информация для родителей_25598

Рекомендации для родителей по обучению ориентировке

в пространстве детей с нарушением зрения в раннем возрасте.

Возраст является важнейшим фактором, определяющим построение коррекции дефекта пространственной ориентации и дифференциацию обучения в зависимости от структуры психологической системы каждого ребенка.

Единственное в отечественной тифлопсихологии исследование пространственной ориентировки слепых детей раннего и дошкольного возраста проведено Л.И.Солнцевой, где показаны характеристики ориентации, в пространстве начиная с первых месяцев их жизни. Уже к 5-6 месяцам у слепых детей сформирована первая система ориентации в пространстве. Дети к этому возрасту способны практически различать вертикальное и горизонтальное положение.

В этот период большую роль играет проторение путей и установление связей между осязаемым объектом и его звуковой характеристикой, что позволяет слепому выделять звуковую характеристику объектов как их звуковой признак. Выполнение детьми этого возраста движений руками, головой, туловищем также способствует развитию ориентировки. Остаточное зрение в этот период играет менее значительную роль по сравнению с кинестетической, слуховой, вестибулярной чувствительностью.

За первый год жизни каждый малыш должен освоить много разнообразных навыков (научиться сидеть, стоять, ползать, кусать, жевать, пить из чашки и т.д.) и узнать много интересного об окружающем его мире и о своем теле. Родители должны постараться, чтобы ребенок научился как можно большему количеству навыков. У незрячего ребенка из-за отсутствия зрительных стимулов снижается мотивация двигательной активности, поэтому незрячие младенцы часто бывают безучастными и инфантильными и отстают в развитии от своих сверстников. Задача родителей – всячески стимулировать развитие движений у ребенка, используя доступные ощущения (слух, осязание, обоняние, остаточное зрение). Подвешивая вокруг малыша различные предметы, нужно располагать их так, чтобы ребенок мог доставать их ручками и ножками. Но предметов не должно быть очень много, так как большое разнообразие ощущений может напротив затормозить двигательную активность. Необходимо использовать запахи. Класть мешочек со специями в не разбивающуюся емкость с отверстиями. С помощью запахов можно инициировать у лежащего на животике ребенка поднятие и удержание головки или стимулировать повороты головкой в положении лежа на спине.[8., с.169]

Если у ребенка есть остаточное зрение, нужно развивать его, играя с ним, использовать яркие или отражающие предметы, для того чтобы привлечь внимание ребенка и стимулировать его двигательную активность. Надо делать все, чтобы ребенок смотрел на свои руки и учился сводить их вместе. Надевать на ноги ребенка яркие ползунки и носки, чтобы он смотрел на них и активнее двигался.

Дальнейшая стадия развития ориентации связана с формированием активного самостоятельного передвижения в пространстве и его познанием, что способствует развитию сенсорной и двигательной сфер ребенка. Важнейшим фактором в структуре ориентировочной деятельности становится также пассивная и активная речь. Связь речи с движением, предметной деятельностью способствует ориентации в пространстве. С другой стороны, на этом этапе развития четко проявляется зависимость успешной пространственной ориентации от физического развития ребенка и его двигательной сферы. Возрастает роль остаточного зрения в ориентации – ребенок становится способным к дистантному выделению свойств окружающих предметов.

Изучая особенности пространственной ориентации у дошкольников, исследователи выделяют два его вида: ориентирование на собственном теле и в окружающем пространстве. Развитие понимания детьми схемы собственного тела является чувственной основой системы отсчета при ориентировании в окружающем пространстве.

Ребенок должен постепенно научиться понимать, что происходит вокруг него. Многие действия, которые мы совершаем (умывание, причесывание, мытье посуды и др.) сопровождаются специфическими звуками, но чтобы ребенок мог понять связь между воспринимаемыми им звуками и действием, которое происходит, он должен или сам попробовать совершить это действие, или усвоить слова родителей, рассказывающие об этом действии. Родители должны обращать внимание ребенка на запахи, которые бывают в разных помещениях или при выполнении разных действий: например, запах мыла в ванной при умывании, запах приготовления различной еды. Надо давать ребенку понюхать и попробовать как можно больше разных вещей, чтобы развить обоняние и вкус.

Родители должны разговаривать со своим ребенком, всегда говорить ему, что они делают. Хвалить его, когда он поворачивается в сторону звука, а также, награждать его, когда он поворачивается к ним и узнает их голос. Давать ребенку очевидные звуковые и другие возможные сенсорные знаки, сигналы, чтобы ребенок мог понять, что происходит сейчас, и что будет происходить дальше и приготовиться к этому.

Когда мать готовит еду, она должна рассказывать ребенку, что она делает, и что происходит. Необходимо давать ему потрогать и попробовать различную на ощупь и вкус еду. Давать ребенку самому делать какие-то действия, например, размешивать, переливать воду из одной емкости в другую. Кормить ребенка надо вместе с остальными членами семьи так часто, как это возможно. Он должен социализироваться во время еды и чувствовать себя частью семьи.

