история Камчатки 8 класс

История Камчатки с конца XVIII до начала XX века

8 класс

Пояснительная записка

Программа курса «История Камчатки с конца XVIII до начала XX века» создана на основе Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Камчатского края (приказ Министерства образования и науки Камчатского края от 18.05.1012 № 654), приказа «О внесении изменений в приказ от 18.05.2012 «Об утверждении Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Камчатского края» и авторской программы А.В. Костыри.

Программа курса предназначена для 8 класса общеобразовательных учреждений Камчатской области.

Основной целью курса является формирование представлений о жизни населения Камчатки в контексте исторических условий. К задачам курса относится:

воспитание патриотизма, бережного отношения к природе и памятникам старины, уважения к старшим;

воспитание уважения к культуре коренных народов Камчатки;

содействие социальной адаптации учащихся, их участию в современной жизни;

формирование базовых социальных компетенций: в сфере трудовой деятельности, в семейно-бытовой сфере, в сфере гражданско-общественной деятельности, в сфере отношений в многонациональном и поликультурном обществе;

формирование и развитие исследовательских умений.

Локальная история предоставляет материал из непосредственного окружения учащихся. Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить, что история — это история людей, что корни человека — в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружба между народами, уважение к старшим поколениям, долг, милосердие. Особенностью предлагаемого курса является обращение к истории повседневности. Содержание курса дает возможность широко использовать активные и интерактивные методы обучения.

Программа обеспечена методическими рекомендациями для учителей и рабочими тетрадями для учащихся, разработанными А.В. Костырей. Преподаватели во время реализации программы могут использовать следующие издания:

Сергеев В.Д. Страницы истории Камчатки : учебно-методическое пособие. / В.Д. Сергеев. Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство: Камчатское отделение, 1992;

Камчатка. XVII-XX вв. : историко-географический атлас / Под ред. Н. Д. Жданова, д.и.н. Б. П Полевого – М. : Федеральная служба геодезии и картографии России, 1997;

Люби и знай свой край : атлас / Отв. ред. С. В. Савина. – М. : Федеральная служба геодезии и картографии России, 1995;.

Костыря А.В. Поурочные разработки к программе «История Камчатки». 8-9 классы. Книга для учителя. В 2-х кн. / А.В. Костыря. Петропавловск-Камчатский: Холдинговая компания «Новая книга», 2008.

Костыря А.В. История Камчатки с древнейших времен до конца XIX века. Рабочая тетрадь. / А.В. Костыря. Петропавловск-Камчатский: Холдинговая компания «Новая книга», 2008.

Основной задачей курса является формирование исторического мышления:

– дать представление учащимся об общем и особенном при характеристике истории народов Камчатки.

Цели:

– воспитывать патриотизм, уважение к истории и традициям народов, правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, толерантное отношение к представителям других народов и стран;

– формировать представления о важнейших событиях, процессах всемирной истории в и: взаимосвязи и хронологической преемственности;

– способствовать овладению элементарными методами исторического познания, формированию умения работать с различными источниками исторической информации, участию в межкультурном взаимодействии;

– формировать ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

– обучать применению знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

– умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

– умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения;

– умение передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различныe виды чтения, создавать письменные высказывания, адекватно передающие прочитанную и прослушанную информацию с заданной степенью свёрнутости, составлять планы, тезисы конспекта;

– умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы;

– умение использовать различные источники информации: энциклопедии, словари, интернет-ресуры и другие базы данных;

– умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих возможностей и соотносить их со своими учебными достижениями.

Требования к уровню подготовки учеников:

должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов, основных событий, их участников, результаты и итоги событий с середины XVIII в. до конца XIX в.; важнейшие достижения культуры и системы ценностей.

должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические бытия и явления по указанному признаку.

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно практические задачи: высказывание собственных суждений об историческом наследии народов Камчатки; использование знаний об историческом пути и традициях народов России и Камчатки в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов.

Учебно-тематический план

№ п/п

Темы

Кол-во часов

1

Камчатка во второй половине XVIII в.

3

2

Деятельность Русской Православной церкви на Камчатке

1

3

Население Камчатки

Освоение побережья Камчатки, Алеутских и Командорских островов.

Камчатка и первые кругосветные плавания кораблей русского флота

3

4

Административно-территориальное устройство Камчатки, причины его изменений

2

5

Героическая оборона Петропавловска во время Крымской войны

Причины нападения на Петропавловск

Подготовка к обороне

Первое сражение

Второе сражение

Петропавловск в 1855 г. Значение и память победы на Камчатке

5

6

Камчатка во второй половине XIX — начале XX вв.

Исследования Камчатки в XIX веке

Хозяйственная жизнь края

Командорские острова

Жизнь и быт населения Камчатки

3

7

Взаимодействие и взаимопроникновение культур русского и коренного населения

2

8

Оборона Камчатки в русско-японскую войну

3

9

Предреволюционные годы

4

10

Петропавловск – областной центр

2

11

Крупные населенные пункты Камчатки к началу XX в.

3

Итоговое обобщение

1

Резерв учителя

2

всего

35

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема

К-во часов

Тип урока

Элементы содержания образования

Основные понятия

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

1-3

Камчатка во второй половине XVIII в.

