языкознание экзам. требования

Таблица 1. Состав и объем дисциплины

Вид учебной работы

Всего часов

Распределение по семестрам в часах

с е м е с т р

I

II

Общая трудоемкость дисциплины

60

60

Аудиторные занятия

Лекции (Л)

16

16

Практические занятия (ПЗ)

Семинары (С),

лабораторные работы (ЛР)

и (или) другие виды аудиторных

занятий

18

18

Самостоятельная работа (СРС)

26

26

Курсовой проект (работа)

Подготовка к семинарам

Подготовка презентаций по темам семинаров

Написание рефератов по предложенным темам

Практические задания (анкетирование, тестирование, выполнение упражнений)

9

7

8

2

9

7

8

2

Вид итогового контроля

(зачет, экзамен)

зачет

зачет

4. Содержание дисциплины

4.1. Название тем для изучения, в соответствии с обязательным минимумом содержания дисциплины по ГОС и объем занятий по видам учебной работы в часах представлены в таблице 2.

Таблица 2. Темы дисциплины, виды и объем занятий

№ темы

Наименование темы

Объем в часах по видам

Всего

Л

ПЗ

С

ЛР

СРС

1 курс

1.

Языкознание как наука и средство коммуникации в ряду культурно и социально значимых средств человеческого общения. Природа и сущность языка.

8

2

2

4

2.

Язык как системно структурное образование и знаковая система. Уровневая организация языка.

8

2

2

4

3.

Литературный язык. Искусственные языки.

10

2

4

4

4.

Язык как социальное явление. Социальная дифференциация языка.

6

2

2

2

5.

Социолингвистика как отрасль языкознания. Понятия «билингвизм» и «диглоссия». Интерференция.

8

2

2

4

6.

Функции языка. Классификации функций языка.

6

2

2

2

7.

Языки мира. Классификация языков.

6

2

2

2

8.

Письмо. Основные этапы развития письма.

8

2

2

4

Всего:

60

16

18

26

5. Лекции

1 курс 2 семестр

Основная литература:

1. Амирова, Т.А. История языкознания: учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2010. – 670 с.

2. Перетрухин, В.Н. Введение в языкознание: курс лекций. – М.:URSS, 2007. – 358 с.

3. Реформатский, А.А. Введение в языкознание: учеб. для вузов под ред. В.А. Виноградова. ― М.: Аспект Пресс, 2007. ― 536 с.

Дополнительная литература:





1. Бодуэн де Куртенэ, И.А. Введение в языковедение. С приложением: Сборник задач по «Введению в языкознание». – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 94 с.

2. Вендина, Т.И. Введение в языкознание: учеб. пособие для вузов. – М., Высшая школа, 2008. ― 388 с.

3. Рождественский, Ю.В. Лекции по общему языкознанию: учеб. пособие для вузов по филол. специальностям. ― М.: Добросвет, 2000. ― 343 с.

7. Текущий и итоговый контроль.

Текущий контроль осуществляется на лекциях и семинарах в виде устного и письменного опроса студентов по изучаемому материалу.

Зачет выставляется по итогам текущей успеваемости (лекции, семинары и самостоятельная работа).

Содержание зачета

1. Сообщение на русском языке по вопросу, указанному в билете.

Вопросы для зачета.

Языкознание как наука.

Теории происхождения языка.

Язык как средство человеческого общения (вербальное и невербальное).

Природа и сущность языка.

Язык и речь.

Взаимоотношение языка и мышления.

Семиотика как наука.

Основные единицы знаковой системы языка. Уровневая организация языка.

Морфема как единица языка.

Слово как единица языка.

Социальная дифференциация языков. Социальные общности и типы языков.

Основные функции языка.

Литературный язык как вариант образцового языка.

Социолингвистика как наука.

Понятие диглоссии. Сущность и признаки билингвизма.

Явление интерференции в русском и английском языках.

Классификации языков.

Основные этапы развития письма.

Транскрипция и транслитерация.

8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

8.1. Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. Амирова, Т.А. История языкознания: учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2010. – 670 с.

2. Перетрухин, В.Н. Введение в языкознание: курс лекций. – М.:URSS, 2007. – 358 с.

3. Реформатский, А.А. Введение в языкознание: учеб. для вузов под ред. В.А. Виноградова. ― М.: Аспект Пресс, 2007. ― 536 с.

Дополнительная литература:

1. Бодуэн де Куртенэ, И.А. Введение в языковедение. С приложением: Сборник задач по «Введению в языкознание». – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 94 с.

2. Вендина, Т.И. Введение в языкознание: учеб. пособие для вузов. – М., Высшая школа, 2008. ― 388 с.

3. Введение в языковедение: Хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов / Сост. А.В. Блинов, И.И. Богатырева, В.П. Мурат, Г.И. Рапова. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 341 с.

4. Маслов, Ю.С. Введение в языкознание: учеб. для вузов по специальности «Филология». – 3-е изд., испр. – М.; СПб: Академия: Издательство СПбГУ, 2005. – 300 с.

5. Немченко, В.Н. Введение в языкознание: учеб. по направлению 031000 и специальности 031001 «Филология». М.: Дрофа, 2008. ― 703 с.

6. Рождественский, Ю.В. Введение в языкознание: учеб. пособие / Ю.В. Рождественский, А.В. Блинов; Под ред. А.А. Волкова. ― М.: Академия, 2005. ― 331 с.

7. Рождественский, Ю.В. Лекции по общему языкознанию: учеб. пособие для вузов по филол. специальностям. ― М.: Добросвет, 2000. ― 343 с.

8.2. Средства и материально-техническое обеспечение дисциплины:

Презентации в PowerPoint.

Темы презентаций

1. Функции языка.

2. Языковое и неязыковое общение.

3. Фонема как единица языка.

4. Морфема — элементарная двусторонняя единица языка. Классификация морфем.

5. Слово как единица языка. Лексическое значение слова и понятие.

6. Терминология.

7. Устаревшие слова.

8. Неологизмы.

9. Фразеологизмы.

10. Части речи.

11. Предложение и словосочетание.

12. Социолингвистика.

13. Классификация языков (генеалогическая).

14. Искусственные языки.

15. Типы письма.

16. Транскрипция и транслитерация.

17. Тенденции взаимообогащения языков.

18. Язык и юмор.

19. Фольклор.

Жирным шрифтом выделены обязательные темы для презентаций