Родители должны использовать любые возможности для развития ребенка и накопления им сенсорного опыта. Стирая белье, попросить его помочь класть в стиральную машину белье; дать ему почувствовать вибрацию машины и звук бегущей из крана воды; дать ему потрогать мокрую одежду, сухую и влажную. Нужно дать ребенку потрогать различные наошупь ткани, такие как фланель, сатин, трикотаж. Одевая ребенка, трогать и называть части тела. Положить свои руки на его руки, и пусть он следит за тем, что происходит и т.п.

Боязнь пространства и страх передвижения, столкновения с незнакомыми объектами тормозят у слепых детей формирование двигательной сферы, как одной из важнейших составляющих деятельности ориентирования. У слепых детей наблюдаются трудности и замедленность формирования сложных двигательных актов, новых предметных действий.

Занимаясь с малышом, родители не должны забывать о безопасности. Ребенок должен доверять им и чувствовать себя спокойно. Невидящий ребенок должен будет полагаться на них больше, чем зрячий ребенок. Отрицательный опыт, полученный ребенком в детстве (травмы или ожоги), могут в последствии стать серьезным препятствием при обучении ребенка навыкам пространственной ориентировки или приготовления пищи. Обязанность родителей сделать свой дом безопасным и интересным местом для ребенка, чтобы он мог играть и изучать мир. В доме он может получить бесценный опыт, поэтому как можно чаще нужно держать ребенка при себе, когда близкие делают домашнюю работу.

К концу старшего дошкольного возраста слепой ребенок способен к совершенствованию и усложнению структуры образов, представлений, их обобщению и конкретизации, т. е. образуются сложные психологические системы, характеризующиеся активным включением речи, памяти, мышления как в наглядно-практической, так и наглядно-образной и понятийной формах, в сенсорное отражение внешнего мира.

Рекомендации для родителей по обучению ориентировке

в пространстве детей с нарушением зрения в школьном возрасте.

Качественный анализ возможностей слепых детей в ориентировке позволил В.А.Кручинину выделить 4 уровня ориентировочной деятельности у детей школьного возраста.

На первоначальной стадии сформированности пространственной ориентировки, как правило, находятся дети, не имеющие практики и умений ориентироваться в пространстве класса, школы, школьного участка, не говоря уже об ориентации в условиях города.

Для учащихся начальных классов характерно недостаточное использование бисенсорных и полисенсорных возможностей в освоении пространства. По мнению Е.А.Кульбуш, это можно объяснить тем, что слепые дети еще не умеют использовать в полном объеме сохранные анализаторы для отражения свойств предметного мира и не накопили еще необходимого объема образов осязательных, слуховых и зрительных представлений, которыми они могли бы оперировать при анализе своих восприятий, соотнеся полученные из внешнего мира сигналы с прежним опытом.

Дети выделяют основные и второстепенные признаки воспринимаемых объектов, однако эти признаки не становятся еще обобщенными ориентирами. Недостатки в развитии сенсорно-перцептивной сферы у детей младшего школьного возраста отрицательно сказываются на их пространственных представлениях, для которых характерны неустойчивость, неточность, фрагментарность, малая обобщенность.

Наряду с недостатками пространственного анализа у слепых детей 7-8-летнего возраста отмечается низкий уровень временного различения (В.А.Кручинин).

Для учащихся 1-х классов типичен наглядно-действенный анализ, опирающийся на непосредственное восприятие, а у учащихся 2-3 классов уже начинает проявляться способность к оперированию пространственными образами в умственном плане.

Процессы синтеза у первоклассников охватывают единичные внешние признаки, а у школьников 2-3 классов – разнообразные и существенные признаки и отношения предметов.

В преодолении препятствий разной степени трудности, которые встречаются в процессе овладения слепыми учащимися навыками пространственной ориентировки, особенно большое значение, имеет эмоциональная мотивация деятельности и поступков в условиях волевых действий.

Учащиеся 1 класса школы для слепых испытывают значительно большие трудности в определении направлений в пространстве, как по горизонтали, так и по вертикали относительно собственного тела и особенно относительно другого человека. Ошибки пространственной ориентировки у этих детей связаны также с несформированностью мыслительной деятельности. Особенно следует выделить ошибки в определении удаленности и местоположения предметов относительно учащихся.

В связи с этим на данном возрастном этапе родители должны обращать внимание на следующее. Они обязательно должны брать ребенка с собой , когда идут на улицу, где он может получить массу новых впечатлений. Вместе с ним слушать звуки вокруг: шаги разных людей (женщины, старого человека, ребенка), движущийся и стоящий на перекрестке транспорт (легковой автомобиль, трамвай и т.д.), шелест деревьев, голоса птиц, шум ветра и дождя. Нужно дать ребенку возможность попробовать ходить или стоять на разных поверхностях: трава, рыхлый песок, вязкая глина, галька или просто неровная земляная дорожка. Походить с ним за ручку и горки или, наоборот, в гору, а также по мелкой воде.

Родители должны ходить вместе с ребенком в магазин, где давать ребенку потрогать как можно больше всего, особенно в секции овощей и фруктов. Показать ему разницу между лимоном, бананом, кокосом, огурцом и т. п. Обратить внимание ребенка на то, как движется коляска в магазине и на разные звуки, которые его окружают. Дать ребенку потрогать замороженные продукты из морозилки, показать ему упакованные молочные продукты, консервные банки, бутылки с напитками, хлеб, крупы. Пусть он сам кладет продукты в коляску. Рассказывайте, что вы покупаете и для кого и для чего.

Очень важно для родителей как можно больше разговаривать со своим ребенком, рассказывая и объясняя, что происходит вокруг него, и какие предметы его окружают.

Учащиеся второй группы по сравнению с предыдущей испытывают трудности, прежде всего, при определении пространственных направлений относительно другого человека. Особенно большие затруднения у них вызывает оценка направлений налево, направо, вперед, назад. Ошибки, связанные с этим, свидетельствуют о неумении учащихся абстрагироваться от собственного положения и о недостаточно обобщенном и дифференцированном представлении об окружающем пространстве.

Хуже всего дети ориентируются среди предметов (особенно после изменения собственного положения на 90º и 180º), а также в определении положения предметов, расположенных в центре, относительно других предметов.

На втором уровне психические образования, возникшие в результате развития и обучения, позволяют создавать более обобщенный образ окружающего пространства. Дети уже способны осваивать маршруты на участке школы, на спортивной площадке, используя простейшие системы ориентировок, умеют переключать и распределять внимание, одновременно воспринимать разномодальные ориентиры.

Способность к целостному восприятию и интерпретации комплексных ориентиров на отдельных небольших участках пространства позволяет ставить перед ними задачу овладеть конкретными маршрутами типа карта-путь еще без создания целостного представления обо всем окружающем пространстве.

Задача, стоящая на данном этапе формирования навыков ориентировки в пространстве, остается прежней: расширение полисенсорного опыта ребенка, расширение кругозора, совместное освоение с ребенком территории своего микрорайона и наиболее часто посещаемых мест.

Дети, находящиеся на третьем уровне, овладевают топографическими представлениями и их использованием в процессе реальной ориентировки, пространственными схемами – моделями микрорайона, учатся реализовывать на практике умение пользоваться приемами ходьбы с белой длинной и короткой тростью (подъем, спуск по лестнице, переход улицы, определение тротуара, перехода и т. п., используя слуховой, обонятельный, осязательный анализаторы, вибрационную чувствительность, остаточное зрение).

От родителей потребуется совершать совместно с ребенком значительно более длительные прогулки по всему городу, посещать места культурного отдыха, театры, художественные выставки. Все это будет способствовать как умственному, эстетическому, физическому развитию ребенка, так и формированию новых представлений об окружающем мире.

Наиболее сложные задачи стоят перед учащимися, относящимися к четвертому уровню сформированности ориентировки. Важным психологическим условием свободной ориентировки в пространстве перед выходом из школы является умение самостоятельно ориентироваться в незнакомом пространстве на основе использования схем путей, планов районов, города, т. е. осуществлять перенос усвоенных умений в новые условия. Этого достигают немногие учащиеся, и главная задача здесь связана с формированием у детей таких качеств личности, как уверенность, смелость, упорство. Требуется большая индивидуальная работа по практической ориентировке на местности.

Анализируя навыки ориентировки у школьников старших классов школ слепых и слабовидящих В.З.Денискина отмечает, что старшеклассники в разной степени владеют ориентировкой. Особенно страдает ориентация в незнакомом пространстве. Для более полноценной адаптации в среде зрячих выпускникам школ необходимо совершенствовать умения чтения планов зданий, местности и перенос этих знаний и созданных топографических представлений в реальное пространство, овладевать навыками ориентирования, автоматизировать их, усваивая специфические правила пользования транспортом, поведения на остановках, на улицах, особенно на переходах и т. д. Особое внимание следует обратить на доброжелательность установления контактов с незнакомыми людьми, в случаях необходимой помощи. Это создает психологический комфорт, способствующий решению проблем пространственной ориентировки.

И кто другой как не семья могут внушить ребенку уверенность, смелость, упорство. Это станет возможным не в семье, где царит атмосфера гиперопеки, а в семье, где с пониманием относятся к проблемам ребенка, но в то же время учат его и самостоятельности без нажима и с любовью. Только семья поможет ребенку охватить как можно большее пространство в его освоении и понимании.