история Камчатки 9 класс

История Камчатки в XX — начале XXI вв.

9 класс

Пояснительная записка

Программа курса «История Камчатки в XX — начале XXI вв.» создана на основе Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Камчатского края (приказ Министерства образования и науки Камчатского края от 18.05.1012 № 654), приказа «О внесении изменений в приказ от 18.05.2012 и авторской программы А.В. Костыри.

Программа курса предназначена для 9 класса общеобразовательных учреждений Камчатской области.

Основной целью курса является формирование представлений о жизни населения Камчатки в контексте исторических условий. К задачам курса относится:

воспитание патриотизма, бережного отношения к природе и памятникам старины, уважения к старшим;

воспитание уважения к культуре коренных народов Камчатки;

содействие социальной адаптации учащихся, их участию в современной жизни;

формирование базовых социальных компетенций: в сфере трудовой деятельности, в семейно-бытовой сфере, в сфере гражданско-общественной деятельности, в сфере отношений в многонациональном и поликультурном обществе;

формирование и развитие исследовательских умений.

Локальная история предоставляет материал из непосредственного окружения учащихся. Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить, что история — это история людей, что корни человека — в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружба между народами, уважение к старшим поколениям, долг, милосердие. Особенностью предлагаемого курса является обращение к истории повседневности. Содержание курса дает возможность широко использовать активные и интерактивные методы обучения.

Программа обеспечена методическими рекомендациями для учителей и рабочими тетрадями для учащихся, разработанными А.В. Костырей. Преподаватели во время реализации программы могут использовать следующие издания:

Сергеев В.Д. Страницы истории Камчатки : учебно-методическое пособие. / В.Д. Сергеев. Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство: Камчатское отделение, 1992;

Камчатка. XVII-XX вв. : историко-географический атлас / Под ред. Н. Д. Жданова, д.и.н. Б. П Полевого – М. : Федеральная служба геодезии и картографии России, 1997;

Люби и знай свой край : атлас / Отв. ред. С. В. Савина. – М. : Федеральная служба геодезии и картографии России, 1995;.

Костыря А.В. Поурочные разработки к программе «История Камчатки». 8-9 классы. Книга для учителя. В 2-х кн. Кн. 2 / А.В. Костыря. Петропавловск-Камчатский: Холдинговая компания «Новая книга», 2008.

Костыря А.В. История Камчатки XIX века. Рабочая тетрадь. / А.В. Костыря. Петропавловск-Камчатский: Холдинговая компания «Новая книга», 2008.

Основной задачей курса является формирование исторического мышления:

– дать представление учащимся об общем и особенном при характеристике истории народов Камчатки.

Цели:

– воспитывать патриотизм, уважение к истории и традициям народов, правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, толерантное отношение к представителям других народов и стран;

– формировать представления о важнейших событиях, процессах всемирной истории в и: взаимосвязи и хронологической преемственности;

– способствовать овладению элементарными методами исторического познания, формированию умения работать с различными источниками исторической информации, участию в межкультурном взаимодействии;

– формировать ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

– обучать применению знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

– умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

– умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения;

– умение передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различныe виды чтения, создавать письменные высказывания, адекватно передающие прочитанную и прослушанную информацию с заданной степенью свёрнутости, составлять планы, тезисы конспекта;

– умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы;

– умение использовать различные источники информации: энциклопедии, словари, интернет-ресуры и другие базы данных;

– умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих возможностей и соотносить их со своими учебными достижениями.

Требования к уровню подготовки учеников:

должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов, основных событий, их участников, результаты и итоги событий с середины XVIII в. до конца XIX в.; важнейшие достижения культуры и системы ценностей.

должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические бытия и явления по указанному признаку.

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно практические задачи: высказывание собственных суждений об историческом наследии народов Камчатки; использование знаний об историческом пути и традициях народов России и Камчатки в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Рабочая программа рассчитана на 17,5 часов.

Учебно-тематический план

п/п

Темы разделов

Кол-во часов

1

Установление Советской власти

2

2

Освоение и развитие Камчатки в 20-30-е гг. XX в.

3

3

Камчатка в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945.

3

4

Основные вехи политического и социально-экономического развития области в 40-80-е гг. прошлого века

4

5

На рубеже XX — XXI вв.

3

Итоговое обобщение

1

Резерв учителя

1,5

всего

17,5

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема

К-во часов

Элементы содержания образования

Основные понятия

Требования

к уровню подготовки учащихся

Вид

контроля

Домашнее задание

Дата

проведения

План

Факт

1-2

Установление Советской власти

2

Февральские события на Камчатке. От февраля к октябрю. Первые Советы. Партизанское движение. Особенности установления Советской власти на Камчатке. Участники событий: сторонники и противники новой власти.

социалистическая революция, Советы, гражданская война, террор.

Знать: даты основных событий установления Советской власти на Камчатке

Уметь: располагать события в верном хронологическом порядке, характеризовать причины относительно мирного установления Советской власти

Составление конспекта

3-5

Освоение и развитие Камчатки в 20 — 30-е годы XX века

3

Политика Советского правительства по освоению края. Акционерное Камчатское общество, его деятельность. Хозяйственное освоение области. Особенности индустриализации и коллективизации на Камчатке. Что дала Советская власть коренным жителям полуострова? Трудовой энтузиазм и политические репрессии. Судьбы людей.

АКО, отрасль специализации, экстенсивное экономическое развитие, национальная политика, индустриализация, коллективизация, политические репрессии.

Знать: даты основных событий, определения понятий

Уметь: характеризовать политику Советского правительства по освоению края, деятельность АКО, выявлять особенности индустриализации и коллективизации на Камчатке

Составление конспекта

6-8

Годы Великой Отечественной. 1941-1945 гг.

3

Камчатка: глубокий тыл и передовая. Мобилизация. Военная подготовка населения. Перестройка хозяйственной деятельности в интересах фронта. Местная промышленность. Сбор средств. Строительство Петропавловского порта. Условия труда и жизни населения Камчатки. Курильский десант.

Мобилизация, местная промышленность, ленд-лиз, десант.

Знать: основные даты и понятия, перечислять мероприятия, проводимые на Камчатке в 1941-1945 гг.

Уметь: характеризовать вклад населения Камчатки в дело великой Победы

Составление конспекта

9-12

Основные вехи политического и социально-экономического развития области в 40 – 80-е годы прошлого века

4

Политика правительства в отношении территории и трудовых ресурсов. Административный статус. Демографическая ситуация в области. Необходимость комплексного изучения и освоения края. Последствия командно-административных методов управления. Перестройка на Камчатке. Культурная жизнь Камчатки.

Научные, образовательные, культурно-просветительские учреждения, творческие коллективы. Деятели культуры.

Командно-административная система управления, отраслевые диспропорции, социальная инфраструктура, перестройка.

Знать: основные события и даты послевоенной истории Камчатки

Уметь: характеризовать экономическое и социальное состояние Камчатки, политику правительства Камчатки, культурную жизнь

Составление конспекта

13-15

На рубеже веков

3

Изменение политической ситуации в стране и области. Камчатка в условиях реформ, их социальные и экономические последствия. Перспективы развития Камчатки. Население области в эпоху перемен.

Реформы, безработица, региональная политика.

Знать: основные даты и понятия

Уметь: характеризовать изменения, произошедшие на Камчатке в конце прошлого века.

Составление конспекта

16

Повторение

17

Резервное время

Литература

1. Атексеев А. И., Морозов Б. Н. Освоение русского Дальнего Востока. – М., 1989.

2. Атексеев В. И. Камчатская целина. – Петропавловск-Камчатский, 1984.

3. Бацаев И. В. Сельское и промысловое хозяйство Северо-Востока России 1929-1953 гг. – Магадан, 1997.

