я в мире людей

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ В 5 КЛАССЕ

«Я В МИРЕ ЛЮДЕЙ»

ФОРМА ЗАНЯТИЯ:

«Нетрадиционная, интерактивное занятие

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

«Знакомство с правилами работы в группе,

с понятием «толерантность», чертами

толерантной личности;

«Развитие коммуникативных навыков;

«Воспитывать доброжелательные отношения

друг к другу, порядочность, уважительное отношение

к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству;

«Способствовать объединению учащихся

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ:

«ИНТЕРАКТИВНАЯ БЕСЕДА;

«МОЗГОВОЙ ШТУРМ;

«ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК;

«РАБОТА В ГРУППАХ;

«РОЛЕВАЯ ИГРА;

«УПРАЖНЕНИЯ — ЭНЕРГИЗАТОРЫ;

«РЕФЛЕКСИЯ;

«ЧАСТИЧНО — ПОИСКОВЫЙ МЕТОД;

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ: Microsoft Office Power Point 2007 — «Я В МИРЕ ЛЮДЕЙ»

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ

«Я В МИРЕ ЛЮДЕЙ»

1 ЭТАП. ВВЕДЕНИЕ В АТМОСФЕРУ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Итак, друзья, внимание —

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее.

Начнем наш разговор.

- Здравствуйте, ребята, я рада сегодня встретиться с вами. Сегодняшняя наша встреча, надеюсь, будет для вас полезной и интересной. А работать мы будем сегодня в группе, в кругу. Основой всего, т.е. главным, что будет происходить в группе должно стать доверие и искренность.

Круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. Это возможность открытого общения. Наше общение будет помогать пониманию себя и других. Мы будем узнавать себя через те чувства, которые вызываем друг у друга, через те отношения, которые здесь будут складываться.

2 ЭТАП. МОЗГОВОЙ ШТУРМ.

Ну а теперь давайте познакомимся поближе.

Ребята, давайте сейчас вспомним, как люди обычно приветствуют друг друга? Какие они при этом делают движения? Сейчас каждый из вас по кругу назовет примеры приветствия друг друга(привет, кивок, здравствуй, салют, пожатие руки, поцелуй),( то, что говорят дети записывается на доске).

- Остановимся на варианте рукопожатия. Почему люди жмут друг другу руку? Да, это просто такая традиция. А значит, все могло быть иначе, например, некоторые африканские племена при встрече трутся носами. Сейчас мы попробуем поприветствовать друг друга новыми, необычными способами.

3 ЭТАП. УПРАЖНЕНИЕ «ВЕСЕЛОЕ ПРИВЕТСТВИЕ»

Сейчас я вас разделю на 3 команды: европейцы, японцы, африканцы.

Каждая команда образует свой маленький круг, идет по кругу и здоровается со всеми «своим» способом: европейцы — пожимают друг другу руку, японцы — кланяются, африканцы — трутся носами.

- Молодцы! Хорошо поприветствовали друг друга. Какие приветствия были наиболее интересными?

4 ЭТАП. РАБОТА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ.

- Ребята, для того, чтобы нам всем хорошо и комфортно работать в группе, необходимо принять правила работы в группе. Мы сейчас опять разделимся на небольшие группы, но теперь уже по цвету смайликов: красные, зеленые. В каждой группе мы назначим секретаря и докладчика. Секретарь будет записывать все правила, которые предлагаются вашей группой, докладчик — доложит, зачитает нам всем выработанные правила работы в группе. Учтите, что время будет ограничено — всего 3 минуты.

Распределение обязанностей: секретарь — посмотрите в глазки друг другу, а теперь скажите: «у кого самые светлые глазки, тот и будет в вашей группе секретарем»; докладчик — у кого в группе самые длинные волосы — тот — докладчик.

Ну а за временем следит хронометрист. Эту роль сыграет И.В.

(получают вот такие небольшие заготовки — правила, из которых вы выберете только те, которые соответствуют вашему заданию (тучки), фломастеры, листы ватмана и на них напишут свои правила)

Сформулированные правила вывешиваются на доске.

- Молодцы, ребята, вы неплохо поработали в своих группах и разработали такие правила, которые способствуют хорошей работе в группе.

(Показ слайда презентации «Правила работы в группе» — нужно и нельзя)

НУЖНО НЕЛЬЗЯ

- смотреть на того к кому ты — угрожать, драться, обзываться

обращаешься. передразнивать и гримасничать.

-выражать свое мнение, — начинать свою речь словами «ты,

начиная словом «я»: я думаю, вы, он, они, мы»

я считаю, я чувствую. — Сплетничать, рассказывать

- Внимательно слушать, когда о чувствах другого человека

говорят другие; или его поступках;

- Говорить искренне; — Шуметь, когда кто-то говорит;

- Шутить и улыбаться. — Врать;

- Говорить по одному; — Ставить другим оценки, давать

- Начинать и заканчивать определения, клички, критиковать;

Занятие во время. — Перебивать; Опаздывать.

5 ЭТАП. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК.

- Человек не может существовать один. Он живет среди людей, поддерживает с ними взаимоотношения. Отношения эти, правда, могут строиться по -разному. Они могут носить характер взаимоподдержки или взаимного подавления. Взаимоподдерживающая атмосфера объединяет людей, дает им возможность эффективно развиваться. Это, конечно же, происходит лишь тогда, когда люди уважают друг друга, стремятся понимать друг друга, сопереживать, когда могут открыто высказывать свое несогласие с решением других членов коллектива на основе уважения, тактичности.

Но кроме всего сказанного, каждый из нас должен развивать в себе вот такие качества, способствующие понимать, как говорится в песне «с полуострова»

( показ слайда презентации)

Расположенность к другим людям;

Снисходительность;

Терпение;

Чуткость;

Доверие;

Терпимость к различиям (национальным, религиозным и т.п.)

Умение владеть собой;

Доброжелательность;

Умение не осуждать других;

Гуманизм;

Умение слушать собеседника;

Любознательность;

Способность к сопереживанию;

Чувство юмора;

Ребята, вы, наверное, слышали такое «модное» сейчас слово — «толерантность», которое в переводе с латинского языка означает «терпение». Все перечисленные черты присущи толерантной личности.

6 ЭТАП. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Ведущий: Ребята, представьте такую ситуацию: вы едете в поезде, в купированном вагоне. На остановке к вам подсаживается пассажир. С кем из перечисленных людей вы не хотели бы ехать вместе в купе?

(показ слайдов презентации)

(каждый ребенок по кругу говорит, с кем он хотел бы ехать вместе)

Ведущий: Ребята, а как же с нашей терпимостью, чуткостью,

доброжелательностью, уважением человека, каким бы он ни был?

Значит, к какому выводу мы с вами пришли?

Кто бы ни подсел к вам в купе, вы должны быть доброжелательны, терпимы и отнестись к своему попутчику с уважением.

7 ЭТАП. ИГРА «ДОЖДЬ»

Ведущий: А сейчас мы поиграем в игру «Дождь». Во время игры мы будем использовать такие движения руками и ногами: шуршание — потирание ладоней друг о друга, пощелкивание пальцами, негромкий хлопок в ладоши, ударение себя ладонями по бедрам, притопывание ногами. Сейчас вы закроете глаза и будете повторять тот звук, который я вам буду задавать.

А теперь закройте глаза и представьте такую картину.

Ярко светит солнышко, поют птички, удивительно пахнут ландыши. Листочки на деревьях слегка шуршат. (потираем ладони друг о друга). Но вот подул слабый ветерок, и откуда ни возьмись набежала тучка, крупные капли дождя застучали по листочкам (щелкают пальцами). Моросящий дождь превращается в сильный .(хлопки руками). Мы слышим шум проливного дождя. Дождь все усиливается и перерастает уже в настоящий ливень.(Ведущий вместе с детьми начинает ударять себя ладонями по бедрам, притопывать ногами)

Но вот ветер уносит тучку, и ливень убывает (хлопки руками). А теперь уже он стал еще меньше (щелкают пальцами). Наконец, идет слабый, очень теплый весенний дождик (потирание ладоней друг о друга). Лес наполнился свежестью, цветы запахли еще сильнее, где-то высоко на дереве заливается соловей. Как хорошо, как приятно дышать свежим весенним воздухом!

ИГРА «ЦВЕТОЧНЫЙ ДОЖДЬ»

(Это упражнение выполняется под музыку)

Ребята, сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте солнечную поляну. И вдруг на вас «пролился» дождь из цветов. Смотрите на вас льется дождь из ромашек… А теперь дождь из васильков, незабудок, тюльпанов, фиалок, колокольчиков. Представьте всю красоту, сочность красок, удивительный аромат… Ваше настроение улучшается. И теперь вы уже кружитесь в вальсе цветов.

8 ЭТАП. ДЕЛОВАЯ ИГРА.

Многие мыслители говорят о том, что настоящих, близких друзей немного. Не у каждого человека они есть. Но мы живем среди людей. В классном коллективе отношения должны быть дружескими, товарищескими. От этого зависит успех любого дела. Недаром многие современные бизнесмены тратят большие деньги, чтобы сдружить всех своих сотрудников: устраивают совместные вечера — корпоротивы, путешествия, собрания. От этого выигрывает бизнес.

И в нашем маленьком классном коллективе будет немного легче жить и интереснее учиться, если мы сможем создать атмосферу дружбы и сотрудничества.

Сейчас мы проведем деловую игру. 3 группы — «Дружба», «Взаимовыручка», «Сотрудничество» должны пройти небольшое испытание — за 3 минуты — необходимо собрать картинку из нескольких деталей (прямоугольники, круги, треугольники, трапеции), наклеить эти детали на лист бумаги и прикрепить к доске.

(дети получают наборы геометрических фигур)

- Испытание закончилось. Посмотрите. Какие замечательные работы получились… Ребята, у меня к вам 2 вопроса:

- Довольны вы результатами своей работы?

- Что вам мешало работать?

ВЫВОД: Правильно вы заметили, ребята, чтобы работа шла хорошо и организованно, необходимо сотрудничество, взаимопонимание, слаженность, дружба, терпимое отношение друг к другу, т.е. толерантность в отношениях.

8 ЭТАП. РЕФЛЕКСИЯ.

- Вот и подходит к концу наше занятие. Понравилось вам мероприятие? Что не понравилось? Скажите, вам интересно было на нашем занятии? Что вам показалось самым важным? А что самым интересным?

(отвечают по кругу)

А теперь скажите, что значит круг? (символ единения)

Мяч тоже имеет круглую форму. Он тоже является символом единства, дружбы. Я хочу подарить вам этот мяч. Пусть он объединит вас во время перерывов, экскурсий, походов.

Ребята, вот на столе лежат смайлики. Посмотрите на них: одни — веселые, довольные, другие -грустные. Выходя из кабинета, каждый из вас прикрепит на доску тот смайлик, который соответствует вашему настроению в данный момент.

До свидания, ребята, успехов вам! Будьте дружными, терпимыми друг к другу, уважайте, цените друг друга! Всего хорошего.

.