Яркие краски осени

Интегрированный урок

Чтения и развития речи и изобразительного искусства

в 6 классе

« Яркие краски осени»

Учителя: Конова Елена Ивановна,

Наплекова Наталья Анатольевна

Интегрированный урок чтения и развития речи и изобразительного искусства.

Тема урока: «Яркие краски осени».

Чтение и развитие речи, ИЗО.

6 класс.

Вид урока: урок формирования умений и навыков.

Тип урока: урок-творчество.

Цели урока: создать единое представление об осени;

Обучающая: умение выразить впечатления о картине в форме высказывания; рисование по представлению пейзажа.

Формировать умение выражать в рисунках свои впечатления от прочитанных

стихотворений; создавать иллюстрации к стихотворениям.

Развивающая: развитие речи — усиление коммуникативных свойств речи, овладение

художественными образами, выразительными средствами языка;

Воспитывающая: продолжить эстетическое воспитание, формирование глубокого

уважения к природе.

Коррекционная: коррегировать внимание, память, цветовое восприятие, ориентирование в пространстве, развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: выставка работ учащихся «Осень», репродукции картин;

мультимедийная доска, презентация. Мольберты, краски, альбомы, музыкальное сопровождение.

Методы и формы работы:

Групповая форма организации познавательной деятельности учащихся.

Индивидуальная форма работы- заучивание наизусть.

Дифференцированный подход к работе с учащимися.

Творческие задания по рисованию.

Подготовка к уроку:

Учащиеся:

Выучить наизусть стихотворение об осени.

Оформить выставку рисунков об осени.

Выполнить подмалевок осеннего пейзажа.

Учитель:

Приготовить презентацию о природе, художниках и их картинах.

Провести предварительную беседу с учащимися с целью выяснения, какие

произведения об осени знакомы им, сделать зарисовки об осени.

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

2.Мотивационное начало урока.1слайд.

Учитель чтения:

Осень, осень: «Что в ней хорошего?» — спрашивают обычно. Она кажется многим скучной, тусклой, унылой… Прогулки наши становятся всё короче, надоедливый дождь рано загоняет домой. А если внимательно всмотреться в это время года, то можно прийти к выводу, что осень очень разнообразна. Давайте пригласим осень к нам на урок, пусть она порадует своими красками нас и наших гостей.

3.Психологический настрой.2слайд.

4. Повторение по теме «Осень». 3 слайд.

5.Загадки об осени.4 слайд.

Учитель ИЗО: Осенью восхищались многие писатели, художники, музыканты, и каждый по-своему показал её в своих произведениях. Именно об этом мы и будем говорить сегодня на уроке. Но прежде проведём речевую зарядку.

6.Речевая зарядка. 5 слайд.



7.Выразительное чтение стихотворений наизусть учащимися. 6 слайд.

Учитель чтения: Давайте послушаем выразительное чтение стихотворений наших ребят.Эти стихи можно назвать пейзажной лирикой, т.к. поэты рисуют картины природы -пейзажи, в стихах выражаются чувства поэтов, их настроение. Каждый из нас воспринимает окружающий мир по-своему.

8. Рекреационное занятие (физкультминутка). 7 слайд.

Учитель чтения: Задумчив и тих осенний лес. Представьте, что вы — осенние листья (встаньте, пожалуйста). Тянетесь к солнцу, теплу (потянулись). Ветер качает вас (наклоны в стороны). Подул холодный ветер, листья плавно летят вниз (садитесь на место).

9. Осень в живописи.8 слайд.

Учитель ИЗО:Увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки, и уловить её запахи, насладиться разнообразием красок помогает нам искусство. Очень велика связь изобразительного искусства и литературы. Посмотрите на картину Левитана И.И.

В каком жанре написана картина?

Пейзажная картина даёт возможность художнику выразить своё отношение к миру природы, которая нас окружает. Художник изобразил неглубокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.Слева мы видим берёзовую рощу, справа лишь отдельные деревья. Наш взгляд как бы движется за течением реки, вдали открываются осенние леса. Небо синее, ясное, покрытое лёгкими белыми облаками. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя. Природа сближает людей, рождает в них сходныенастроения, раздумья, переживания. Левитан, точно и поэтично передаёт приметы золотой осени.

В нашем кабинете подготовлена выставка рисунков по теме «Краски осени». Обратите внимание, как просто и с какой любовью наши учащиеся изобразили маленькие уголки родной земли.

10.Эмоциональная подготовка к рисованию. Слайд 9.

Учитель ИЗО:

Мы сегодня с вами будем учиться создавать целостный художественный образ природы, отталкиваясь от словесных характеристик. Все что нам надо изобразить в пейзаже мы нашли в стихотворениях.

Перед вами листы бумаги, на которых вами выполнены подмалёвки. Уже написаны небо, земля, вода. Сегодня вы дополните свои работы изображением деревьев, кустов, травы. Но перед началом работы давайте вспомним наши о цвете. Слайд 10. Ещё нам нужно вспомнить правила воздушной и линейной перспективы. Предметы удаляясь от нас уменьшаются, очертания их становятся не чёткими, по цвету-бледные. На первом- же плане предметы более чёткие и яркие.

9.Самостоятельная работа учащихся — выполнение рисунка пейзажа.

10.Глазная гимнастика.Слайд 11.

11. Коллективный анализ рисунков

Учитель ИЗО:

Вы все отлично потрудились. Посмотрите на свои рисунки. Яркие краски осени присутствуют в ваших работах? Какие яркие краски вы использовали в них?



В ваших рисунках много тёплых оттенков. Они говорят о том, какое было настроение у вас на уроке. Ваши рисунки полны солнечного света, радости, добра. Давайте поделимся своим хорошим настроением с нашими гостями.

12.Объяснение домашнего задания.

Учитель чтения: Мы с вами, конечно, не писатели. Но давайте попытаемся сделать свои открытия.



Расскажите о наблюдениях в домашнем сочинении-миниатюре «Осенняя картина» (5-6предложений).

13. Рефлексия. 11 слайд

1