», либо «горячий привет», либо «пламенный пролетарский», либо «пролетарский горячий»).

Из книги Л. Д. Троцкого «Преданная революция»

Все более назойливое обожествление Сталина является, при всей своей карикатурности, необходимым элементом режима. Бюрократии нужен неприкосновенный суперарбитр, первый консул, если не император, и она поднимает на своих плечах того, кто наиболее отвечает ее притязаниям на господство. «Сила характера» вождя, которой так восторгаются литературные дилетанты Запада, есть на самом деле итог коллективного напора касты, готовой на все, лишь бы отстоять себя. Каждый из них на своем посту считает: «Государство — это я!» В Сталине каждый без труда находит себя. Но и Сталин в каждом из них открывает частицу своего духа. Сталин есть персонификация бюрократии: в этом и состоит его политическая личность.

1.О какой черте сложившейся в СССР политической системы идет речь в приведенных документах?

2.В чем видит JI. Д. Троцкий истоки культа личности Сталина?

3.Согласны ли вы с его суждениями? Какие еще причины появления культа личности Сталина вы можете назвать?

Выберите правильный ответ.

1.Сталинские репрессии в огромных масштабах обрушились на Красную Армию, потому что:

а)в армии были очень сильны троцкистские организации;

б)армейские кадры противились мерам по реорганизации и механизации армии, абсолютизируя опыт, полученный во время Гражданской войны;

в)это была реальная сила, представлявшая потенциальную опасность для сталинской диктатуры.

2.Репрессии 30-х гг. были направлены против старых партийных кадров (ленинской гвардии), так как они:

а)отрицательно относились к личности Сталина и его методам строительства социализма;

б)поняли, что строительство социализма — неосуществимая мечта;

в)пытались осуществить совет Ленина о необходимости переместить Сталина с должности Генерального секретаря.

3.Когда была принята «сталинская» Конституция СССР:

а)в 1936 г.; б) в 1937 г.; в) в 1938 г.?

2.Какой итог был законодательно закреплен в новой, «сталинской» Конституции СССР:

а)завершение реконструкции народного хозяйства;

б)построение в СССР в основном социалистического общества;

в)построение в СССР развитого социализма?

4. Выделите характерные черты национальной политики СССР в 30-е гг.:

а)укрепление унитарного государства;

б)тенденция к русификации народов СССР;

в)значительное расширение политической самостоятельности союзных республик;

г)всесторонний расцвет всех наций и народностей;

д)нивелирование национальных культур и приглушение национального самосознания под видом «борьбы с национализмом».

Духовная жизнь в 30-е гг.

На основе представленных ниже документов сделайте и запишите выводы о процессах, происходивших в 30-е гг. в области культуры.

Из книги Л. Д. Троцкого «Преданная революция»

Нынешний правящий слой считает себя призванным не только политически контролировать духовное творчество, но и предписывать ему пути развития. Безапелляционное командование распространяется в одинаковой мере на концентрационные лагеря, агрономию и музыку. Центральный орган партии печатает анонимные директивные статьи, имеющие характер военных приказов, по архитектуре, литературе, драматическому искусству, балету, не говоря уже о философии, естествознании и истории.

Из выступления наркома юстиции РСФСР Н. В. Крыленко на заседании шахматной федерации. 1932 г.

Мы должны раз и навсегда покончить с нейтралитетом шахмат. Мы должны раз и навсегда осудить формулу «шахматы для шахмат», как и формулу «искусство для искусства». Мы должны организовать ударные бригады шахматистов и начать немедленно выполнять пятилетний план по шахматам.

Из выступления Л. Довженко на совещании, посвященном историческим фильмам. 1940 г.

И в «Петре I», и в «Александре Невском», и в «Минине и Пожарском», и в «Богдане Хмельницком»… есть какое-то угодливое желание притянуть историю поближе к нам и да¬же реплики героев перемешать чуть ли не с речами вождей. Получается так, что Александра Невского можно, право, на¬значить секретарем Псковского обкома, а Петра, и Минина, и Богдана тоже чем-то в этом роде…

Прочитайте документы и запишите ответы на вопросы. Из письма, нелегально переправленного за границу Октябрь 1928 г., Харьков.

Вузовская молодежь как небо от земли отличается от дореволюционного студенчества… Боевой лозунг — университет для рабочих и крестьян. В первую очередь для комсомольцев и рабфаковцев… Для детей служащих, т. е. прежней интеллигенции, установлена «процентная норма»: огромный конкурс на ничтожное число вакансий… Кто счастливо проскочил через сито приемочных комиссий с их классовым подходом и политическим сыском, тот тише воды, ниже травы. Вылетишь в два счета по одному подозрению. Сыск ведется изнутри по принципу «самообслуживания»: в трудовой школе — одноклассниками-«шпионерами», в вузе — студенческими «комищейками». А новые студенты «от сохи» усердно «грызут гранит науки» и в лучшем случае тоже пугливо озираются по сторонам…

Квалифицированная интеллигенция, профессора, инженеры, врачи, адвокаты — в массе своей «осоветились». Большинство с грехом пополам устроилось и боится перемен… Считают, и не без основания, что события имеют свою логику. Да и практика белых правительств у всех в памяти. Люди, далекие от коммунистической партии, находят, что рабоче- крестьянское правительство имеет немало заслуг и достижений в области народного образования и в международных отношениях, что это как-никак национальная власть, отстаивающая достоинство и целостность страны. О Временном правительстве вспоминают с ядовитым сарказмом.

