инновационная деятельность_54258

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа – интернат IIIIV вида г. Армавира Краснодарского края

Согласовано Утверждено на заседании МО заместитель директора по УВР

__________________Н.В. Хохрина

протокол № _ от ____ 2013 г.

Руководитель МО___________ ___________ 2013 г.

.

Межпредметный проект

«Путешествие в страну Океанию»

Авторы проекта:

Пономаренко А.А.

Дашко О. Н.

Армавир, 2012

Полное название проекта: «Путешествие в страну Океанию». Наглядно-демонстрационное пособие «Подводный мир».

Авторы проекта: учитель-логопед Пономаренко А.А., педагог Дашко О.Н.

Участники проекта: учащиеся 2-4 классов ГБС(к)ОУШИ III-IV вида г. Армавира, учитель начальных классов Дашко О.Н., учитель-логопед Пономаренко А.А.

Актуальность и описание проблемного поля.

Для успешного школьного обучения очень важна хорошо развитая речь первоклассников, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащихся.Трудности овладения навыками устной и письменной речи учеников с нарушениями зрения проявляются довольно быстро.

В силу нарушений зрительных анализаторов у слабовидящих детей, речевое развитие формируется своеобразно и часто не укладывается в обычные возрастные границы.

Коррекционная работа со слабовидящими учащимися начальных классов осуществляется в условиях естественного педагогического процесса. Она строится с учетом ведущих дидактических и специальных принципов для данной группы детей (принципы корригирующего обучения, учет первичных и вторичных дефектов, опора на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы, учет уровней сформированности речи и структуры речевых нарушений, опора на сохранные компоненты речевой деятельности, учет новизны и т.д.).

В познании окружающего мира человек пользуется не только своим чувственным опытом, но и словом. При нарушении зрения деятельность самого механизма речи не изменяется. Но слепота и слабовидение затрудняют подражание и наблюдение за движением речевых органов собеседника, из-за чего часто страдает произношение. Кроме того, речевое развитие ребенка характеризуется и его словарем, а у детей с дефектами зрения довольно часто нарушается отнесенность слова к определенному предмету, достаточно беден словарный запас и наблюдается отставание в понимании значений слов. Все это затрудняет овладение школьными знаниями детьми с дефектами зрения.

В своей практике педагоги используют различные методы обучения: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др.

Наглядность — один из основных дидактических принципов коррекционной педагогики. Зрительные и тактильные образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти обучающихся с нарушениями зрения, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; именно этим объясняется эффективность применения наглядных средств.

Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, что: «…обучение детей строится на живом созерцании, на конкретном образе». На вопрос: «Что такое наглядное обучение?» Ушинский отвечал: «Это такое обучение, которое строится не на отвлеченных словах, а на конкретных образцах, непосредственно воспринятых ребенком. Дитя мыслит красками, формами, ощущениями». Наглядность в обучении Ушинский понимал не узко, связывая ее только лишь со зрительным восприятием, а с включением всех органов чувств. «Чем больше органов чувств принимает участие в восприятии предметов, тем больше впечатлений получает ребенок, тем прочнее они сохраняются в его сознании и потом легче вспоминаются».

Использование информационных наглядно-демонстрационных стендов для правильного и адекватного восприятия окружающего мира положительно влияют на речевое и интеллектуальное развитие слепых и слабовидящих детей. В коррекционной школе III – IV вида данный метод облегчает усвоение материалов, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным, повышает эффективность логопедической работы.

Применение наглядно-демонстрационного панно «Подводный мир» стимулирует активность учащихся младшего школьного возраста на ознакомление с предметами подводного мира, восполняет недостаток зрительной информации с помощью осязания и слуха.

Учитывая, что многие первоклассники с нарушением зрения в течение первого года обучения не овладевают в достаточной степени техникой чтения и письма, целесообразно коррекционную работу по формированию связной речи проводить в занимательной форме. В процессе ознакомления с окружающим подводным миром ученики расширяют и совершенствуют словарный запас. Содержание работы по развитию речи и зрительного восприятия слабовидящих учащихся направлено на обобщение предметных представлений за счет уточнения, взаимного расположения частей предмета, активизации речи и представлений о предмете при пространственной ориентировке в окружающей действительности. Младшие школьники с нарушением зрения с трудом овладевают пространственными отношениями. Следовательно, они не могут отразить их правильно в речи (особенно ярко проявляется при построении предложно — падежных конструкций).

Для коррекции этих нарушений нужно обогатить опыт детей. При работе с наглядно-демонстрационным стендом «Подводный мир» используется практическая деятельность детей: обследование и сравнение предметов, ориентировка в микро и макро пространстве (к себе, от себя, на моделях, в реальном мире) с переносом опыта в речь. Для закрепления правильного употребления предлогов в самостоятельной речи предлагается назвать, где расположен предмет на стенде. Назвать действия с предметами, которые выполняет логопед или сам ученик; придумать предложение на основе выполненного действия.

Используя пособие «Подводный мир», учащиеся овладевают операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале, учатся делить слова на слоги, соотносить слова со слоговой схемой, а также выделять ударный звук, слог и соотносить их со схемой. Чтобы максимально облегчить детям понимание и усвоение учебного материала, нами используются традиционные цветные символы для обозначения звуков: красный кружок – гласный звук, синий квадрат – твердый согласный, зеленый треугольник – мягкий согласный.

Предложенная система работы со слабовидящими учащимися по развитию речи помогает нам добиваться высоких результатов. Эту систему можно совершенствовать, дополнять, находить новые варианты, опираясь на свой творческий потенциал.

Цель проекта: Содействие в познании окружающего мира воспитанникам школы-интерната посредством наглядно-демонстрационного пособия «Подводный мир».

Задачи проекта.

Знакомство учащихся с окружающим подводным миром;

Активизация и актуализация словаря по теме «Морские обитатели»;

Развитие связной речи учащихся;

Развитие грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции, притяжательные и относительные прилагательные, словообразование и словоизменение);

Развитие навыков языкового анализа и синтеза (развитие слогового анализа, звукового анализа, звукобуквенный анализ слов);

Развитие интонационной стороны речи;

Развитие мышления, памяти, воображения;

Развитие творческого потенциала учащихся;

Развитие навыков пространственной ориентировки.

Предполагаемый результат:

Расширение представлений об окружающем мире;

Развитие произносительных умений и навыков;

Активизация и актуализация словаря по теме «Подводный мир»;

Развитие у учащихся мышления, памяти, внимания, воображения;

Развитие творческого потенциала учащихся;

Развитие мелкой моторики;

План действий и его выполнение:

Срок реализации проекта: сентябрь-декабрь 2012 г.

Поисковая работа: подбор иллюстративного материала по теме «Подводный мир»; знакомство с литературными произведениями С. Сахарного, А.С. Пушкина, Г.Х. Андерсена; разучивание стихов; знакомство с обитателями морских глубин посредством загадок; подбор фотографий и видеороликов о жизни в морских глубинах; изучение информации в сети интернет.

Зарисовка эскизов наглядно-демонстрационного пособия «Подводный мир», выполнение моделей и рисунков морских обитателей, подбор материалов для выполнения панно.

Организация совместной деятельности детей и педагогов над проектом (изготовление морских обитателей на учебных занятиях, оформление панно); выставка рисунков и поделок из различных материалов «Морские обитатели».

Подведение итогов (презентация).

Форма проекта: пособие по ознакомлению с окружающим миром «Подводный мир».

Защита проекта.

Демонстрация продукта: проведение интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим подводным миром «Путешествие в страну Океанию».

Приложение 1

План конспект

фронтального логопедического занятия

по ознакомлению с окружающим миром

для учащихся 2 класса с системным недоразвитием речи

«Путешествие в страну Океанию»

Цель: стимуляция познавательной деятельности за счет расширения активного и пассивного словаря по теме «Мир морских обитателей».

Задачи:

Расширение и систематизация знаний учащихся о представителях морского дна.

Развитие речи, наблюдательности, мыслительной активности, умения высказывать и обосновывать свои суждения.

Формирование грамматического строя речи: согласование существительных с числительным в роде, числе; образование притяжательных прилагательных; формирование понятия “родственные слова”.

Развитие артикуляционной моторики.

Расширение лексического запаса по изучаемой теме.

Развитие связной речи: составление предложений по опорным словам.

Оборудование: Наглядно-демонстрационное пособие «Подводный мир»; текстовые задания.

Ход занятия

Ребята, жизнь — самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Теперь повсюду кипит жизнь — как в знойных пустынях, так и в вечных снегах, на суше, в воздухе и в морских просторах.

Море всегда тянуло человека к себе, может быть даже больше, чем небо. Мировой океан является местом обитания огромного количества растений, рыб, морских животных, в том числе млекопитающих.

Ребята, я приглашаю вас сегодня в морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и его обитателях, опустимся в глубины подводного царства.

Ну что, нам пора в путь!

Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Море сегодня неспокойно, волны подкатывают к берегу одна за другой.

Упражнение «Волна». Рот широко открыт. Кончик языка крепко упирается в нижние резцы. Прилив… Подержав какое-то время язык в этом положении, убрать его глубоко-глубоко в рот. Отлив. …

Повторить это чередование несколько раз.

Упражнение «Парус». Рот широко открыт. Кончик языка крепко упирается в нижние резцы. Удерживаем положение, считая до 8.

Упражнение «Акулы»

На счет «один» челюсть опускается, на «два» — челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» — челюсть опущена на место, на «четыре» — челюсть двигается влево, на «пять» — челюсть опущена, на «шесть» — челюсть выдвигается вперед, на «семь» — подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

Упражнение «Рыбки»

1.Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).2. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».

Упражнение «Кит»

Кончик языка поочередно поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе.

Логопед: Ну, вот мы и добрались до маленького экзотического острова. Море приготовило для нас подарки. Посмотрите сколько здесь ракушек, давайте прислоним их к уху и послушаем шум моря.

Подбор родственных слов.

Посмотрите, на острове нашем растут пальмы, а бананы на них какие-то необычные, на них написаны слова. И все эти слова похожи на слово “рыба”. Давайте попробуем сочинить стихи:

Плавники у нас росли бы,Мы бы плавали, как …(рыбы)

Я б хвостом махала гибкимИ, резвилась, словно …(рыбка)

Вот с крючка срывает крошкиОчень мелкая… (рыбешка)

Выплывает, корм, ищаПребольшая … (рыбища)

Рыба не клюет никак,Видно, я плохой… (рыбак)

Логопед: Давайте вспомним все слова близкие слову рыба (Дети называют слова). Молодцы ребята! Вспомнили все родственные слова.

Ребята! Посмотрите, кто это выходит из пучины морской? Неужто нас встречает сам царь Нептун!

Нептун:

Гордый я морей властитель,

Рыб, дельфинов повелитель.

Мой дворец на дне морском

Весь усыпан янтарем.

Здравствуйте, друзья! Рад приветствовать вас в моем государстве — Великой Океании. Зачем пожаловали, гости дорогие?

Логопед: Великий государь, хотим мы с ребятами больше узнать о морском царстве, о его жителях. Дай полюбоваться сокровищами Океании, расскажи о стране Великой Океании.

Нептун: Ну что ж, познакомлю вас с царством моим. Много рыб диковинных живет в морской пучине, может и слыхали вы о них:

Это самый крупный зверь,

Словно лайнер многотонный.

А питается — поверь! -

Только мелочью — планктоном.

Проплывает тут и там

По арктическим морям. (Кит)

Ты уже, дружок, конечно,

Что-то слышал обо мне:

Я всегда пятиконечна

И живу на самом дне. (Морская звезда)

Пронеслась о нем молва:

Восемь ног да голова.

Чтобы всем страшнее было,

Выпускает он чернила. (Осьминог)

Каждый, кто бывал на море,

С ярким зонтиком знаком.

Из водички и из соли

Состоит он целиком.

Ты в воде его не тронь -

Обжигает, как огонь. (Медуза)

Мы пугливы иногда,

Можем быть и храбрыми.

Окружает нас вода,

В ней мы дышим жабрами.

С чешуей и плавниками

Проплываем тут и там

И гуляем косяками

Мы по рекам и морям. (Рыбы)

Этот домик я могу

Отыскать на берегу.

В нем укрытие моллюска,

И хозяин гордый:

«Домик выдержит нагрузку,

Известковый, твердый». (Ракушка)

Скачет он не по полям, А по голубым волнам.У лошадки есть дружок –

Водяной …морской конек

Скорее зонтик ей вручите,От дождика ее спасите.Промокла, вся дрожит от страха.

Нет, воду любит …черепаха

В глубине морской живет,Быстро под водой плывет.Много у нее иголок,Как у ежиков и елок. (Рыба ЁЖ)

Ловко мусор собирает,Дно морское очищает. (Краб)Как плывут они красиво –Очень быстро и игриво!Нам показывают спиныИз морской воды… (Дельфины).

В Черном море знаменит яТем, что возле дна хожуИ с собою ядовитыйКостяной кинжал ношу.       (Скат — хвостокол)

Море синее прекрасно.Только плавать в нем опасно!Как бы вас не «хватанула»Кровожадная … (Акула)

Нептун: Приглашаю вас в мое царство. Готовы к погружению?

Логопед: Нам нужно немного времени, чтобы подготовиться к погружению…

Физкультминутка

Дыхательная гимнастика

Дети становятся в обруч, поднимают его на уровне пояса.Произвести короткий, спокойный вдох через нос. Задержать на 2-3 секунды воздух в лёгких, затем произвести протяжный плавный выдох через рот. Таким же образом выполняется ряд следующих упражнений: вдох через нос – выдох через нос,

вдох через рот – выдох через нос,

вдох через рот – выдох через рот.

Широко открыть рот и спокойно подышать носом.

Логопед: Посмотрите, на дне живет одна не простая рыбка. Она волшебная, золотая. Рассмотрите ее повнимательнее и ответьте на мои вопросы.

Это чья голова? – это рыбья голова.Это чье туловище? – это рыбье туловище.Это чьи плавники? – это рыбьи плавники.Это чей хвост? – это рыбий хвост.Это чья “чешуя”? – это рыбья “чешуя”.Это чей глаз? – это рыбий глаз.

Логопед: Молодцы ребята! Старались отвечать полным предложением.

Ребята, Золотая рыбка просит нас о помощи, говорит, что не может составить предложения. Все слова у нее перепутались. Помогите ей, пожалуйста! (Дети получают карточки со словами).

В, рыба, обитать, море, много. (В море обитает много рыб)Черное жить дельфин море. (В черном море живут дельфины)

Краб, камни, между, забился. (Между камней забился краб) Сказка, рыбак, о, рыбка, и. (Сказка о рыбаке и рыбке)

Логопед: Спасибо вам, друзья, что помогли справиться с этим заданием.

Игра «Четвертый лишний».

(назови лишний предмет и объясни свой выбор, используя слова «потому что»)Акула, кит, дельфин, бобёр.Плавники, шерсть, чешуя, жабры.Плавник, чешуя, щупальца, уши.

Песок, трава, камни, ракушки.

Нептун: Очень я люблю своих подданных, да вот только ласково обратиться к ним не могу.

Логопед: Ребята, давайте поможем Нептуну, назовем ласково всех морских обитателей.



Игра «Назови ласково» (образование прилагательных уменьшительной формы).Карась — карасик (дельфин, медуза, осьминог, морская звезда, электрический скат, морской ёж).

Нептун: Спасибо, ребята! Да, много у меня в Океании обитателей.

Игра «Нептун-хвастун»

Нептун: У меня есть медуза.

Дети: А мы видели в твоем царстве 5 таких медуз.

Нептун: А у меня есть еще и дельфин (морская звезда, электрический скат, морской окунь и др.)

Логопед: Ребята, давайте покажем Нептуну, что мы тоже кое-что знаем о морских обитателях. Давайте выложим под морским обитателем столько прямоугольников, сколько слогов в этом слове.

Нептун: Вот недавно нашел я в глубинах своих какой-то странный подарок (показывает детям мешочек, раскрывает его и достает карточки с буквами), а для чего он мне никак не пойму!

Логопед: Все очень просто, ребятам нужно найти морских обитателей, в названия которых этот звук стоит на первом месте.

Нептун достает карточки, а уч-ся называют обитателей.

Логопед: А еще наши ребята могут определить, сколько звуков в названии обитателя.

Дети выполняют задания у стенда.

Нептун: Ох, порадовали вы меня сегодня, да вот только царство мое, разбрелось повсюду.

Логопед: Мы поможем тебе, вернем обитателей на места. (Дети выполняют задание по пространственной ориентировке).

Соня, прикрепи медузу в правый верхний угол моря. Артур, помоги осьминогу попасть в дом, который находится в левом нижнем углу. И т.д.

Нептун: Молодцы, ребята! А теперь пора прощаться.

Логопед: Ребята, давайте каждый из вас выскажет своё пожелание Царю Великой Океании.

План-конспект занятия

«Обитатели подводного мира. Изготовление коллективной работы «Подводный мир».

Цель: Расширить знания детей о море и морских обитателях.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст