исследовательская деятельность как способ развития творческих способностей учащихся на

ТЕМА: исследовательская деятельность как способ развития творческих способностей учащихся на уроках биологии и во внеклассной работе

Социально-экономические изменения, происходящие в российском обществе, требуют от современного человека умения принятия самостоятельных, быстрых и творческих решений. Школьные программы насыщаются новой информацией, в результате чего учащиеся не могут сосредоточиться на процессе приобретения знаний, с трудом отслеживают научные достижения и не всегда осознают смысл их растущего потока. Преодолеть этот недостаток призвано обучение, среди основных целей которого — развитие у школьников способности видеть проблему, находить адекватные, нестандартные пути ее решения. Достижение этой цели возможно лишь при условии освоения учащимися исследовательской деятельности, которая способствует развитию творческого мышления, формированию умений давать объективную оценку действительности и способности ориентироваться в дополнительных источниках знаний.

Ведущая идея: процесс развития творческих способностей школьников осуществляется успешнее в исследовательской деятельности при условиях реализации личностно — деятельностного подхода и создания комплекса условий, обеспечивающих творческую направленность учебного процесса (организация творческой среды, внедрение исследовательских заданий, стимулирующих творческую активность и поиск нестандартных решений).

Новизна опыта

Систематическое использование личностно-деятельностного подхода на уроках биологии и во внеклассной работе, создающего условия для развития творческих способностей учащихся в ходе овладения навыками исследовательской деятельности.

Основная цель

В рамках методической системы создать условия для приобретения учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности путем развитиятворческих способностей и активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

Основные задачи

формирование биологической культуры на основе исследования основных закономерностей развития жизни;

формирование умений работы с учебной информацией и самоорганизации познавательной деятельности;

развитие комплекса интеллектуальных умений;

развитие опытаисследовательской деятельности для дальнейшего его развития и применения;

развитие умений защищать свои убеждения и давать нравственную оценку деятельности человека в природе.

Формы организации исследовательской деятельности

Проблемное ведение уроков базисного и регионального компонентов учебного плана общеобразовательной школы с использованием творческих заданий.

Система интегрированных уроков биологии и информатики (сравнительно-аналитическая работа с предварительно отобранной учителем информацией средствами электронного документа MSWORD).

Внеурочная деятельность (факультативы, кружковая работа), которая строится на основе выполнения исследовательских проектов.

Участие в конференциях и конкурсах как формы презентации исследовательской деятельности.

Сотрудничество с Всероссийской малой академией наук (г. Обнинск) и участие в конкурсах «Познание и творчество», «Первые шаги в науку»

Большее внимание в работе уделяю решению проблемыздоровьесбереженияна основе личностно-ориентированного подхода к обучению. Разработаны система мер по снятию перегрузок (модернизация урока, в результате которой сокращается время выполнения домашних заданий, эмоционально-смысловые разрядки и физминутки во время занятий), включение вопросов здорового образа жизни в содержательную часть урока.

Условиями реализации разработанной методической системы являются: кабинет, оборудованный интерактивной доской, позволяющей оперативно работать с информацией;компьютер с выходом в Интернет; наглядный материал (таблицы); лабораторное оборудование (микроскопы, микропрепараты, гербарий, муляжи, коллекции, фиксированные препараты).

Анализ литературы свидетельствует о том, что в науке сложились теоретические предпосылки для проектирования работы школы по организации исследовательской деятельности учащихся.Проблеме изучения посвящены труды многих философов, психологов и педагогов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, П. Я. Гальперин,А. М. Матюшкин, Н. Ф. Талызина и др.).

Исследовательская деятельность учащихся — образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира и подразумевает ознакомление учащихся с различными методами выполнения исследовательских работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, а так же направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать результат.

Входе учебного исследования школьники не ограничиваются усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, используют различные источники информации. Школьные исследования отличаются тематикой, которая определена требованиями школьной программы и предполагает получение субъективной научной новизны – достоверного результата, обладающего новизной только для данного исследователя.

Образовательный потенциал исследовательской деятельности учащихся реализуется, если:

1) исследовательская деятельность учащегося направлена на реализацию и развитие его творческих познавательных способностей;

2) организация исследовательской деятельности основана

— на стимулировании интереса учащихся к самостоятельному поиску нового знания и осознанию значения этой деятельности для самореализации;

— на создании ситуаций самоопределения, саморазвития, творческого самопроектирования и реализации полученных знаний в различных жизненных ситуациях;

3) формирование исследовательской деятельности строится как поэтапный процесс;

4) для стимулирования исследовательской деятельности последовательноиспользуются действия, требующая постепенного усложнения исследовательских процедур, что позволит повысить продуктивность обучения на уроках и подготовить учащихся к поиску оптимальных выходов из нестандартных ситуаций.

Формирование исследовательских навыков у учащихся осуществляется поэтапно

этап

класс

навыки

исследовательской работы

формы реализации

урочная

внеурочная

1

1-4

обучение отдельным элементам исследовательской деятельности: целеполагание; наблюдение, анализ и сравнение

В соответствии с ФГОС НОО осуществляется учителями начальной школы

Кружок

«Мои

маленькие

исследования»

2

5-6

обучение анализу научной и научно-популярной литературы;

обучение формулированию проблем, их решению и выдвижению гипотез;

использование отдельных элементов исследовательской деятельности: наблюдение, анализ и сравнение

*уроки комбинированного типа;

*уроки — практикумы; *уроки обобщения знаний;

*экскурсии

Кружок

«Комнатное цветоводство»

3

7-8

знакомство со структурой исследования,

обучение планированию исследования;

отработка навыков целеполагания и обработки информации

*интегрированные уроки биология — информатика (работа с информацией с использованием программы MSWORD);

*уроки комбинированного типа;

*уроки — практикумы;

*уроки обобщения знаний;

*экскурсии

Кружок

«Комнатное цветоводство»

4

9-11

выполнение исследовательской работы с соблюдением технологии (постановка целей, задач, методика исследования, обработка материала, анализ, сравнение и вывод)

*уроки комбинированного типа;

*уроки — практикумы;

*уроки обобщения знаний,

*экскурсии

Электив (9 кл.)

Факультатив (10, 11 кл.)

Индивидуальные образовательные траектории учащихся по выбору(10 -11 кл.)

Элементы исследования на урокахприменяются строго в соответствии с дидактическими принципами развивающего обучения и безопасностью образовательного процесса:

на этапе первоначального самостоятельного изучения темы школьниками;

при закреплении изученного материала;

в качестве самостоятельной работы.

При организации учебного процесса, обеспечивающего развитие у учащихся мыслительных и исследовательских умений,необходимо создавать условия для проявления творческих возможностей:

интеллектуальное творчество — творческие задания с использованием дополнительныхисточников информации, составление задач самими учащимися, подготовка сообщений, докладов и т.п.;

социальное творчество — отношения учащихся друг с другом, учащихся и учителя на основе взаимного уважения, уверенности в успехе, педагогической поддержки.

Успешность развития потенциальных возможностей учащихся и формирование мировоззрения зависит от сотрудничестваучителя и учеников.

мои педагогические принципы:

педагогический гуманизм (принятие всех учащихся, уверенность в их способностях, соблюдение их интересов);

эмпатическое понимание учеников, которое предполагает стремление и умение «чувствовать другого как себя»;

сотрудничество-установка на доверительное общение с детьми, постепенное превращение учеников в соавторов учебного процесса;

диалогизм — умение слушать ребёнка, интересоваться его мнением, вести межличностный диалог на основе равноправия и взаимного уважения;

принцип индивидуальности (создание условий для формирования индивидуальности личности учащихся);

принцип выбора (педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора).

Реализация этих принципов внесла изменения в мой методический стиль. Условия достижения положительных результатов возможны лишь при наличии

самообладания, собранности учителя;

спокойной манеры держаться в сочетании с доброжелательностью;

последовательности и постоянства в предъявлении требований;

терпимости;

создания атмосферы сотворчества.

Стремлюсь, чтобы отношения между мной и учениками строились на взаимопонимании и взаимоуважении, чтобы ученик не боялся высказывать свою точку зрения, мог самостоятельно открывать новое, привлекая уже известное, мог свободно участвовать в сотворчестве учителя и одноклассников.

Ожидаемые результаты исследовательской деятельности:

повышение мотивации к обучению;

установка на престижность знаний;

развитие творческого подхода к собственной деятельности;

развитие коммуникативной направленности;

освоение новых информационных технологий;

высокая социализация выпускников.

Результативность методической системы можно проследить с помощью различных критериев:

1. Наличие устойчивого познавательного интереса к предмету//Диаграмма 1.

2. Состояние и уровень комфортности ученика на уроке (тест «Оценка успешности работы учителя» (с точки зрения ученика).

3. Качество обученности учащихся // Таблица 1.1 – 1.2.

4. Положительная динамика количества учащихся, занятых во внеурочной деятельности по предмету // Таблица 2.1.

5. Динамика количества и повышение качестватворческих работ, выполненных учащимися (проектов, исследований) // Таблица 1.4.

Диаграмма 1

На основании анкетирования, проведенного в 5 – 8, 11 классах, можно сделать вывод, что использование исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности способствует повышению устойчивого интереса к биологии. Более 80 % учащихся считают предмет интересным, им нравится уровень, на котором биология преподается в школе. Значимость биологических знаний возрастает и для 8-классников составляет 100 % (в 8 классе изучается курс «Человек», где раскрываются вопросы строения и функционирования организма человека). Небольшое снижение в 11 классе можно объяснить тем фактом, что учащиеся уже определились с будущей профессией.

Диаграмма 2

Результатом моей педагогической деятельности является развитие устойчивого познавательного интереса к предмету на основе использования исследовательской работы на уроках. Анализируя результаты анкетирования (тест «Оценка успешности работы учителя»), можно сделать вывод, что большинству учеников легко дается предмет, урок является любимым, так как нравится проводить исследования и получать новые знания.

Стратегия современного учителязаключается не только в использовании новых методик и технологий обучения, но и в переориентации сознания учащихся: учение из каждодневной принудительной обязанности должно стать частью общего знакомства с окружающим миром. Только в этом случае интеллектуальное напряжение и любая деятельность, связанная с ним, вырастают в человеческую потребность в постоянном самообразовании и совершенствовании. Но эта цель достижима только при условии активной творческой деятельности самого учителя.