Я смотрю на мир с интересом

Психологическое занятие «Я смотрю на мир с интересом»

Авторы: Ускова М.В. , Шнайдер Е.В. педагоги-психологи МАОУ СОШ № 5 г. Стрежевой

Актуальность. Каждый возраст имеет свои особенности. Не исключением является и подростковый возраст. Это самый долгий переходный период между детсвом и взрослостью, который характеризуется рядом физических изменений, а также интенсивным развитием личности ребенка.

В 5-6 классе появляется желание понять свои индивидуальные особенности (формирование самооценки, образа «Я»). Для их психики характерна полярность: повышенная самоуверенность сменяется ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении сменяется желанием уединиться, неустойчивость сменяется на апатию, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать и т.д. Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. В общении ребенок получает необходимые знания. Общаясь друг с другом и другими людьми, подростки испытывают трудности, с которыми сами справиться не могут. Как следствие возникают конфликты, стрессовые ситуации.

Разрабатывая данное занятие, мы предполагали знакомство с разнообразием проявлений личностных качеств, формирование навыков самопознания и взаимодействия для построения гармоничных отношений в коллективе сверстников и со значимыми людьми.

Цели и задачи занятия. Занятие предназначено для обучающихся 5-6 классов, у которых есть необходимость в укреплении сотрудничества в коллективе школьников. При проведении занятия происходят изменения в понимании, познании себя и других, осознании своих сильных и слабых качеств личности. Занятие можно использовать для коррекционно-развивающей работы, с подростками, у которых возникли сложности во взаимоотношениях со сверстниками, в понимании себя и своих особенностей.

Цель: формирование позитивного мироощущения.

Задачи:

Обучить навыкам конструктивного взаимодействия, научить их анализировать собственное состояние, свои сильные и слабые стороны.

Активизировать процесс познания себя и окружающих.

Развить навыки самоконтроля и самопознания.

Повысить самооценку через анализ достоинств.

Повысить сопротивляемость стрессам, через создание положительного эмоционального фона, атмосферы доверия в коллективе подростков.

Организация занятия. Данное занятие может реализоваться во внеурочное время. Длительность 45-50 минут. Количество детей в группе от 10 до 12 человек. Ведущий (психолог или педагог с психологическим образованием) должен владеть: активными формами работы, способностью организовывать обсуждения и работу в малых группах, применять элементы арт-терапии и тренинга, применять навыки активного слушания, быть гибким и творческим. В коллективе подростков необходимо создать атмосферу доверия и раскрепощенности, дать детям возможность раскрыться и реализовать свои возможности с учетом их индивидуальности и соблюдать принцип психологической безопасности.

Формы и методы работы:

1.Коллективное обсуждение.

2.Игровые упражнения.

3.Работа в группах и в парах.

4.Самоанализ.

Материал: ватман с рисунком дерева, диска солнца, травка, стебель цветка; лепестки разного цвета по 1 на каждого ребенка; плоды красного и зеленого цвета по количеству детей в группе; лучики солнца; клей, цветные карандаши, фломастеры; памятка качеств (Приложение 1).

Ход занятия.

Вступление. Здравствуйте, ребята! Нас зовут … Вы, наверно, имеете некоторые представление о психологии. Если коротко сказать, то психология – это внутренний мир человека, его характер, поведение и эмоции. Психология учит, как правильно общаться, как сохранить психологическое здоровье свое и окружающих людей.

Возможно, ваш мир сегодня черно-белый и в душе не очень уютно, как в осеннюю непогоду. А возможно этот мир наполнен для вас радостью и цветом, и вы ищете возможность выразить эти ощущения? Мы готовы вам помочь в этом.

1.Знакомство

Упражнение «Приветствие» (цель — снятие напряжение, получение положительных эмоций).

-Что делают люди, когда встречаются? (ответы детей). Правильно, они здороваются, приветствуют друг друга. Давайте и мы с вами поздороваемся.

Дети встают в общий круг и любым способом образуют два: внешний и внутренний. По словам ведущего внутренний круг передвигается по часовой стрелке. Ведущий говорит: «Эй, дружок, поздоровайся разок – рукой, ногой, головой, спиной … Эй, дружок, обнимемся разок».

Упражнение «Цветик-семицветик» (цель — знакомство).

- А теперь предлагаю познакомиться. Подойдите к столу и возьмите лепесток, цвет которого вам понравился. На лепестке напишите свое имя и одно прилагательное, которое характеризует вас сегодня и сейчас. Например, Елена-прекрасная. Затем прикрепите свои лепестки к стебельку цветка (дети работают).

- Обратите внимание на цветок. Чтобы цветок расцвел, я буду называть ваши имена. Тот, чье имя я назвала, встанет, а мы ему дружно аплодируем.

Упражнение «Моя мечта»





— У каждого из вас наверняка есть мечта. Мечта это то, о чем думаем, к чему постоянно стремимся. На столе возьмите лучик солнца и напишите свои желания — мечту (дети пишут свои желания и прикрепляют к диску солнца).

- Подойдите к картине и посмотрите на наше солнце желаний (называются желания, которые написали дети).

- Когда ваши мечты сбудуться, вы будете самыми счастливыми людьми, будете излучать свет и тепло, как это яркое солнце.

Упражнение «Дерево качеств» (цель — снятие напряжения, создание теплой дружеской обстановки, основанной на доверии и понимании).

- Посмотрите на стол. На нем лежат плоды зеленого и красного цветов. Возьмите яблоко красного цвета. Подумайте, о самом ценном качестве, которое вы имеете, и оно вам помогает двигаться к своей мечте, быть успешным в школе и жить друг с другом в мире и согласии. Напишите его на красном яблоке и приклейте на левую половину нашего дерева. Если вам трудно вспомнить качества человека, посмотрите в памятку, которую мы вам приготовили в помощь (дети работаю индивидуально).

- А сейчас возьмите зеленый плод и напишите качество, которое вы хотели бы еще иметь и развивать, чтобы осуществить свою мечту. Прикрепите плод на правой половине.

Ребята, вот какое дерево у нас получилось. Здесь мы видим ваши качества, котрые вам помогут реализовать свою мечту — это зрелые красные плоды (назвать эти качества). А на правой половине дерева находятся зеленые незрелые плоды, т.е. те качества, которые мы должны развивать и формировать в себе (назвать эти качества).

Упражнение «Психологическая аптечка» (цель – выработка рекомендации).

- А думаю, вам очень хочется, чтобы мечта каждого из вас стала реальностью и наши незрелые плоды стали зрелыми. Что же для этого вам необходимо делать?

- Обсудите и напишите полезные советы, рекомендации, которым нужно следовать, чтобы приблизиться к мечте (работа в группах, обсуждают, результат представляют от группы и кладут в аптечку).

Заключение.

- Ребята, посмотрите на картину, которая у нас получилась! Может быть, вы что-то хотите добавить (на усмотрение детей)?

- Она получилась яркая, необычная, и на ней есть частичка каждого из вас. Здесь есть ваши мечты, есть качества, которыми вы сегодня уже обладаете и которые вам необходимы для приближения к этой мечте. Мы уверены, что эта поляна будет излучать тепло и солнечный свет, согревая вас.

Я смотрю на мир — с интересом, создаю его – с волнением и нежностью. И тогда, обыденность и повседневность оборачивается блеском и роскошью….. а предметы и явления обнаруживают свой истинный тайный смысл.

Рефлексия.

- Перед тем, как закончить нашу встречу, мы просим вас выполнить еще одно упражнение, в котором вам нужно будет продолжить предложения.

Упражнение «Продолжи предложение».

Сегодня на занятии я узнал…..

Это занятие было полезно, потому что….

Я теперь точно знаю, что………

Чтобы быть успешным, нужно…..

Чтобы моя мечта сбылась, я должен….

Наша встреча подошла к концу. Спасибо за активное участие.

До свидания! До новых встреч!

Приложение 1

Перечень качеств

Любознательный

Послушный

Ответственный

Воспитанный

Честный

Добрый

Решительный

Настойчивый

Веселый друг

Правдивый

Активный

Уверенный

Общительный товарищ

Аккуратный человек

Самостоятельный

Трудолюбивый

Успешный

Настойчивый

Мужественный

Опрятный

Хороший ученик

Волевой

Приложение 2

Фоторепортаж с занятия