исследовательская работа учащихся

Исследовательская работа учащихся

Абдулина Маргарита Ивановна,

учитель химии высшей квалификационной категории

средней общеобразовательной школы №11

с углубленным изучением отдельных предметов

В средней общеобразовательной школе №11 с углубленным изучением отдельных предметов традиционно существует химико-биологический профиль. Многие выпускники нашей школы становятся студентами Химико-технологического института. Это и определило одну из задач преподавания химии в рамках элективного курса — формирование навыков исследовательской работы у учащихся. В школе существует научное общество «Наследники Менделеева», в которое входят учащиеся старших классов. Вся работа учащихся ведется по следующему алгоритму:

Креактивная часть

Креактивная часть

Теоретическая часть:

анализ, синтез, обобщения информации

Теоретическая часть:

анализ, синтез, обобщения информации

Эмпирическая часть:

наблюдение, эксперимент, расчет

Эмпирическая часть:

наблюдение, эксперимент, расчет

Исследовательская деятельность учащихся

Исследовательская деятельность учащихся

Продукт:

исследовательские разработки учащихся

Продукт:

исследовательские разработки учащихся

Члены общества проводят различные исследования. Осваивать навыки исследовательской работы нам помогают экскурсии в лаборатории завода им. Серго, санэпидемстанции, Казанского государственного технологического университета. Результатом указанной исследовательской деятельности уже стали работы по исследованию природной, водопроводной, минеральной воды и сточных вод после процесса электролиза на заводе им. Серго, хлеба и булочных изделий, соли на содержание йода. Авторы некоторых работ приняли участие в научно-практических конференциях, проводимых на базе завода им.Серго, КГТУ им. Туполева, в Бутлеровских чтениях и стали победителями.

Так выполняется важный метод исследования – наблюдение, следующее направление экспериментальное, которое проводится в школьной химической лаборатории. Методику анализа мы изучаем с помощью Интернета и материалов, которые получаем в санэпидемстанции. Растворы химических веществ, необходимых для анализа, учащиеся готовят под руководством учителя. Ребята используют такие методы анализа, как метод титрования и экспресс-метод. Результаты исследования обсуждаются на заседаниях общества.

Ни один исследователь не создает ничего нового, не обобщая достижения предыдущих поколений. Навыки теоретических действий можно приобрести, работая с учебной литературой. В нашем случае – это работа с электронным учебником и использование Интернет-ресурсов.

Наш поиск начался с вопросов:

Есть ли в Интернете сведения по химии?

Где искать нужную информацию?

Можно ли воспользоваться химической информацией?

Было выяснено, что лишь часть информации создается целенаправленно различными научными и образовательными сообществами такими как «IUPAK» адрес выведен на экране http:// www.actlabs.com(iupac/nomenclature «Путеводитель в мире науки»)

http://www.uic.ssu.samara.ru/-nauka

Репетитор

http://training.ru/chem

«Химия»

http://mc.psnu.ac.ru/YP/YP.ir/data/HO1.htm

адрес МГУ им. М.В. Ломоносова

http://www.chem.msu.su

Интересны имеющиеся здесь сведения из истории открытия химических элементов, образцы заданий для вступительных экзаменов.

Информацию для рефератов и докладов можно взять на сайте «Коллекция рефератов» http://www.referat.ru

Интернет содержит много химической информации, главное суметь найти нужную.

В этом помогут специальные средства поиска, среди которых ЯНДЕКС: http://www.Yandex.ru, а также Alta Vista http://www.alta vista.com и другие.

Данная работа имела положительный результат еще и в том плане, что у учащихся возникло желание создать каталог сайтов химической направленности:

- по истории химии;

- по производству;

— по научным учреждениям и т.д.

Среди требований, предъявляемых сегодня к специалистам на производстве, является способность к творчеству. Поэтому мы уделяем большое внимание поиску креативных идей. Креактивные способности учащихся могут стать предметом педагогического внимания. Занятия нашего общества – это не только экскурсии или практические занятия, но и занятия, построенные на основе метода мозгового штурма. Среди учащихся младшего и среднего звена нашей школы проводился конкурс юного креатора. Учащимся было предложено высказать свои мысли о возможных изменениях в устройстве холодильника (тема выбрана не случайно, т.к. одним из самых крупных заводов в нашем городе является завод им. Серго). В ходе мозгового штурма прозвучали интересные идеи, некоторые выглядели нереально сегодня, а завтра, может быть станут действительностью. Эти идеи были разбиты на несколько групп: дизайн, дополнительные функции холодильника, использование современных материалов. Идей было много, хотя не все связаны непосредственно с химией, но от данной работы удовольствие получили все. Работа нашего научного общества имеет большое значение. Учащимся старших классов она помогает приобрести навыки исследовательской деятельности, а девятиклассникам определиться в выборе профиля обучения.