интегрированная программа по изо и черчению

п/п

Название темы

Дата

Материалы и

инструменты

Задание

ИКТ

Кол-во часов

Тип урока

1 четверть. Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.

Художник – дизайн – архитектура.

Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.

1,2

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции

Композиция чертежа, правила оформления. Понятия: чертёж, рисунок, макет.

Ф А 4, белая и черная бумага, ножницы, клей, карандаш, линейка

1) расположить на формате один большой прямоугольник из черной бумаги и, обрезая его, добиться баланса массы и поля;

2) расположить и зафиксировать один небольшой прямоугольник произвольно в любом месте формата, уравновесить композицию добавлением еще двух разновеликих прямоугольников;

3)гармонично сбалансировать композиции из трех — пятипрямоугольников, добиться простоты и выразительности.

Оформление листа для чертежа. Уч. Стр 3-17

репродукции и слайды работ Эля Лисицкого, К. Малевича.

2

Урок изучения нового материала

3-5

Прямые линии и организация пространства. Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение, разреженность и сгущенность.

Линии в графике, назначение и функциональность линий чертежа.

Ф А 4, бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, карандаш, линейка резак.

1) введение в композицию от трех до пяти прямых линий;

2) выполнение коллажно-графических работ с разными видами композиций (замкнутой, раскрытой, центровой, свободной и пр.). Уч. Стр 17-21. Гр.№1

репродукции и слайды работ Эля Лисицкого, К. Малевича, В. Кандинского и т. п.

3

Урок изучения нового материала

6

Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна

Ф А 4, бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, карандаш, линейка резак.

1) введение в черно-белую композицию из прямоугольников и линий цветного круга;

2) создание композиции из произвольного количества простейших цветных геометрических фигур в теплой и холодной цветовых гаммах по принципу цветовой сближенности или контраста;

3) в отвлеченной форме ритмом, характером и цветом мазка, линией или пятном выразить состояние, ощущение или событие (например, «шум дождя», «тишина», «суматоха», «выстрел» и др.).

1

Урок изучения нового материала

7.

Буква — строка — текст. Искусство шрифта.

бумага белая, черная и цветная, ножницы, клей, резак; вырезки из журналов и газет.

1) создание композиции, включающей, помимо прямоугольников, прямых линий и круга, букву;

2) создание композиции того же содержания, но с заменой линии строкой текста.

Уч. Стр.21-24

образцы плакатов и рекламных листовок, книг и журналов.

1

Урок изучения нового материала

8.

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.

Ф А 4, бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, карандаш, линейка, резак.

1) прямоугольная форма: введение в композицию с буквой и строками фотоизображения в прямоугольнике;

3) изображение как фон композиции: упражнение, где фотография является фоном плаката;

4)макеты плаката, поздравительной открытки.

образцы плакатов, поздравительных открыток, книг и журналов.

1

Урок изучения нового материала

9

Многообразие форм полиграфического дизайна. Коллажная композиция: образность и технология.

ножницы, клей, цветная бумага, вырезки из журналов

1) макет разворота или обложки книг;

2) макет разворота журнала.

образцы книг и журналов

1

Итоговый урок

II ЧЕТВЕРТЬ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ. В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ.

п/п

Название темы

Дата

Материалы и

инструменты

Задание

ИКТ

Кол-во часов

Тип урока

1, 2

Объект и пространство.

От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность.

Понятие чертежа как

плоскостного изображения объёма. Проецирование в объёме (по осям).

Ф А 4, бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, карандаш, линейка, резак.

1) прочтение плоскостных изобразительных композиций (из прямоугольников, пятен, линий) как чертежа-схемы архитектурных объектов (вид сверху);

2)баланс объема и поля на макете (1 прямоугольник — 1 параллелепипед);

3)баланс объемов между собой и с полем макета (добавлениесоответственно к одному прямоугольнику еще двух прямоугольников и к одному параллелепипеду еще двух параллелепипедов).

Уч. Стр.31-44. 45-49,107-109

В. Кандинский. Черный аккомпанемент; К. Малевич. Супрематизм; Эль Лисицкий; образцы плоскостных композиций, выполненных учителем или самими учащимися по материалам предыдущей темы.

2

Урок изучения нового материала

3

Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

Ф А 4, бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, карандаш, линейка, резак.

Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях.

иллюстрации из «Краткой энциклопедии дизайна» О. И. Нестеренко; таблицы по черчению «Аксонометрия», «Ортогональные проекции».

1

Урок изучения нового материала

4,5

Конструкция: часть и целое.

Здание как сочетание различных объемных форм.

Понятие модуля. Узнай тела по их проекциям. Занимательные задачи

1) соединение объемов, составляющих здание способом примыкания (пассивное соединение) и взаимного проникновения (агрессивное соединение);

2) создание макета дома, построенного из модульных объемов (3—4 типа), одинаковых или подобных по пропорциям.

Уч. Стр.58-67.

2

Урок изучения нового материала

6,7

Важнейшие архитектурные элементы здания

Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.). Использование элементов здания в макете проектируемого объекта.

Понятие генерального плана. Строительный чертеж.

Ф А 4, бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, карандаш, линейка, резак.

1) проектирование объемно-пространственного объекта из важнейших элементов здания;

2) создание зарисовки (с натуры, с репродукции, по воображению) архитектурных элементов здания по отдельности или всего здания целиком.

2

Урок изучения нового материала

8

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи.

Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени

Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объемов. Сопряжение.

Ф А 4, бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, карандаш, линейка, резак.

1) аналитическое упражнение — исследование формы вещей по предложению учителя;

2)проектное упражнение на функциональное использование формы (например: «Чем может быть шар?»);

Уч. Стр. 102-106

1

Урок изучения нового материала

9.

Роль и значение материала в конструкции.

Цвет в архитектуре и дизайне.

Ф А 4, бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, карандаш, линейка, резак.

1) проектное упражнение «Сочинение фантазийной вещи»: сапоги-скороходы, ковер-самолет, автомобиль агента 007 (полуфантастическое соединение функций);

2) построение формы (объекта) исходя из материала, его фактурных свойств (металлические банки, пробки, гвозди, проволока, вата, шарики, трубочки и др.).

Преобразование формы

стр. 115-117.112-124.



фотографии интерьеров общественных мест с активным использованием цвета, фотографии городских фрагментов или отдельных домов (например, старый Арбат, район Пенягино в Митино, Москва); А. Родченко. Мебель для рабочего клуба, образцы упаковок; В. Татлин. Макет памятника III Интернационалу (образец пространственной композиции).



1

Итоговый урок

III ЧЕТВЕРТЬ.

ГОРОД И ЧЕЛОВЕК.

СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ КАК СРЕДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

п/п

Название темы

Дата

Материалы и

инструменты

Задание

ИКТ

Кол-во часов

Тип урока

1

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. Жанры архитектурных построек.

Ф А 4, бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, карандаш, линейка, резак.

1) силуэтная зарисовка самых знаменитых построек любого города, создание визитной карточки этого города;

2) графическая зарисовка или фотоколлаж исторического здания или уголка города определенной эпохи и стиля.

фотографии образцов народного жилища, средневековых замков и храмов (Донжон в Лоше, аббатство Монт Сен Мишель, собор Парижской Богоматери, Кельнский собор), мечетей и т. д.; фотографии архитектурных сооружений различных стилей (античный, романский, барокко и т. д.).

1

Урок изучения нового материала

2

Город сегодня и завтра.

Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.

Ф А 4, бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, карандаш, линейка, резак.

1) нарисовать современное здание и, вырезав его, вмонтировать в фотографию городского пейзажа;

2) фантазийная зарисовка на тему «Архитектура будущего».

3

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица

Ф А 4, бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, карандаш, линейка, резак.

1) аналитическое прочтение различных видов композиционно-плоскостных схем существующих городов;

2) макетно-рельефное моделирование фрагмента города.

Презентация

4-5

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. Общие сведения о соединении деталей конструкции

Ф А 4, бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, карандаш, линейка, резак.

1) создание рисунка-проекта фрагмента пешеходной зоны с городской мебелью, информационным блоком, скульптурой, бетонными вазонами и пр.;

2) эскизный макет витрины магазина.

Стр. 160-166

Презентация

6-7

Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания пространственно-вещной среды интерьера.

Как собирают мебель и детали механизмов.

Ф А 4, бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, карандаш, линейка, резак.

1) рисунок-проект интерьера одного из общественных мест (можно фрагмент);

2) эскиз-проект мебельного гарнитура или отдельного предмета мебели (в технике аппликации).

Презентация

журналы по дизайну, иллюстрации интерьеров.

8

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

Ф А 4, бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, карандаш, линейка, резак.

1) архитектурно-пейзажные зарисовки на тему сочетания города с живой природой (с натуры, с репродукции);

2) создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды (например, сквер с фонтаном и памятником, детский парк, городской сад с беседкой и пр.), использование имитирующих фактур.

Презентация



Страницы: 1 | 2 | Весь текст