историческое краеведение

Исследовательская работа по истории малой родины

Учитель истории МБОУ СОШ с. Садовка Баринова Т.А.

Садовка образовалась чуть позже районного центра Балтай, на топкой болотистой местности. Сначала появилось несколько домов ( сейчас это улица Ленина, раньше, до наименования улиц, ее называли Русью). Впоследствии это поселение назвали деревней Андреевкой, по имени ее организатора деда Андрея. Затем деревушка стала расти, увеличиваться за счет переселения прибывших откуда-то «с верхов», из какой-то Садовки великороссов.

Население села составляли мордва, затем поселились великороссы. На одном конце села жили русские, на другом – мордва. Село было названо Садовкой, это название дали великороссы. А по другой версии, название селу было дано из-за обилия садов, которые росли в каждом дворе и вокруг села. Название садов: Бородулин, Сахаров, Капаркин, Лосев, Калошин, Ремезов, Тишкин…

Вот что говорится об образовании села в книге Иванчина-Писарева А.И. «Хождение в народ»: «Крестьяне были государственные, великороссы. Село расположено при впадении реки Малый Алай в реку Большой Алай. В длину село имело 2 версты и в ширину 1 версту, от Вольска который есть и ближайший торговый пункт на Волге, село находится в 70 верстах, от базара, ярмарки и волостного правления в 2 верстах и от врачебного пункта в 6 верстах (село Царевщина). В селе Садовка имеется школа. Воду больше берут из реки Большой Алай, а также и из колодцев, которые имеются почти в каждом дворе. Ближайшее имение принадлежит графу (барину) Киндякову было в селе Всеволодчино. К западу от села находятся горы, на которых прежде рос лес, пашня довольно овражистая: среди поля в числе неудобной земли имеются болота. В дальнем участке земля лучше нежели в ближнем. Там до 2/3 чернозема и 1/3 суглинка и солонца, подпочва – желтая глина. В ближнем участке хорошего чернозема до 1/3 части и 1/3 солонца и песчаной почвы: подошва здесь тоже желтая и отчасти красная глина годная на кирпич. По выходе на волю. Землю делили по ревизским душам, сроки переделов разными были: самый большой период равнялся 5 годам. Делили землю часто, вследствие недовольства некоторых, по согласию всего общества, складок и накладок душ тогда не было: доли умерших переходили к родственникам и даже дальним, вдовы пользовались наделами своих умерших мужей. Был даже такой случай: 2 безродных старушки при жизни своей завещали имевшееся у них ревизионные души тем, кто за ними ухаживал в последнее время, и общество не нарушило это завещание.В последнее время делили землю на 711 ревизионных душ, из которых 3 ревизионные души безродные. В 1883 г., так как в это время оказалось много безземельных, общество решило переделить землю по наличным душам мужского пола, такое основание дележки было принято по примеру других, причем никаких споров не возникало. Приговором постановили разделить землю на шестилетний срок. Землю при переделе не перерезали, так что столбняки остались старые: в 80 сажень шириною, а длиною во все поле, межи между столбняками в 1 сажень шириною, посему каждый может подъехать к своему загону свободно (загоны нарезали поперек столбов). При дележе было 990 душ мужского пола, которые разбивались на «ясаки» по 30 душ в каждом, всех «ясаков» было по 33, от каждого из них бросался жребий. Земля сортировалась по качеству, затем каждый «ясак» сначала «садился» на 2 казенные десятины хорошей земли. Дальний участок в 1457 ? казенной десятины. Удобной земли в переделе не было, так как он находился в пользовании крестьянина Сенотова, на 13 лет закрепленный им для общества участок земли.»

По переписи 1885 года в селе было: бондарей – 2, кузнецов – 9, мясников – 1, мельников – 9, сапожников – 5, столяров – 4, стекольщиков – 1, крендельщиков – 7, переплетчиков – 1, пильщиков – 2, пчеловодов – 1, плотников – 14, портных – 13, слесарей – 1, в отхожих промыслах – 5, другими промыслами занимались – 70, нищих – 12. Имелась – 1 церковь; 2 – церковно – приходских школы; число хозяйств (дворов) – 495; число душ мужского пола – 1700; число душ женского пола – 1500; итого населения – 3260; число десятин крестьянского посева – 1532. В записках мирового посредника и исследователя Минха А.М., написанных в 1899 году для издания историко — географического словаря, говорится, что село Садовка основано в 1749 году. Крестьяне государственные. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ — в России XVIII — первой половины XIX вв. сословие, образованное из бывших черносошных крестьян, половников, однодворцев и др. Жили на казенных землях, несли повинности в пользу государства, считались лично свободными. В 1886 г. получили право полной собственности на землю за выкуп. Село Садовка находится в живописном месте, в ложбине. Численность населения 1583 человека. Вокруг села было много садов, за что оно и получило свое название. Сначала в Садовке жили мордва, потом пришли русские с верхов. Мордва в поселении переродилась. К этому времени один конец села назывался русским, а другой мордовским.

