информация

Школьная дезадаптация: виды, причины и способы преодоления

Методические рекомендации для учителя

Возраст

Феноменология дезадаптации (как проявляется)

Возможные причины

Взаимодействие с родителями в период адаптации

Рекомендации

психологические

социальные

1-е классы

Физиологическое состояние:

часто болеет, наблюдается сильное снижение веса, снижение/повышение артериального давления,

головные боли, энурез, энкопрез,

утомление, переутомление,

капризность.

Поведение:

бьет себя в ситуации неуспеха, постоянно грызет ручку , вскакивает с места на уроке, ходит по классу, невнимательный,

не работает в одном темпе с классом.

нежелание идти в школу(жалобы «все обижают, никто не слушается, учитель не любит»)

отказывается от участия в совместных играх,

нервничает, отказывается от продолжения работы,

не следует установленным правилам.

Эмоциональная сфера: замкнутость,

снижение инициативности и самостоятельности, трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми,

слабое стремление к достижению цели,

не умеет принимать собственные решения

Низкая сопротивляемость стрессу, несформированность механизмов совладания со стрессом;

- страхи, повышенный уровень тревожности.

Способность к регуляции поведения снижена,

Несформированность «внутренней позиции школьника»;

-особенности эмоциональной сферы( низкая самооценка )

-изменение — социального статуса (стал школьником);

саморегуляция

-нарушение речевого и психического развития, несформированность коммуникативных навыков

Индивидуальные особенности организма, способы реагирования;

особенности воспитания в семье;

специфика мер наказаний в семье;

непосещение детского сада;

несформированность норм поведения; — отсутствие контакта с педагогом;

-Трудности в системе взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками

Взаимодействуя с родителями, необходимо использовать такие психотехнические приемы, как техники слушания, технику поддержки, технику Я-высказывания, применяемую в ситуации конфликта.

Беседуя с родителями, описывайте ситуацию по следующим позициям:

Поведение («бьет себя в ситуации неуспеха, грызет ручку…»)

Физиологическое состояние

(«часто болеет, плохо спит…»)

Эмоциональная сфера

(«замкнут, агрессивен…»)

Помните, что родители стараются делать все, что могут и как понимают.

Это может расходиться с Вашим взглядом на ситуацию.

Поэтому найдите в позиции родителей сильную сторону и стройте беседу, опираясь на нее.

Результатом Вашей встречи должно быть сотрудничество.

Если этого не получилось, держите нейтралитет (не равнодушие!), продолжая работать с ребенком и консультируясь со специалистами(психологи, логопеды, дефектологи).

Для родителей:

«Не показывайте ребенку свою чрезмерную озабоченность его школьными успехами.

Искренне интересуйтесь школьной жизнью ребенка и смещайте фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми.

Обязательно поручайте ребенку дела по дому».

В школе:

Социализация:

- Активно включать детей в подготовку и проведение школьных праздников, дежурств, экскурсий, внеклассных мероприятий. Проводить «разгрузочные» 5-минутки в течение урока (психогимнастику).

Психологический аспект:

- Подчеркивать, выделять ту сферу деятельности, где ребенок наиболее успешен (это может быть футбол, рисование, танцы и т.д.), оказывая ребенку поддержку, помогая ему обрести веру в себя.

Внимательно слушать ребенка и признавать его право на те или иные чувства.

При необходимости обратиться к соответствующим специалистам (педиатр, невролог, психолог и др.)

5-е классы

Физиологическое состояние:

внешний вид ребенка усталый,утомленный, беспокойный сон;

значительные трудности утреннего пробуждение,

вялость.

постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Поведение:

Дома, с родителями:

нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне;

стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы

нежелание выполнять домашние задания.

В школе:

создает шум на уроке, задевая других детей,

нарушает правила поведения,

агрессивное поведение на переменах,

нецензурная лексика, драки

регулярные опоздания, пропуски занятий

негативные характеристики в адрес школы, учителей и одноклассников

жалобы на те или иные события, связанные со школой.

Эмоциональное состояние:

резкое повышение тревожности, выражающееся повышенной или пониженной активностью,

вспыльчивость,

обидчивость,

трудности в установлении контакта

гиперчувствительность и ранимость

Смена гормонального фона,

повышенный уровень тревожности,

неадекватная самооценка

-смещение приоритетов с учебной деятельности в сторону межличностного общения, как особенность подросткового возраста,

Сильное развитие чувства справедливости, отстаивание которого приводит к конфликтам как в школе, так и семье.

Много разных учителей

новое, непривычное расписание,

много новых кабинетов, новый классный руководитель

проблемы со старшеклассниками.

существенно возросший темп и объем работы.

(как в классе, так и дома)

рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов.

ослабление или отсутствие контроля со стороны родителей

необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностями речи учителей

неумение работать с текстами, что замедляет темп деятельности

Родители 5-х классов испытывают сильное чувство тревоги из-за того, что в средней школе дети должны становиться более самостоятельными. От них требуется самоорганизованность, саморегуляция, «собранность» и т.д. Новый этап в развитии как ребенка, так и семьи проходит неспокойно. Учителю необходимо сохранять нейтральную позицию и терпеливо (без раздражения как внешнего, так и внутреннего), выслушивать их опасения и пожелания, разъяснять им особенности возраста и все связанные с этим проявления.

