информация для педагогов

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ, ВОСПИТАТЕЛЯМ

В настоящее время значительную часть в структуре глазной патологии занимают аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Помимо этого многие школьники страдают косоглазием, амблиопией и многими другими видами нарушения зрения.

Одним из требований при организации коррекционно-педагогического процесса в специальном дошкольном образовательном учреждении является строгое соблюдение охранительного режима и проведение мероприятий, связанных не только с лечением, укреплением и восстановлением зрительных функций, но и профилактикой зрительных нарушений. Профилактика зрительных нарушений является неотъемлемой составляющей коррекционно-педагогической деятельности в образовательном процессе детей с нарушениями зрения.

К профилактическим мероприятиям, предотвращающим прогрессирование нарушений зрения, относятся:

- соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;

- использование наглядных пособий, методических учебников и книг, имеющих хорошее  качество  оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;

- чередование  занятий  детей с отдыхом;

- проведение гимнастик для глаз в школе и дома;

- контроль за правильной позой детей во время занятий;

- организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе;

- активное гармоничное физическое развитие детей;

- организация рационального питания и витаминизации;

- исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна.

Зрительная гимнастика – это часть коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями зрения. Состоянием глазных мышц во многом определяется зрительная работоспособность. Поэтому зрительная гимнастика эффективна в случае её регулярного проведения, с учетом нарушенных зрительных функций и под обязательным наблюдением врача-офтальмолога. Офтальмологами доказано положительное влияние физкультминуток на состояние органа зрения и формирование рефракции глаз у детей, при котором улучшается мозговое кровообращение и укрепляется склера глаза.

Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.

Гимнастику глаз проводят постоянно со всеми детьми или индивидуально несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти мин.

В целях охраны зрения непрерывная продолжительность зрительного анализатора должна быть регламентирована:

гимнастика для глаз или отдельные упражнения из комплекса физкультминутки проводятся на занятиях и связанны со зрительным напряжением, на 10-11й минуте в течение 2-3 минут,

на 14-17 минуте занятия – физкультминутка для снятия мышечного напряжения в течение трех минут,

в случаях, когда первая половина занятия не связана со зрительной нагрузкой, например, на занятиях  по развития речи (чтение, рассказывание),  то на 11-13 мин. проводится физкультминутка  для мышечного расслабления, а на 17-18-й мин. занятия – упражнения для глаз.

В комплекс зрительной гимнастики включаются также упражнения на улучшение и укрепление аккомодации для детей с расходящимся косоглазием, а для детей со сходящимся косоглазием – упражнения на расслабление конвергенции, на улучшение кровообращения и циркуляции глазной жидкости; на укрепление глазодвигательных мышц; для снятия зрительного утомления; на совершенствование центрального и периферического зрения.

Условия проведения зрительной гимнастики.

1.        Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони,  дети лежат на ковре руки за головой)- это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.

2.        Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.

3.        Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.

При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:

- всегда снимать очки;

- сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их;

- следить за дыханием, оно должно быть глубоким  и равномерным;

- сосредоточить все внимание на глазах;

— после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто

поморгать.

Режим зрительных нагрузок

чередование работы глаз с их отдыхом;

целесообразное ограничение непрерывной зрительной работы в соответствии с состоянием зрительных функций, особенно при их нарушении на фоне патологического процесса;

создание комфортных для зрения внешних условий рассматривания, наблюдения объектов внешнего мира, чтения, трудовых операций под контролем зрения;

Подбор объектов восприятия по размеру, цветности, сложности форм, их количества, по характеру зашумленности фона и т.д. с целью сохранения достаточной энергетики глаза и предупреждения значительного напряжения, прежде всего в процессе построения адекватных зрительных образов при удержании их в поле видения в заданный временной отрезок и др.

Симптомы зрительного утомления, которое является следствием напряженных зрительных нагрузок (по Ю.А. Утехину)

общая усталость;

головные боли;

снижение внимания;

падение работоспособности;

потеря функциональных характеристик;

возникновение и прогрессирование близорукости.

Специальные упражнения для глаз, для снятия зрительного напряжения.

