игровые технологии_30475

Рузский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Богородская основная общеобразовательная школа»

Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.

Балашкина Татьяна Сергеевна

Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.

Слайд №1

Урок-игра — это одна из форм активного обучения, такие уроки предполагают творческий подход  всех участников образовательного процесса, освоение умений учащимися в процессе активной познавательной деятельности.  Педагогическая игра, в отличие от других видов игр,  обладает существенным признаком — чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. Слайд№ 2

А вот мнение автора экспериментальной методической системы, учителя- практика современной школы В.Ф. Шаталова: Слайд № 3

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые являются средством побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Слайды № 4, 5





Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор развития активности и самостоятельности учения. Принцип активизации деятельности учащихся в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Активизация учебной деятельности является следствием целенаправленных управленческих воздействий и организации урока. Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся. В некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К последним можно отнести игровые технологии. Их использование позволяет удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование социальных компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся. Основная цель игры — повысить учебную и познавательную мотивацию  учащихся, и тем самым повысить эффективность обучения.  «Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса» (Ш.А. Амонашвили). Биология — это наука о жизни, а жизнь, как известно, у человека одна, и прожить ее любой человек должен так, чтобы ему было легко и комфортно в любой жизненной ситуации. Для учащихся урок-игра — переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения; развивать способности адаптироваться в изменяющихся условиях.

 В игре они обретают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидерами, вести за собой других. Их действия, раскрепощенные и уверенные, начинают высказывать и глубину мышления. Мышления смелого, масштабного, нестандартного.

Будучи введенной в систему традиционного обучения биологии учебная игра осуществляет несколько функций:

Слайд № 6

Применяя игровые технологии в педагогической деятельности, необходимо руководствоваться определенными алгоритмами: Слайд №7

     В моей игротеке собрано много дидактических игр, но я их использую не в таком виде, как они у меня записаны ,а учитываю уровень класса, группы и даже отдельно взятого ученика, я переиначиваю игры. Все мероприятия, все открытые уроки, которые я провожу, без игр не проходят, т.к. в игре раскрывается душа ребенка, это самая доступная форма работы с любым ребенком.

Слайды № 8-18

Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно должна быть построена на интересе, удовольствии. Игра должна вызывать веселое удовлетворение от удачного ответа, быть эмоциональной, доступной и привлекательной. Цель игры должна быть достижимой, а оформление, желательно, красочным и разнообразным. В то же время дидактическая игра исполняет определенную цель обучения и совершенствует знания и умения. В играх обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся, к четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся. В таких играх завоевание победы или выигрывание – очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности. Слайд № 19 (цели игровых технологий)

Всех нас впереди ожидает перестройка в образовательном процессе , работа по ФГОС. Предлагаю сейчас проделать небольшую работу(поиграем), с помощью которой сможем определить для себя разницу между традиционным уроком и уроком по требованиям ФГОС(современный урок)

Слайд № 20 — 21

Раздать листочкитребования к уроку Слайд №22

Открыть Слайд №23 для проверки своих записей

Слайд № 24