Учителю необходимо плавно перейти от опеки к более взрослому общению с детьми и проводить в классе мероприятия направленные на социализацию (походы, экскурсии, дискуссии о дружбе и справедливости и т.д.).

Родителям:

Принятие чувств ребенка и его права на них, несмотря на те неудачи ,с которыми он уже столкнулся.

Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка постарайтесь, встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.

Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка, сообщите об этом классному руководителю

Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации ,вместе ищите выход из конфликтов и затруднительных ситуаций.

Помогите выучить имена новых учителей.

Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью. Приучайте его к самостоятельности постепенно ,познакомтесь с одноклассниками.

Недопустимы физические меры воздействия

исключение мер наказания, таких как лишение удовольствий.

Поощрение и предоставление самостоятельности в учебной работе.

Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.

В школе

Приоритетным направлением в этот период является

создание в классе атмосферы психологической безопасности

Работа по развитию навыков общения в качестве профилактики конфликтов

Формирование и развитие навыков разрешения конфликтов.

Проблемы подростковой толерантности.

Дружба.

10-классы

Физиологическое состояние:

-быстро утомляется,

-проявления хронических заболеваний,

-у девочек периодические недомогания,

-более яркие проявления вегето-сосудистой дистонии,

-частые головные боли — психосоматические расстройства.

Поведение:

учащийся  становится недисциплинированным,

невнимательным,

-отстает в учебе, низкая успеваемость

— систематические прогулы

- регулярное невыполнение домашнего задания

- споры и препирательства с педагогом

- не приносит учебники, тетради на уроки

- драки, правонарушения

- курение,употребление алкоголя,психоактивных веществ

- «сидит» в интернете допоздна

Эмоциональное состояние:

-резкая смена настроений;

-неуверенность в общении со сверстниками;

-трудности в выборе профессии, в выборе профиля;

-немотивированная внешне агрессия.

 

Неадекватный уровень притязаний

несформированность жизненных планов, целей, перспектив и системы ценностей;

-трудности в установлении контактов с окружающими людьми (несформированность навыков общения)

Адаптация в новом коллективе,

- адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей.

-смена критериев оценки

- изменение отношений в семье

- стремление к приобретению определенного статуса в группе сверстников

- смещение приоритетов в сторону романтических отношений, как особенность данного возрастного этапа

С родителями старших подростков стоит обсудить проблему взаимопонимания с взрослеющими детьми, тему беспокойства о безопасности детей, тему их романтических отношений.

Необходимо понимать и объяснить это родителям, что наступил период перехода внутрисемейных отношений на новый этап – адаптации подростков к взрослой жизни и о помощи родителей им на этом этапе. Помочь родителям понять детей, научиться разбираться в мотивах их поступков. Необходимо помочь каждому родителю осознавать свои мотивы воспитания ребенка с целью дальнейшего развития его как личности.

В школе

Организовать ппсихологическую и ппедагогическую пподдержку учащимися, у у которых выявлена ттревожность по оотношению к школе;

Классному руководителю учесть дданные ппсихологической ддиагностики при фформировании кклассного коллектива;

- Учителям-ппредметникам учесть дданные ппсихологической ддиагностики в своей рработе;

- Психологу школы совместно с классными руководителями, довести до сведения родителей учащихся 10-х классов, результаты диагностики.

- Избегать морализаторских бесед и нотаций с детьми, это может вызвать обратную реакцию у учеников, замкнутость или агрессию.

- В случае конфликтной ситуации предоставьте ребенку право выбора, признайте его чувства, избегайте унижений, сарказма и высмеивания ребенка.

-

Школьная дезадаптация: виды, причины и способы преодоления

Методические рекомендации для учителя

Возраст

Феноменология дезадаптации (как проявляется)

Возможные причины

Виды работ и методики для определения причин и характера дезадаптации

(для психологов)

Рекомендации

психологические

социальные

1-е классы

- Физиологическое состояние:

часто болеет, наблюдается сильное снижение веса, снижение/повышение артериального давления,

головные боли, энурез, энкопрез,

утомление, переутомление,

капризность.

Поведение:

бьет себя в ситуации неуспеха, постоянно грызет ручку , вскакивает с места на уроке, ходит по классу, невнимательный,

не работает в одном темпе с классом.

нежелание идти в школу(жалобы «все обижают, никто не слушается, учитель не любит»)

отказывается от участия в совместных играх,

нервничает, отказывается от продолжения работы,

не следует установленным правилам.

Эмоциональная сфера: замкнутость,

снижение инициативности и самостоятельности, трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми,

слабое стремление к достижению цели,

не умеет принимать собственные решения

Низкая сопротивляемость стрессу, несформированность механизмов совладания со стрессом;

- страхи, повышенный уровень тревожности.

Способность к регуляции поведения снижена,

Несформированность «внутренней позиции школьника»;

-особенности эмоциональной сферы( низкая самооценка )

-изменение — социального статуса (стал школьником);



Страницы: 1 | 2 | Весь текст