4. Витер И. В., Смышляев А. А. Город над Авачинской губой. – Петропавловск-Камчатский: Камчатский Печатный Двор, 2000. – 208 с.

5. Гаврилов С. В. Маленькие камчатские истории.- Петропавловск-Камчатский, 2002.

6. Гаврилов С. В. Вдоль камчатских берегов. (Транспортное и рыбопромышленное освоение охотско – камчатского побережья в конце XIX – первой трети XX в.в.). – Петропавловск-Камчатский, 2003.

7. Гаврилов СВ. Три века Петропавловского порта. – Петропавловск-Камчатский: Камчатский печатный двор, Книжное издательство, 2004. – 440 с.

8. Дальний Восток за годы Советской власти.- Комсомольск-на-Амуре, 1958.

9. Ильина В, А. Начато советской колонизации Камчатки в годы первой пятилетки. // Вопросы истории рыбной промышленности Камчатки. Сб. трудов. Вып. 6. – Петропавловск-Камчатский, 2003.

10. Ирина Витер. Хроника строительства города Петропавловска (1740-1923). – Петропавловск-Камчатский, Издательский Центр типографии СЭТО-СТ, 1997. – 112 с.

11. Исаков А. Н. История торговли на Северо-Востоке России в XV1I1-XX вв. – Магадан, 1994.

12. Исаков А. Н. Северо-Восток России в годы перестройки и перехода к рыночным отношениям (1985-1995 гг.): страницы летописи новейшей истории. – Магадан, 1999.

13. Камчатка XVII-XX вв. Историко-географический атлас / Под ред. Н. Д. Жданова, Б. П. Полевого. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 1997.– 112 с.

14. Камчатская область в годы Великой Отечественной войны. / сб. документов. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение, 1975. – 336 с.

15. Кашинцев Б. Перемены на земле Камчатской. – Петропавловск-Камчатский, 1971.

16. Кашинцев Б. Камчатка сегодня и завтра. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение, 1970. – 96 с.

17. Козик Л. В. Страницы истории Петропавловска. Акоград 30-40-е годы. // Краеведческие записки. Вып. 7. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение, 1991.

18. Кравченко В. Мэнго. – Петропавловск-Камчатский, 1995.

19. Кузаков К. Г. Камчатка за годы Советской власти. // Вопросы географии Камчатки. Вып. 5. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение, 1967.

20. Куда плывет Камчатка. / сб. статей. – Петропавловск-Камчатский: РИО КОТ. 1993. — 96 с.

21.Летопись народов Северо-Востока РСФСР. 1917-1985. / Науч. Ед. Захаров С. В. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение, 1986. – 192 с.

22. Люби и знай свой край. Атлас / отв. ред. С. В. Савина – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 1995. – 32 с.

23. Мандрик А. Г. История рыбной промышленности российского Дальнего Востока (50-е годы XVII в. – 20-е годы XX в.). – Владивосток: Дальнаука, 1994. 192 с.

24. Моисеев Р.С. Факторы и перспективы развития Петропавловска-Камчатского. // Вопросы географии Камчатки. Вып. 10. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение, 1989.

25. Моисеев Р. С. Развитие производительных сил и система расселения на Камчатке. // Вопросы географии Камчатки. Вып. 8. Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение, 1982.

26. Мухачев Б. И. Борцы за власть Советов на Камчатке. — Петропавловск-Камчатский, 1977.

27. Мухачев Б. И. Становление Советской власти и борьба с иностранной экспансией на Северо-Востоке СССР. – Новосибирск, 1975.

28. Мухачев Б. И. Советы Северо-Востока СССР в период социалистической реконструкции народного хозяйства 1926-1936 гг. – Магадан, 1987.

29. Народное хозяйство Камчатской области 1971 – 1975. // стат. сборник. Петропавловск-Камчатский, 1977.

30. Очерки истории Камчатской областной партийной организации. 1917-1985. / под ред. Захарова С. В. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение, 1986. – 360 с.

31. Паперно А. X. Ленд-лиз. Тихий океан. – М., 1998.

32. Петропавловск-Камчатский. История города в документах и воспоминаниях 1740-1990.– Дальневосточное книжное издательство Камчатское отделение, 1994. – 504 с.

33. Ресурсный потенциал Камчатки. / отв. ред. А. С. Ревайкин – Петропавловск-Камчатский: АО Камчаткнига, 1994. – 288 с.

34. Санакоев В. Художник Кирилл Килпалин. – Петропавловск-Камчатский, 1993. – 35 с.

35. Сергеев М.А. Народное хозяйство Камчатского края. – М. 1936 Л. -559 с.

36. Смышляев А. Камчатка: от Адамовича до Бирюкова (документальные очерки). – Петропавловск-Камчатский: Издательский Центр тип. СЭТО-СТ, 1996. – 164 с.

37. Художники Камчатки. Каталог выставки Живопись. Графика. Скульптура. – М., 1990. – 96 с.

Литература для учащихся

1. Алексеев А. Н. Сыны отважные России. Магаданское книжное издательство, 1970. – 368 с.

2. Арктика – мой дом. Народы севера земли. Культура народов севера. / Науч. ред. Соколова 3. П. – М.: Северные просторы, 1999. – 264 с.

3. Балаян 3. Белый марафон. – М.: Детская литература, 1980. 160 с.

4. Вахрин С. Покорители великого океана. – Петропавловск-Камчатский, Издательство «Камшат», 1993. – 104 с.

5. Ветер веков в парусах России. Рассказы о мореплавателях. Каталог портретов. Карты Камчатки. – Петропавловск-Камчатский: изд. Центр типографии СЭТО-СТ. 1996 – 184 с.

6. Гропянов Е. В. В Камчатку. – Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1990. – 352 с.

7. Голубев Г. Н. Колумбы русские. – М., 1989.

8. Животные и растения Камчатской области, внесенные в Красную книгу СССР и Красную книгу РСФСР. – Петропавловск-Камчатский, 1984.

9. Землепроходцы, т. 1 / сост. Вахрин С. И. – Петропавловск-Камчатский: Издательство «Камшат», 1994. – 232 с.

10. Краеведческая викторина. 250-летию Петропавловска-Камчатского посвящается. – Петропавловск-Камчатский, 1990.

11. Литература родного края. / Хрестоматия для учащихся 8-9 классов Камчатской области. – Петропавловск-Камчатский, 1999.

12. Мартыненко В. Камчатский берег. Историческая лоция. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение. 1991. – 192 с.

13. Мартыненко В. Презрев угрюмый рок. — Петропавловск-Камчатский: Камчатский печатный двор, 1997. — 272с.

14. Нечаев А. В гости к медведю по имени Синанг. – М., 1991.

15. Остроумов А. Г. Записки камчадала. – Петропавловск-Камчатский,: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение,1993. – 160 с.

16. Порогов Г. На околице Руси. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение, 1979. – 208 с.

17. Пшонкин Ю. А. Амто, Корякин – М., 1991.

18. Пшонкин Ю. А. Встречи у вулканов. – М., 1985.

19. Русские землепроходцы и мореходы: Из истории открытия и освоения Сибири и Дальнего Востока /В. А. Авдеев, А. А. Измайлов, М. Н.Осипова, Ю. Ф.Соколов. – М.: Воениздат, 1982. – 80 с.

20. Семенов В. И., Лодис Ф. И. Камчатка – край лечебный. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение, 1993. – 152 с.

21. Сергеев В.Д. страницы истории Камчатки (дореволюционный период). Петропавловск-Камчатский. Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение, 1992. – 192 с.

22. Фрадкин Н. Г. Крашенинников СПб – М., 1974.

Технические средства обучения

Мультимедийный компьютер.

Мультимедийный проектор.

Экран проекционный.

Учебно-практическое оборудование

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

Штатив для карт и таблиц.

Шкаф для хранения карт.

Ящики для хранения таблиц.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст