интегрированный урок Современная наука и искусство — два крыла культуры

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО И НАУКА: единство противоположностей

Опыт интегрированного урока

Цель урока:

показать учащимся, что наука и искусство – это разные «крылья» культуры

Задачи урока:

Совершенствовать умение работать в группе

Развитие навыков анализа и наблюдения

Побудить к творчеству, созданию собственного текста культуры

Работа с разными источниками информации (учебник, интернет, научно- популярная литература)

Обобщающий урок по теме «Металлы» для учащихся 11 класса в курсе химии может быть проведен как интегрированный с уроком МХК.

Урок начинается с обсуждения группами (4) высказывания венгерского химики Беллы Визи:

«Художники могли бы во многом усовершенствовать химическое образование. Два столетия этот круг наук изучали, как правило, в отрыве от их корней, древней истории ремесел, наконец, эстетической стороны науки о веществе. Между тем у нашей цивилизации издавна была потребность осваивать явления материального мира комплексно — как научно, так и эмоционально».

Вопросы:

Согласны ли вы с этим утверждением?

Обоснуйте свой ответ

Далее учитель рассказывает о работе современного итальянского скульптора Аугусто Мурера и показывает на экране фотографию его работы «Фавн». Выясняем, что за персонаж стал героем обсуждения:

В римской мифологии равнинный бог полей, лесов, пастбищ и животных

Имя — лат. — «помогать», «Быть одержимым», «пророчествовать»

Лукавое, опасное божество: он воровал детей, насылал кошмары и болезни, соблазнял женщин

Дает предсказания под шум леса или во сне

Каждая группа получает задание и в течение 20-25 мин выполняет его (ответы на вопросы, поставленные учителем).

группа — скульпторы

группа — литейщики

группа — химики

группа — музейщики, культурологи

По окончании обсуждения внутри группы учащиеся (по 1 от группы) выступают с рассказами о работе профессионала, причастного к созданию скульптуры В конце урока смотрим небольшой видеофильм.

Домашнее задание для учащихся: создать синквейн на тему «наука» или «искусство».

Вопросы группам

1 группа — скульпторы

Что изображает скульптура?

Какие эмоции выражает?

Какое действие изображает?

Как вы думаете, почему современный художник выбрал для изображения персонажа римской мифологии?

2 группа — литейщики

Из какого материала сделана скульптура?

Каков состав материала?

Какова технология создания такой скульптуры?

Сколько материала понадобится? Как это рассчитать?

3 группа — химики

Какие виды художественной обработки металла возможны?





Как эта работа помогает или усиливает эмоциональное восприятие художественного произведения?

Что такое патинирование с химической точки зрения?

4 группа — культурологи, музейщики

Эта скульптура — дар автора Эрмитажу

Какое место вы бы выбрали показа и жизни этой работы Мурера?

Обоснуйте свое мнение

Нужна ли музыка для более эмоционального восприятия?

Если да, то какая?

Высказывания учащихся

группы — скульпторов

Фавн в римской мифологии является лесным божеством. Очеловеченный Фавн Мурера показывает единение с природой: его руки как стволы дерева, его голова похожа на верхушку дерева

Легкость, сосредоточенность, игривость. Думается о раннем утре. Его музыка помогает слиться с природой, почувствовать чудесные моменты весны.

Фавн как бы заманивает очередную неосторожную жертву; его тело спиралью ввинчивается в небо, призывая к себе

В его облике сочетается опасность, естественность. Облик Фавна не традиционен, а очеловечен

группы — литейщиков

Скульптура изготовлена из бронзы. В состав этого сплава входит медь и от 5 до 25% олова, а также не более 1% свинца и мышьяка

Есть несколько способов отливки, наиболее традиционный предполагает несколько этапов: глиняная форма в натуральную величину, затем по частям гипсовая форма; из полученных кусков собирается полная модель, в которую заливают воск.

группы — химиков

Существуют разные виды художественной обработки металлов: матирование, чернение, оксидирование

Патина — тончайшая пленка из оксидов меди, патинирование — искусственное старение (окисление) металла

Самым ценным и эффективным в смысле защиты от коррозии является нижний слой патины — слой закиси меди (куприта)

Виды художественной обработки зависят от свойств металла и целей, которые преследует автор

Зеленый цвет патины усиливает впечатление (Фавн обитает в лесах — темно- зеленый цвет патины)

группы — культурологов, музейщиков

Я представляю эту скульптуру на лугу, опаленном солнечными лучами, и из его флейты доносится спокойный мелодичный звук

Мы бы выбрали для этой скульптуры одни из небольших скверов в центре города с густой листвой, например Юсуповский

Скульптуру можно поместить в тихом уголке сада, среди кустов, зелени, рядом можно поставить небольшой фонтан

Эта скульптура изображает лесное божество, поэтому ей место не в светлом зале, а в тенистом и тихом уголке сада

ГБОУ средняя школа № 143

Санкт-Петербург

Май 2012 г.

11 класс

Лучшие работы учащихся:

Наука

Умная, интеллектуальная

Анализировать, мыслить, наблюдать

Век живи — век учись!

Прогресс

Искусство

Эмоциональное, прекрасное

Творить, фантазировать, восхищаться, чувствовать, созерцать

Красота спасет мир!

Духовное совершенство