информация для родителей

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Как помочь детям с нарушением зрения

Несколько советов, как можно приучить ребенка носить очки:

Очки должны быть удобными и соответствовать конфигурации и размерам лица.

Очки не должны давить на виски и переносицу, иначе у ребенка может появиться головная боль.

Чтобы очки хорошо держались — заушники должны быть закругленными.

Прикрепите к заушникам резиночку, тогда ребенок не сможет сбросить очки на пол.

Начните заранее носить очки сами. Мама, папа, бабушка в очках — это так интересно.

Надевайте игрушечные очки на любимого мишку, куклу и т.п.

Детям с миопией и косоглазием пользоваться очками следует преимущественно на улице и на занятиях при рассматривании удаленных предметов. На время чтения, письма, рисования и игр с мелкими предметами на столе очки можно снимать.

При миопии: желательно, чтобы игрушки были крупного размера, спокойных тонов, используйте желтые и зеленые цвета. Учтите, что ребенок с близорукостью быстро устает, зрительная нагрузка должна быть щадящей. Все зависит от возраста. В дошкольном возрасте это может быть 10-15 минут интенсивной зрительной нагрузки, например, нанизывание бисера или чтение мелкого текста.

При гиперметропии: игрушки должны быть ярко-желтого, оранжевого цвета (если у малыша нет повышенного внутричерепного давления), рисунки нужно держать подальше от глаз. Расстояние зависит от остроты зрения и может быть рекомендовано окулистом.

При сходящемся косоглазии: нужно следить, чтобы во время занятия ребенок не склонялся над столом. Предлагайте ребенку книги и картинки на подставке. Рисовать лучше на мольберте или на стене.

При расходящемся косоглазии: детям нужно рассматривать книги, картинки на столе. Рисовать также лучше на столе. Несколько слов о цветовом зрении. Первые два месяца ребенок предпочитает смотреть на контрастные простые фигуры в черно-белом варианте.

Рекомендации по ношению очков и уходу за ними

Линзы очков следует мыть, протирать мягкой салфеткой или чистым носовым платком, грязные стёкла вызывают напряжение глаз;

следите, чтобы душки очков плотно цеплялись за уши, очки не должны соскальзывать;

не допускайте класть очки стёклами вниз на твёрдую поверхность;

необходимо регулярно подкручивать винты в оправе;

не допускайте прикладывания к очкам механических усилий;

очки необходимо снимать только двумя руками;

вашему ребёнку необходимы очки — следите за тем, чтобы он носил их в рекомендованное врачом время;

если врач назначил окклюзию, то её нужно носить постоянно;

не забывайте очки дома, или купите запасные;

регулярное и систематическое лечение (без пропусков) улучшит остроту зрения вашего ребёнка;

лечение проводится только при наличии очков! говорите чаще: «доченька, сынок, тебе идут очки, они помогут тебе лучше видеть и вылечить глаза!»

«Как помочь ребенку учиться»

Одна из причин низкой эффективности учебного процесса – пассивность, отсутствие самостоятельности у ребенка с нарушением зрения в освоении окружающего мира.

Часто такая позиция ребенка является результатом неправильного отношения к ребенку в семье и в школе. Чрезмерное сочувствие, гиперопека, создание щадящего режима, ограничение деятельности таких детей приводит их к неверию в свои силы, осознанию себя инвалидом, отсутствие интереса и активности к познанию, без чего успешное обучение невозможно. Относитесь к ребенку как к равному, поощряйте его самостоятельность, формируйте у него активную жизненную позицию, веру в себя и в свои силы.

Часто у детей с нарушением зрения наблюдается низкий уровень физического развития.

Следует отметить, что нарушение осанки у слепых и слабовидящих школьников составляет 59%, так как у детей с нормальным зрением – 18%. Значительно больше у первых и число простудных заболеваний.

Исследования врачей и физиологов давно доказали, что общее развитие детей подростков, правильное функционирование у них всех систем и органов происходит лишь при достаточном количестве движений. Те же, школьники в режиме которых большое место занимает физическое развитее, обладают более высоким физическим развитием, сопротивляемостью к утомлению и простудным заболеваниям, высокой работоспособностью, что не может не сказаться на повышении эффективности учебного процесса.

Дома в выходные дни придерживаться распорядка дня для ребенка, согласно его возрастным особенностям, не допускать переутомления ребенка, менять виды деятельности в зависимости от состояния ребенка. Придерживаться рекомендаций медицинских и педагогических специалистов о выборе методов оздоровления, воспитания, обучения ребенка. Регулярно и добросовестно выполнять индивидуальные задания учителя-тифлопедагога и учителя-логопеда, направленные на коррекцию познавательно-речевого развития. Регулярно обращаться за консультацией к специалистам. Предъявлять к ребенку единые требования воспитания, беседовать на нравственные темы.

Рекомендации по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики кистей рук

Рекомендуются следующие средства деятельности:

Наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки);

наборы колец различной величины для нанизывания их на стержень;

цветные клубочки ниток для перематывания;

деревянные игрушки (собрать пирамидку, матрешку, сложить из кубиков поезд, дом);

мозаика по возрастной сложности;

нанизывание бус, бисера, пуговиц;

пособия по застегиванию пуговиц различной величины, кнопок, крючков;

наборы веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков;

наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавания предметов на ощупь);

дощечки с накатанным слоем пластилином для выкладывания узоров и мелких камешков, круп;

пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров;

лепка из глины или пластилина;

развивающие игры «Собери квадрат» по возрастающей степени сложности;

круги-гео и др.

Рекомендации по развитию мимики и пантомимики у слабовидящих и незрячих детей

Практика работы тифлопедагогов показывает, что научить детей с нарушением зрения правильной мимике, жесту, позе – задача трудная, но осуществимая. Эффективность ее решения зависит и от того, насколько подключена к работе семья. Сделайте лицо человека предметом специального изучения для ребенка. Лучше всего, если ребенок подробно осмотрит (при помощи осязания, остаточного зрения) лица своих близких.

Обратите внимание на подвижные зоны лица: брови, рот. Покажите ребенку на своем лице разнообразные мимические проявления: радость, удивление, огорчение и пр.

Рассматривая с детьми иллюстрации книг, картины, скульптуры, обращайте внимание на мимику и позу изображенных людей. Важно научить ребенка наиболее распространенным жестам:

«до свидания» — помахать рукой.

«иди сюда» — поманить рукой.

«тише» — приложить палец к губам.

«согласен» — кивок головой

«не знаю» — пожать плечами

«очень плохо» — погрозить пальцем и т.д.

Учить детей правильному употреблению этих жестов. Для закрепления превратите их сначала в детскую игру, а затем – в более широкое общение.

Значение трости для незрячих

Значение трости для слепого трудно переоценить. Она является универсальным средством в передвижении в пространстве. Обучение сложным моторно-двигательным навыкам реагирования в пространстве с помощью трости требует знания основных методов и приемов пользования тростью:

Маятниковые движения;

диагональные движения;

подъем и спуск по лестнице;

«протяжка» и «скольжение»;

переход улицы (подъем трости вперед на уровне пояса и т.д.;

поиск предметов и определение препятствий;

владение тростью в помещении и транспорте;

пользование укороченной тростью,

ходьба и бег за лидером;

применение трости при ходьбе с сопровождающим.