Из дневника московского учителя истории И. И. Шитца.

С интеллигенцией депо обстоит совсем плохо. Профессура отмирает либо изгоняется, подроста же нет. Специалистов по всем ведомостям «снимают» (заменяя «выдвиженцеми») либо, что еще хуже, сажают; наиболее частое обвинение — вредительство. Химиков сидит чуть ли не половина всего количества их. ГПУ даже «торгует» химиками, т. е. за большие деньги отдает посаженных химиков в работы разным трестам и учреждениям, конечно, зорко досматривая, чтобы ученые не удрали; а не то ученых отсыпают на работу в гиблые места на малом содержании (как арестованных). Есть даже такие, что работают в тюрьме, куда им доставляют книги и необходимые пособия. Одного из недавно рас-стрелянных генералов, говорят, даже взманили написать серьезную работу, пообещав ему за это жизнь.

1.О каких противоречивых процессах, происходивших в среде интеллигенции, идет речь в документах?

2.Какой новый слой сталинской социальной системы формировался в конце 20—30-х гг.?

3.Как вы считаете, почему сталинские репрессии в первую очередь затронули ряды старой интеллигенции?

Выберите правильный ответ.

1.На одном из приемов Сталину представили известного артиста Игоря Владимировича Ильинского. Вождь пошутил:

— Здравствуйте, гражданин Бывалов. Вы бюрократ, и я бюрократ, мы поймем друг друга. Пойдемте побеседуем…

В каком кинофильме И. В. Ильинский блестяще сыграл роль бюрократа Бывалова:

а)«Закройщик из Торжка*;

б)«Праздник святого Иоргена*;

в)«Волга-Волга»?

2.В каком кинофильме прозвучала «Песня о Родине» И. Дунаевского и В. Лебедева-Кумача:

а) «Цирк»; б) «Свинарка и пастух»; в) «Светлый путь»?

3.Кто является режиссером-постановщиком популярных кинофильмов «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух»:

а) Г. Александров; б) Г. Козинцев; в) И. Пырьев?

3. 1936 год открылся статьей в «Правде» «Сумбур вместо музыки». Центральный орган ЦК ВКП(б) подверг безжалостной, сокрушительной критике:

а)музыку И. Дунаевского к кинофильму «Веселые ребята»;

б)музыку С. Прокофьева к балету «Ромео и Джульетта»;

в)оперу Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».

4. В мае 1936 г. в бюро драматургов Союза советских писателей поступило следующее заявление:

«В начале 1936 г. театры внезапно сняли со сцен всю мою драматургическую продукцию последних лет. Московский Художественный снял после нескольких представлений мою пьесу «Мольер», Московский театр сатиры, после первой генеральной,— мою комедию «Иван Васильевич*. Вахтанговский — прекратил начавшуюся работу над пьесой «Александр Пушкин». Означенное снятие моих пьес разного жанра сопровождалось появлением в прессе статей такого характера, который показал мне с неоспоримой ясностью, что дальнейшее сочинение моих пьес и представление их в драматические театры является совершенно бес-полезным».

Кто был автором этого заявления:

а) М. Булгаков; б) Л. Корнейчук; в) Б. Пастернак; г)Н. Погодин?

Прочитайте документ и запишите ответы на вопросы.

Из работы русского философа Г. II. Федотова «Письма о русской культуре». 1938—1939 гг.

Каков бы ни был политический смысл русской революции, ее культурное содержание может быть описано, с крайней схематичностью, следующим образом: русская культура, доселе творимая и хранимая интеллигенцией, спускается в самую глубину масс и вызывает полный переворот в их сознании… Никто не думает, конечно, что в России высшая математика или философия стали доступны массам. Но культура перестала быть замкнутой или двухэтажной. Старое противоположение интеллигенции и народа потеряло свой смысл… Россия в культурном смысле стала единым организмом…

Однако… Благодаря сознательному и полусознательному истреблению интеллигенции… демократизация культуры приобретает зловещий характер. Широкой волной текущая в народ культура перестает быть культурой… Университеты открыты для всех, в России насчитывается до 700 высших школ, но есть пи хоть одна высшая школа, достойная этого имени, равная по качеству старому университету? В этом позволительно сомневаться. Рабочий или крестьянский парень, огромными трудами и потом стяжавший себе диплом врача или инженера, не умеет ни писать, ни даже правильно говорить по-русски. Приобретя известный запас профессиональных сведений, он совершенно лишен общей культуры и, раскрывая книгу, встречаясь с уцелевшим интеллигентом старой школы, на каждом шагу мучительно чувствует свое невежество. Специалистом он, может быть, и стал… но культурным человеком не стал и не станет… Причина ясна и проста. Исчезла та среда, которая перерабатывала, обтесывала юного варвара, в нее вступившего, лучше всякой школы и книг…

1.В чем видит Г. П. Федотов безусловное достижение русской революции?

2.Какое противоречие «культурной революции» он отмечает?

3.В чем видит русский философ причину резкого снижении культурного уровня советских людей?

4.Согласны ли вы с суждениями русского философа? Укажите дополнительные факторы, которые привели, на ваш взгляд, к понижению общей культуры населения СССР в 30-е гг.