Введение в курс

Камчатка и исследования Северной части Тихого океана

Исследования Курильских островов

3

Комбинированный урок

Колонизация Камчатки русскими, их занятия. Управление территорией. Камчатка – база для исследований северо-восточной части Тихого океана. Промысловые и государственные экспедиции. Русская Америка. Иностранные экспедиции Д. Кука и Ж. Ф. Лаперуза. Петропавловск в XVIII веке.

Колонизация, административное устройство, административный центр.

Знать основные даты и события изучаемого периода

Уметь: характеризовать изменения в быту, произошедшие у коренного и пришлого населения

составление конспекта, работа в тпо

4

Деятельность Русской Православной церкви на Камчатке

1

Комбинированный урок

Миссионерская деятельность православной церкви. Крещение коренного населения и его результаты. Появление школ на полуострове, распространение русского языка.

Миссионеры, епархия.

Знать: основные события, относящиеся к деятельности церкви

Уметь: характеризовать деятельность РПЦ и ее результаты

составление конспекта, работа в тпо

5-7

Население Камчатки

Освоение побережья Камчатки, Алеутских и Командорских островов.

Камчатка и первые кругосветные плавания кораблей русского флота

3

Комбинированный урок

Переселенческая политика государства. Численность населения, его этнический состав, территориальное размещение. Заселение Командорских островов алеутами, их занятия, образ жизни. Появление эвенов на Камчатке. Эвены как носители самобытной культуры. Соотношение коренного и русского населения Камчатки в XVIII – XIX вв., причины его изменения.

Этнический состав, миграции, динамика населения, ассимиляция, традиционная культура.

Знать: основные группы населения Камчатки и занимаемые ими районы

Уметь: характеризовать переселенческую политику государства.

составление конспекта, работа в тпо

8-9

Административно-территориальное устройство Камчатки, причины его изменений

2

Комбинированный урок

Причины изменений административного статуса территории в течение XIX века. Характеристика деятельности администрации Камчатки. В. С. Завойко – первый губернатор Камчатки. Петропавловск в XIX веке.

Административно-территориальное устройство, администрация, герб.

Знать: даты основных изменений административного статуса Камчатки

Уметь: характеризовать причины происходящих изменений

составление конспекта, работа в тпо

10-14

Героическая оборона Петропавловска во время Крымской войны

Причины нападения на Петропавловск

Подготовка к обороне

Первое сражение

Второе сражение

Петропавловск в 1855 г. Значение и память победы на Камчатке

5

Комбинированный урок

Борьба России за влияние в Тихоокеанском регионе. Стратегическое положение Петропавловского порта. Организация обороны порта. Защитники Петропавловска. Перемещение базы военного флота России из Петропавловска в устье Амура.

Сферы влияния, десант.

Знать: даты основных событий Крымской войны,

Уметь: рассказывать об обороне Петропавловска

составление конспекта, работа в тпо

15-17

Камчатка во второй половине XIX — начале XX вв.

3

Комбинированный урок

Население Камчатки: численность, этнический состав, особенности расселения, хозяйственная деятельность, условия труда и быта. Изменение административного статуса Камчатки.

Деятельность В. И. Иохельсона и В. Г. Богораза в составе Северо-Тихоокеанской экспедиции (1900-1902 гг.). В. Н. Тюшев о Камчатке. Экспедиция Ф. П. Рябушинского (1908-1910 гг.). В. К. Арсеньев на Камчатке. Шведская экспедиция (1920-1922 гг.).

Очаговое расселение, сферы влияния, экономическая экспансия, рыболовная конвенция.

Знать: численность, этнический состав, занятия камчатского населения

Уметь: характеризовать политику русского правительства на Камчатке

составление конспекта, работа в тпо

18-19

Взаимодействие и взаимопроникновение культур русского и коренного населения

2

Комбинированный урок

Заимствования элементов разных культур русскими, ительменами, коряками и эвенами. Причины этих заимствований. Развитие огородничества и животноводства. Распространение на Камчатке русских домов и предметов быта. Изменения в религиозных верованиях коренного населения Камчатки. Состояние образования и здравоохранения.

Присваивающее и производящее хозяйства, хозяйственно-культурный тип.

Знать: основные понятия и элементы национальных культур

Уметь: характеризовать процесс взаимодействия культур, изменения в верованиях жителей Камчатки

составление конспекта, работа в тпо

эссе

20-22

Оборона Камчатки в русско-японскую войну

3

Комбинированный урок

Внешняя политика правительства Российской империи на Дальнем Востоке. События русско-японской войны на Камчатке. Усиление иностранной экономической экспансии.

сферы влияния, экономическая экспансия, рыболовная конвенция

Знать: основные события и процессы, происходившие на Камчатке

Уметь: характеризовать политику правительства

23-26

Предреволюционные годы

4

Образование Камчатской области. Население и хозяйственная жизнь. Торговля, сообщение и связь. Здравоохранение и образование

27-28

Петропавловск – областной центр

2

Комбинированный урок



Страницы: 1 | 2 | Весь текст