Село Садовка было большое. Оно делилось на несколько районов: Заречка, Полыновка, Кирсановка, Грязновка, Русь. В селе были улицы: Заречная, Большая улица, Задняя улица. Одна сторона улицы называлась «порядок». Казаев Павел Ефимович с семьей жил на Заречной улице. Улица Заречная делилась на две части: «зареченский курмыш» и «зареченский конец».

Семьи Казаева Сергея Павловича, Казаевой Матрены Павловны, Казаева Тимофея Павловича, Казаева Дмитрия Павловича, Казаева Петра Павловича, Казаева Ивана Павловича и Казаевой Татьяны Павловны жили все на «зареченскомкурмыше». Этот район села назывался Заречка (от конца села до церкви). Семья Казаевой Екатерины Павловны жила в Кирсановке. К Ленивой горе была Полыновка. Дочь Казаевой Матрены Павловны, Надежда, жила в районе села (от церкви до Мельницы), которое называлось Русь. Был район села под названием Грязновка. В конце улицы Заречной было два сада: Лосев сад и Калошин сад. Сады спускались прямо к реке Алай. Под Ленивой горой рос Ремезов сад. Рядом протекал ручей, впадающий в Малый Алай. В Москайском долу рос Тишкин сад. А в Москайке был Капаркин сад. В нем росли вишни. Над мысом росли Бородулин и Сахаров сад.

Вокруг находятся села: Озерки, Кикино, Калинино, Алферьевка, Столыпино, КараваевкаВсеволодчино, Балтай, Царевщина, Осанка (мордовское поселение). У села Садовка растут леса: Бычков лес, Москайка, Кордон, Тепляков лес.

Рядом с селом находится Бычков лес, в котором много цветов, лес пересекает овраг. С правой стороны оврага растут осины. Весной там цвели незабудки, ландыши. С левой стороны оврага — сосны и дубы, цвели колокольчики. Вверху, на песчаном мысе, есть сосна, у которой нет верхушки. Она своими очертаниями напоминает самолет. В 2008 году в лесу был сильный пожар и эта сосна сгорела. На Ленивой горе раньше была посадочная площадка для самолета «кукурузника», зимой местные ребятишки катались с этой горы на санках. Садились на верху этой горы и спускались прямо в село Садовку. Зимы были снежные, морозные. Снег покрывался ледяной коркой и по этому насту было хорошо кататься не только на санках, но и на ногах.Дети и молодежь с большим удовольствием катались по насту. Теперь на Ленивой горе растет сосновый лес, там много грибов. Престольным праздником в селе Садовка считался Николай зимний, который празднуют 19 декабря. В святочную неделю запрягали лошадей, садились в сани и катались по селу с песнями. Любимая песня была « Ой, вы, кони мои вороные ». Святки — две недели зимних праздников, начинающихся с Рождественского сочельника 6 января и заканчивающихся Крещением 19 января. Лучшим гармонистом в селе Садовка был Устимов Михаил Андреевич. По- уличному — Миня Шмитов. Его приглашали играть на гармошке на всех праздниках, гуляньях и свадьбах. Устимов Михаил играл на тульской гармошке.На саратовской гармошке с колокольчиками хорошо играл Тренин Федор Федорович. В настоящее время в селе Садовка хорошо играет на гармошке Дунязин Михаил Иванович и Девин Сергей Юрьевич. Девин Сергей Юрьевич работает в Садовском Доме культуры, гармонист – самоучка. Его научила играть Курамшина Татьяна Ивановна. Она тоже играет на гармошке и занимается резьбой по дереву. В Москайке по оврагу растет красивый березовый лес, в котором много грибов подберезовиков. Живописно на фоне берез растут ядовитые грибы мухоморы с пятнистыми красными шапочками. В овраге берет начало речка Малый Алай. Слева местность пересекают овраги: Дальний овраг, Ближний овраг, вода из этих оврагов стекает в болото и попадает в речку Малый Алай. Справа — Ключевой овраг. В Ключевом овраге бьют очень холодные ключи. В жаркую погоду вода в них ледяная, напившись этой воды, можно получить воспаление легких… Вода из этого оврага также стекает в речку Малый Алай. В селе Садовка протекает река Алай. В самом центре села в нее впадает речка Малый Алай. Река Алай протекает по селам Садовка, Балтай, Царевщина… Алай — река в Балтайском и Вольском районах, правый приток Терешки,Длина 80 км. Берет начало на севере Балтайского района у села Большие Озерки. Впадает в Терешку. Основной приток слева — Калмантай. В бассейне реки обширные водораздельные лесные массивы. На берегу реки — районный центр — село Балтай.

В Ягодном долу был Ключевой родник с очень хорошей водой. Лес Кордон был смешанным. В нем росли сосны и дубы. Жители села Садовка заготавливали там дрова, на выделенных делянках. Прореживали чащобы, убирали сухостой и сухие пни. В этом лесу было много старых пней, на которых росли опята. Опят было так много, что их возили из леса на подводах. В лесу рос кустарник. Он назывался бересклет. Во время войны с этого кустарника обдирали кору, из нее делали каучук, который шел на изготовление резины. Тепляков лес осиновый. В лесу росли вишни, ягоды, грибы. Лес рядом с селом Караваевка. В 1864 году в Садовке была построена высокая, красивая, деревянная церковь, а при ней небольшой домик церковно-приходской школы. Церковь стояла вна центральной площади села Садовка. Все сходы проходили там.Высокий деревянный купол церкви внутри был украшен росписью. Большая часть этой росписи написана руками садовских художников. Один из них Иван Петрович Горшенин. Он был хорошим художником и фотографом. Существуют каноны строительства церковных зданий. Храм должен быть расположен алтарем на восток, центральным входом — на запад. Мы молимся по древней традиции, обращаясь на восток. Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола. Женщины не имеют права входить в алтарь.

В 1905 году построили еще одну церковно-приходскую школу. Она была деревянной. Бревна для строительства школы привозили из Пензенской области. Затем она была переименована в семилетнюю школу. С 1940 года школа стала восьмилетней. В 1986 году в селе построили новую школу с десятилетним обучением. Первым учителем был Пестриков А.Е. По задумке финансово-промышленного деятеля и мецената уездного масштаба М.Сенотова в 1914 году в Садовке было построено торгово-административное здание Соединенного Кооперативного Товарищества (прообраз современного Акционерного общества).

В годы Советской власти это здание отошло школе, где до 2008 года занимались учащиеся начальных классов.

На первом этаже находился спортзал. На втором этаже – три классных комнаты, учительская и большой коридор. У здания был деревянный парадный подъезд, широкая лестница вела на второй этаж и был вход со двора. Здание школы сохранило первоначальный вид и по сей день. Жизнь многих односельчан связана с этим зданием. Приезжая в отпуск,они приходят навестить свою старенькую школу, приводят своих детей. Это милое здание дало старт на большие дела многим ученикам. Среди них художники, военные, врачи. До революции в селе Садовка имелся кабак, который приносил большие доходы. Магазинов в селе не было. Вместо них на своих усадьбах предприимчивые односельчане открывали лавки и продавали в них необходимые товары. Питьевую воду доставали из колодца с воротом. Мылись в русской бане, которая топилась по-черному. Потом ее проветривали и купались, стирали белье. Бани строили рядом с водой, на берегу реки или у родника. Часто пользовались банями 2 семьи. Топили баню по очереди. Детей рожали тоже в бане. В селе был обычай. Примерно через неделю после рождения ребенка пекли круглый пирог со сладкой начинкой из сухофруктов или с творогом. Край пирога украшали зубчиками. Поэтому обычай и пирог называли «зубок». Близкие родственники приносили «зубок», ( так назывался этот обычай в селе), пили чай с пирогом, танцевали, пели песни, озорные частушки, веселились. В старину грязную посуду на столе не оставляли. Ее надо было хотя бы перевернуть вверх дном. Считалось, что в грязной посуде водятся бесы… Существуют каноны строительства церковных зданий. Храм должен быть расположен алтарем на восток,центральным входом — на запад. Мы молимся по древней традиции, обращаясь на восток. Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола. Женщины не имеют права входить в алтарь. В 1905 году построили еще одну церковно-приходскую школу. Она была деревянной. Бревна для строительства школы привозили из Пензенской области. Затем она была переименована в семилетнюю школу. С 1940 года школа стала восьмилетней. В 1986 году в селе построили новую школу с десятилетним обучением. Первым учителем был Пестриков А.Е.

По задумке финансово-промышленного деятеля и мецената уездного масштаба М.Сенотова в 1914 году в Садовке было построено торгово-административное здание Соединенного Кооперативного Товарищества (прообраз современного Акционерного общества).

В годы Советской власти это здание отошло школе, где до 2008 года занимались учащиеся начальных классов. На первом этаже находился спортзал. На втором этаже – три классных комнаты, учительская и большой коридор. У здания был деревянный парадный подъезд, широкая лестница вела на второй этаж и был вход со двора. Здание школы сохранило первоначальный вид и по сей день. Жизнь многих односельчан связана с этим зданием. Приезжая в отпуск, они приходят навестить свою старенькую школу, приводят своих детей. Это милое здание дало старт на большие дела многим ученикам. Среди них художники, военные, врачи. До революции в селе Садовка имелся кабак, который приносил большие доходы. Магазинов в селе не было. Вместо них на своих усадьбах предприимчивые односельчане открывали лавки и продавали в них необходимые товары. Питьевую воду доставали из колодца с воротом. Мылись в русской бане, которая топилась по-черному. Потом ее проветривали и купались, стирали белье. Бани строили рядом с водой, на берегу реки или у родника. Часто пользовались банями 2 семьи. Топили баню по очереди. Детей рожали тоже в бане. В селе был обычай. Примерно через неделю после рождения ребенка пекли круглый пирог со сладкой начинкой из сухофруктов или с творогом. Край пирога украшали зубчиками. Поэтому обычай и пирог называли «зубок». Близкие родственники приносили «зубок», ( так назывался этот обычай в селе), пили чай с пирогом, танцевали, пели песни, озорные частушки, веселились. В старину грязную посуду на столе не оставляли. Ее надо было хотя бы перевернуть вверх дном. Считалось, что в грязной посуде водятся бесы… До революции самыми богатыми в селе Садовка была семья Сенотовых. У них был большой дом. Хозяин имел 5 паровых мельниц по району (Балтай, Журавлиха…) После революции Сенотова и его семью охраняли абреки на лошадях. Потом эти Сенотовы уехали из села. В 1913 году в селе Садовка через речку Малый Алай был построен мост. Позже на нем установили железные перила.В Великую отечественную войну, зимой 1944 года на этом мосту произошел трагический случай с нашим родственником Салеевым Михаилом Александровичем, сыном Салеевой (Казаевой) Матрены Павловны и СалееваАлександра Яковлевича. Шестилетний Михаил играл с ребятами на этом мосту, стояли сильные морозы, и он решил попробовать языком железные перила моста… Пока его спасали, сильно простудился и на следующий день скоропостижно скончался от менингита. В селе Садовка было 4 мельницы. Три из них были прудовые, то есть стояли на запрудах реки Алай. Первая мельница была возле железного моста. Вторая — Букарина мельница была у Бычкова оврага. Обе были сожжены во время революции в 1917 году. Третья мельница была на повороте реки Алай в сторону железного моста, в конце Грязновки (район села Садовка). Четвертая мельница была «в Руси» (район села Садовка).Она находилась на колхозном дворе. На этой мельнице работал мельником Заречнов Михаил. После войны мельницу «в Руси» сломали и на этом месте вместо водяной построили электрическую. В 1929 году в селе образовался колхоз имени Сталина. Организаторами были Федор Александрович Ножнов, который был коммунистом, и агитатор из Москвы. Первым председателем избрали Василия Семеновича Глазкова. (Его жена Усанова Софья Прокофьевна). В 1953 году к Садовке присоединился колхоз «Восход» (с. Всеволодчино). В селе Садовка была организована артель « Деревообделочник» и семеноводческий колхоз имени Сталина. В колхозе выращивали семенную пшеницу, рожь, просо. Пропалывали поля от сорняков вручную. Вместе со взрослыми к прополке привлекали школьников. Работали за трудодни, на которые почти ничего не давали. В годы Великой отечественной войны зерно второго сорта возили в Царевщину на винзавод. Там из него делали спирт и отправляли на фронт. Семенное зерно сдавали государству и развозили на семена по колхозам. В годы коллективизации для жителей Садовки наступили тяжелые времена. Во вновь организованные колхозы отдали всех лошадей, и хозяйственный инвентарь. Все это происходило необдуманно, наспех. Не было подготовлено помещений для скота и хозяйственного инвентаря, не заготовлено никаких кормов для скота. Осознав свои ошибки, руководство приняло решение временно раздать по крестьянским дворам для содержания по несколько голов колхозных лошадей. Это не спасло положения. От недостатка кормов начался сильный падеж колхозного скота.

Весь конфискованный у селян хозяйственный инвентарь, свезли на колхозный двор, свалили в кучу под открытым небом. Царила полнейшая неразбериха и бесхозяйственность. После коллективизации в личных подсобных хозяйствах лошадей не было. Все тяжелые работы по вспашке земли, заготовке кормов и дров выполняли на коровах. Селянам выделили земельные наделы в 48 соток, которые перекапывали лопатами вручную, и делянку в лесу для заготовки дров и сена.

Жителей села принудительно заставляли вступать в колхоз. В колхозе за работу «писали палочки». Три палочки были равны 1 трудодню. На этот трудодень было положено очень маленькое количество зерна или другой сельхозпродукции. За тяжелый крестьянский труд в колхозах люди получали очень мало. Нищета и голод гнали жителей села на заработки в Среднюю Азию, в г. Баку, г. Москву, на Донбасс. Каждая крестьянская семья платила государству большой продовольственный налог маслом, яйцами и другой сельхозпродкуцией. За утаивание излишков и неуплату налога, селяне жестоко наказывались. Основной кормилицей в крестьянской семье была корова. Жили бедно, впроголодь. Яйца и хлеб ели только по большим церковным праздникам. Люди были недовольны, но боялись открыто протестовать, чтобы избежать преследований и репрессий. Весной 1933 года такая политика государства и местных властей привела к тяжелейшему голоду. Люди вынуждены были есть похлебку и лепешки с лебедой. Хлеба не было. Крохи, семян пшеницы и картошки, которые удалось сохранить до весны, посеяли и посадили для будущего урожая. Активную молодежь села стали привлекать в комсомол. Комсомольцы-активисты вели пропагандистскую работу среди населения против религии и священнослужителей. В 1935 году жителей села заставили подписаться в прошении о закрытии сельской церкви. Люди плакали, но ставили подписи, боясь преследований со стороны властей. Здание церкви отдали под сельский клуб. Зимой, в средине 70-х годов 20-го века здание церкви, отданное под клуб, сгорело. На этом месте построили столовую и магазин. В 1933-1937 годах в селе Садовка начались репрессии. За антисоветскую агитацию были арестованы жители села. В 1933 году арестован Курамшин Николай Сергеевич, его судьба не известна. В 1937 году арестованы Гераськин Степан, Усанов Павел Прокофьевич, Чашкин Иван, их судьба не известна.

Казаев Тимофей Павлович работал в селе Садовка секретарем сельсовета, арестован 21 ноября 1937 года, расстрел, место захоронения г. Вольск.

Капарин Андрей Петрович, работал в селе Садовка почтальоном, арестован 24 ноября 1937 года, расстрел, место захоронения г. Саратов. Поверинов Степан Иванович, арестован 27 декабря 1937 года, расстрел, место захоронения г. Вольск. С 1937 года урожаи в колхозе были хорошие, и колхозникам на трудодни причиталось много зерна, которое на подворьях, кроме как в мазанках, хранить было негде. Все зерно колхозники не могли забрать, и зерно сельчан (на бумаге) хранилось в колхозных амбарах. А в начале Великой отечественной войны это зерно никому не отдали… «С первого дня войны остались без хлеба», вспоминает Капарин Геннадий Афанасьевич. Отец, Капарин Афанасий Андреевич, уходя на войну, говорил, что спокоен за семью, так как в колхозе ему причитается 14 центнеров пшеницы, которую они должны получить. Но этого зерна им нисколько не отдали, начались бесконечные голодные дни.

Капарин Геннадий Афанасьевич рассказывает, что они сажали 9 огородов картошки и тыкв, посадка продолжалась до лета, а копали последний огород уже по морозу, все это вручную. А сколько еще работы по дому приходилось делать, у каждого было свое задание. Выжили только благодаря труду с утра до ночи. Держали две коровы, они и спасали от голода. Нужно было запасти сена, таскали траву мешками, иногда привозили на быках. Картошки на зиму засыпали полный погреб, под «таврело», а к весне она кончалась, потому что никакой другой еды не было. «Весной если где -нибудь в углу, или под доской найдешь картофелину – большая радость», — вспоминает Капарин Г.А. Рассказывая об этих труднейших годах, Геннадий Афанасьевич часто и сам удивляется: «Я не представляю, как мы пережили войну, столько пришлось голодать и работать в 10 – 12 лет»! В начале войны он перешел в 4 класс, но закончить его не пришлось. Учился он очень хорошо, за отличную учебу много раз давали премию. Когда началась зима, ни теплой одежды, ни обуви на всех членов семьи не хватало. Снег стал засыпаться в галоши и, промучившись какое-то время, Геннадий перестал ходить в школу… Во время войны сады вырубали. Вдовы с детьми использовали деревья для топлива. В лес за дровами ехать было не на чем.

Работать надо было не только дома, по хозяйству, но и в колхозе. Помогали сеять зерно. На тракторах работали женщины, а ребятишки прицепщиками. Школьников часто посылали в поле собирать колоски. Проверяли очень строго, чтобы ничего не пропустить. Как и везде, в Садовке в военные годы остались старики, женщины и дети. На них была вся опора.Идет бригадир по селу, собирает ребят, уговаривает: «Надо помочь»! Никто не отказывал, потому что трудиться привыкли с малых лет. Возили воду в поле и на ферму, или солому с поля для корма скота. Помогали нагружать телеги, чтобы везти зерно на станцию. Фронт был не только там, где гремели орудия, фронт — у каждого станка, в каждом цехе, в каждом колхозе… «Все для фронта, все для победы!» — вот лозунг, по которому жили мирные жители по всей стране и в селе Садовка! Среди них была и Савина Анна Васильевна. В годы войны жизнь была организована по формуле: труд, труд, плюс еще раз труд! Зимой 1942 года Анна Васильевна пошла на курсы трактористов. Проходила учеба на соседней улице в маленьком деревянном домике, а наставником был колхозный бригадир Усанов Алексей Григорьевич. Прозвище СИЯТЕЛЬ. (Ударение на Я). Он хромал, припадая на правую ногу при ходьбе, и отводил руку в строну. За это его так и прозвали. После окончания курсов целых пять лет проработала Анна Васильевна на тракторе ЧТЗ. Не хватало бензина, приходилось использовать керосин. Зимой работали в МТС на ремонте тракторов. Пахали в две смены. На тракторах в то время света не было, ночью в поле страшно, но Анна Васильевна и ее подруги старались выработать норму. Во время уборочной приходилось водить комбайн. Хрупкие девичьи руки держали тяжелый штурвал комбайна или руль трактора! Война заставила девчат быть мужественнее, физически сильнее. Колхозную продукцию перерабатывала для фронта Евдокия Петровна Черняева. Она вручную крутила сепаратор, взбивала масло, изготавливала брынзу, вырабатывала казеин, который шел на приготовление клея для авиации. Сами ездили в лес за дровами, сами их пилили и кололи. «Было очень тяжело, сейчас даже не верится, что можно такое вынести, — говорила Евдокия Петровна, — все мужчины были на фронте, мы понимали, что кроме нас некому работать…и работали, как могли, не жалея ни сил, ни здоровья»!

В селе Садовка сто шестьдесят восемь тружеников тыла. Эти пожилые люди заслуживают нашей особой благодарности и внимания. На их трудовом героизме выстояла в годы Великой Отечественной войны и укрепилась впоследствии наша Родина. Низкий земной поклон вам, великие труженики!

На фронт из села ушло 400 человек. Не вернулось – 323 человека. Куда только не кидала судьба садовчан, по каким только военным дорогам им не пришлось пройти, освобождая от врага Белоруссию, Украину, Прибалтику, Венгрию, Чехословакию, Польшу. Сражались героически, проявляя отвагу и мужество. Орденами Красной Звезды награждены:Н.А.Баранов, И.С.Олейник, В.П.Чихляев, В.Н.Баранов, С.Н.Назаров, В.П.Сенягин. В 1985 году в память о погибших в годы Великой отечественной войны на центральной площади села Садовка установлен памятник, где увековечены имена односельчан, не вернувшихся с войны. Сегодня, Садовка, выглядит вполне благоустроенным селом. Улицы украшают красивые, добротные дома. Но, как и в каждом населенном пункте, в Садовке, имеются свои проблемы, а главная из них – это проблема миграции населения в город. Очень хочется, чтобы эта проблема решилась. Чтобы у людей была работа в родном селе, а дети садовчан, получив образование, возвращались в родной уголок, на свою малую родину, сохраняя и приумножая то, что создали для них предыдущие поколения.