1. В положении стоя — смотреть прямо перед собой 2-3 сек, перевести взгляд на

палец вытянутой правой руки в 25-30 см от глаза смотреть на него 3-5 сек.,

опустить руку. Повторить 10-12 раз.

2. В положении стоя — вытянуть руку вперёд, смотреть на конец пальца вытянутой

руки, расположенной на средней линии лица, медленно приближать палец, пока не

начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.

3. В положении стоя — расположить палец правой руки по средней линии лица на

расстоянии 25-30 см от глаза, прикрыть ладонью левой руки глаз на 3-5 сек.,

убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек.; то же самое

проделать с пальцем левой руки, затем убрать ладонь, смотреть двумя глазами на

конец пальца 3-5 сек., повторить 5-6 раз.

4. В положении стоя — отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец

полусогнутой руки справа налево и, не двигая головою, следить глазами за

пальцем. Медленно перемещать палец слева направо, следить глазами за ним.

Повторить 10-12 раз.

5. Упражнения с гимнастической палкой. Смотреть на палку.

6. Упражнения с обручем — вращая его в руке. Смотреть на кисть.

7. И.п. — стоя, смотреть вперед на какой-нибудь предмет. Голову повернуть

направо, затем налево, не отводя взгляда.

8. Сидя, крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть на 3-5 сек.

Повторить 6-8 раз.

9. Сидя, быстро поморгать в течение 1-2 минут. Двигаться должны только веки;

моргать без усилий, следить за тем, чтобы брови сохранялись в расслабленном

состоянии.

10. Сидя, закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальца. Повторять в

течение 1 мин.

11. И.п. — сидя. «Пальминг». Быстро потрите ладони друг о друга в течение 5-10

секунд, положите теплые ладони на закрытые глаза. Длительность 20-30 секунд.

12. В положении сидя: тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко,

через 1-2 сек., снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза.

13. И.п. — стоя (сидя) перевод взгляда с близкого на дальнее расстояние (двумя

глазами).

14. И.п. — стоя (сидя) поочередный перевод взгляда из угла в угол спортзала.

15. И.п. — сидя на полу, руки в упоре сзади, ноги приподнять. «Ножницы» -

окрестные движения ногами, смотреть на носок одной ноги. Голову не поворачивать.

16. И.п. — то же, поочередно поднимать и опускать ноги, смотреть на носок.

17. И.п. — то же. Махи ногами поочередно вправо, влево, вверх-кнаружи.

18. И.п. — то же. Круговые движения ногой.

19. И.п. — лежа на спине, руки в стороны, а в правой руке теннисный мяч. Руки

соединить впереди, переложить мяч в левую руку, вернуться в и.п. Смотреть на мяч.

20. И.п. — лежа на спине, руки вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку

вверх и, опуская ее, переложить мяч в другую руку. То же другой рукой, смотреть

на мяч. При поднимании руки -вдох, при опускании — выдох.

21. И.п. — лежа на спине, руки вперед в стороны. Окрестные движения прямыми

руками 15-20 сек. Следить за движением кисти одной, затем другой руки.

22. И.п. — лежа на спине, руки вперед в стороны. Махи одной ногой к разноименной

руке, 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на носок. Мах выполнять быстро. Во время

маха — выдох.

23. И.п. — лежа на спине, в поднятых вперед руках держать мяч. Мах ногой с

касанием носком мяча. Смотреть на носок. Во время маха выдох.

24. И.п. — лежа на спине, руки вперед. Окрестные движения руками, опуская и

поднимая их. Следить за кистью одной, затем другой руки.

25. И.п. — лежа на спине, в правой руке теннисный мяч. Выполнять круговые

движения, смотреть на мяч. Менять направление движения.

26. И.п. — лежа. Перемещение взгляда при закрытых глазах. Закройте глаза,

расслабьте брови. Медленно переведите глаза в крайнее левое положение, затем -

вправо. Старайтесь не щуриться.

Упражнения, улучшающие работоспособность цилиарной мышцы

1. Передача мяча от груди партнеру. Повторить 12-15 раз. Следить за мячом.

2. Передача мяча партнеру из-за головы. Смотреть на мяч.

3. Передача мяча партнеру одной рукой от плеча. Смотреть на мяч.

4. Подбросить мяч обеими руками и поймать. Смотреть на мяч.

5. Подбросить мяч одной рукой вверх, поймать другой (либо двумя). Смотреть на

мяч.

6. Ударить с силой мяч об пол, дать ему подскочить и поймать одной или двумя

руками. Следить за движением мяча.

7. Броски теннисного мяча в стену. Следить за мячом.

8. Броски теннисного мяча в мишень. Сопровождать движение мяча взглядом.

9. Бросить теннисный мяч на пол так, чтобы, отскочив, он ударился о стену, а

затем поймать его, следить за мячом.

Примечание: общеразвивающие упражнения в сочетании с движениями глаз — голову не поворачивать, движения глаз выполнять медленно.

Комплекс упражнений для развития устойчивости к утомлению

1. И.п. — сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, а затем открыть их на 3-5с.

Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению

кровообращения и расслаблению мышц глаза.

2. И.п. — сидя. Быстрые моргания в течение 1 минуты. Способствует улучшению

кровообращения.

3 . И.п. — стоя. 1 — смотреть прямо перед собой 2-3 с, 2 — поставить палец руки

по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, 3 — перевести взгляд на

конец пальца и смотреть него 3-5с, 4 -опустить руку. Повторить 10-12 раз.

Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

4. И.п. — сидя. 1 — смотреть прямо перед собой 2-3 с, 2 — перевести взгляд на

кончик носа на 3-5 с. Повторить 6-8 раз. Упражнение развивает способность

продолжительное время удерживать взгляд на близких предметах.

5. И.п. — сидя. 1 — закрыть веки, 2 — массировать их круговыми движениями

пальцев. Повторять в течение 1 минуты. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает

кровообращение.

6. И.п. — стоя. 1 — отвести правую руку в сторону, 2-4 — медленно передвигать

палец полусогнутой руки справа налево, не двигая головой, следить глазами за

пальцем. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального

действия и совершенствуем их координацию.

7. И.п. — стоя. 1 — поднять правую руку вверх, 2-4 медленно передвигать палец

полусогнутой руки сверху вниз и снизу вверх, не двигая головой, следить за

пальцем. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаза вертикального

действия и совершенствует их координацию.

8. И.п. — сидя. 1 — тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, 2 -

спустя 1-2 с. снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает

циркуляцию внутриглазной жидкости.

9. И.п. — сидя, голова неподвижна. 1 — вытянуть полусогнутую руку вперед и

вправо, 2 — производить рукой на расстоянии 40-50 см от глаз медленные круговые

движения по часовой стрелке и следить при этом глазами за кончиком пальца, 3 -

проделать то же упражнение, сменив правую руку на левую и совершая ею круговые

движения против часовой стрелки. Упражнение развивает координацию сложных

движений глаз и способствует укреплению вестибулярного аппарата. Повторить 3-6

раз

Временной регламент выполнения домашнего задания нормальновидящими учащимися

для учащихся 1-2х классов – 1,5-2 часа;

для учащихся 3-4х классов – 2 часа;

для учащихся старших классов – 3-4 часа;

Для детей с нарушением зрения необходимо делать через каждые 30-40 минут занятий перерыв на 10 минут со сменой положения тела.

Допустимая продолжительность непрерывной зрительной нагрузки

Слабовидящие учащиеся — зрительная нагрузка не более 15 минут;

Слепые с остаточным зрением - 5-7 минут

Требования к тетрадям

Тетради подбираются с хорошо различимыми (достаточный контраст и без смещения) клеточным или линейным полем;

бумага белая, но не глянцевая;

тетради без косой линейки.

Раздаточный и демонстрационный материал

Недопустимо использование ламинированных, глянцевых поверхностей, обернутых в скотч иллюстративных материалов;

следует учитывать цветовое соотношение фона и объекта (контраст);

рекомендовано использование индивидуальных, не бликующих фонов.

Расположение пособий для рассматривания

На горизонтальной плоскости (плоскость стола) работают дети с расходящимся косоглазием;

в вертикальной плоскости (на подставке) – дети со сходящимся косоглазием.

Рассаживание детей в классе

С левой стороны от себя педагог сажает детей с рабочим левым глазом (окклюзия правого глаза), соответственно с правой стороны – детей с рабочим правым глазом.

Детей имеющих центральную скотому сажать на левый или правый ряды в зависимости от того, с какой стороны больше сохранено поле зрения.

С тоннельным зрением – на средний ряд. Парта в зависимости от остроты зрения.

Детей со светобоязнью – на дальний от окна ряд.

Устранение препятствий, мешающих проникновению в помещение дневного света:

Необходимо содержать в чистоте оконные стекла, регулярно (один раз в неделю) моя или протирая стекла влажным способом с внутренней стороны; не менее трех раз с наружи. Источником загрязнения окон может быть не только уличная пыль, но и запыленность воздуха самого помещения;

не ставить на подоконники комнатные растения, наглядные пособия, крупные предметы;

ни в коем случае не закрывать верхнюю часть окна, наиболее ценную для проникновения света;

рекомендуется использовать вертикальные жалюзи.

В обучении детей с нарушением зрения используется наглядный материал разных видов

Классификация:

1.Натуральные наглядные пособия-предметы ближайшего окружения (одежда, обувь, посуда, мебель), животные, растения, овощи, фрукты и т.д., т.е. предметы, специально подбираемые для занятия (урока) или объекты и явления, наблюдаемые на прогулках, экскурсиях.

2.Объемные наглядные пособия (муляжи, чучела животных и птиц, модели, макеты, геометрические тела).

3.Дидактические игрушки (куклы, кукольная мебель, посуда, игрушки, изображающие животных, птиц, насекомых и т.д.).

4.Изобразительныенаглядные пособия (предметные и сюжетные рисунки (иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, репродукции картин, фотоматериалы, слайды, диа, кино и видеоматериалы, плакаты).

5.Графические наглядные пособия (таблицы, схемы, планы).

6.Символические наглядные пособия (исторические, географические, биологические карты).

7.Рельефные наглядные пособия (включают в себя иллюстративную, графическую и символическую наглядность: рельефно-точечные и барельефные предметные и сюжетные изображения, а также схемы, планы, таблицы, выполненные таким образом).

Наглядный материал может быть демонстрационным и раздаточным. Демонстрационная наглядность используется для показа всей группе детей, раздаточный рассчитан на работу с ним одного ребенка.

Огромное значение придается использованию натуральных наглядных пособий. Работа с ними способствует формированию у детей бисенсорного (зрительно-осязательного или осязательно-слухового) и полисенсорного (с использованием всех анализаторов) восприятия изучаемого наглядного материала.

Наиболее эффективно ознакомление детей с натуральной наглядностью происходит на целевых прогулках и экскурсиях (например, в парк, в лес, к озеру, к строящемуся объекту, в магазин и т.д.).

Наблюдая и изучая реальные объекты или явления природы, окружающей действительности в непосредственной близости, в контакте с ними, дети знакомятся с многообразием и вариативностью их признаков, качеств и свойств. Приобретая, таким образом, реалистические представления о них, дети начинают понимать сущность происходящих событий (например, последовательность смены времен года, взаимосвязанность жизнедеятельности человека с сезонными явлениями и т.п.).

Восприятие натуральной наглядности особое значение имеет для тотально слепых детей и слепых детей, имеющих остаточное зрение, не позволяющее, однако хорошо рассмотреть окружающие объекты. Своеобразие чувственного познания детей данной категории обусловливает замедленность, фрагментарность, многоступенчатость их восприятия. Через натуральную наглядность с помощью сохранных органов чувств слепые дети получают максимально полную информацию о различных объектах и явлениях, т.е. информацию, адекватную для них по значению зрительной. (7).

При первичном ознакомлении детей с программным материалом (например, по теме «Овощи и фрукты», «Мебель», «Посуда» и т.д.) в качестве наглядности обязательно предъявляются натуральные предметы.

Лишь после тщательного изучения их свойств (например, мягкость, твердость или упругость овощей и фруктов, их запахи, вкус) на следующих занятиях и уроках можно перейти к муляжам, моделям, игрушкам, изобразительной наглядности.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст