готовность ребёнка к школьному обучению

Готовность ребёнка к школьному обучению

Много проблем возникает у родителей дошкольников: режим сна и бодрствования, нагрузка детей занятиями, речевые дефекты, чрезмерная возбудимость и др.

Отдельной темой является готовность ребёнка к школьному обучению. Много литературы психологической и педагогической можно прочитать на эту тему. Большое внимание уделяется мотивационной и социальной сферам личности, учитывается готовность умственная и эмоциональная, без внимания не остаётся развитие интересов.

Мы рассмотрим следующие типы работы психолога в связи с готовностью к школе:

1.При приёме в школу исследуется педагогическая подготовленность ребёнка к обучению. Здесь обычно применяются задачи на прямой и обратный счёт, узнавание печатных букв, упражнения на копирование букв или узоров. Сюда мы отнесём знание окружающего мира.

2.Интеллектуальную готовность связывают с развитием мыслительных процессов – способность обобщать, сравнивать предметы, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы.

3.Личностная готовность – это сформированность у ребёнка внутренней позиции школьника; позитивное отношение к учителю и сверстникам, отношение к себе; понимание и оценивание своего поведения.

Для определения готовности ребёнка к школьному обучению используется большое количество различных методик, тестов, опросников. Я хочу предложить те методики, тесты, опросники, задания, которые дают возможность оценить готовность ребёнка как с точки зрения психофизиологической, так и психолого-педагогической. Я сама использовала их в своей работе при подготовке детей 5-6 лет к школе.

1. «Тесты на готовность к школе ребёнка шести-семи лет», М.: «Эксмо», 2005г. Автор этих тестов на интеллектуальное развитие Ю. Соколова. Материал содержит несколько разделов: внимание, память, мышление, математика, развитие речи, развитие мелкой моторики, знакомство с окружающим миром.

 Вот задание на развитие внимания: игра «Да и нет» — слова «да» и «нет» при ответе на вопросы говорить нельзя, можно использовать любые другие ответы. Примерные вопросы:

- Ты девочка?

- Соль сладкая?

- В школу ходишь?

- Птицы летают?

- Тебе 7 лет?

- Снег белый?

- Гуси мяукают?

- Сейчас зима?

- Мячик квадратный?

- Кошка – это птица?

 Прекрасные задания из раздела «Знакомство с окружающим миром»:

- Представлено четыре картинки. «Какие явления природы изображены на картинках? Назови каждое».

- Блок вопросов:

• Назови своё имя и фамилию, имя и отчество родителей.

• Сколько тебе лет? Когда ты родился?

• Как называется город, в котором ты живёшь?

• Какое сейчас время года?

• Как называется планета, на которой мы живём?

• Чем отличаются дикие животные от домашних?

• Чем отличаются зимующие птицы от перелётных?

• Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?

 Задания на развитие речи направлены на составление рассказа по картинке, знание одушевлённых и неодушевлённых предметов: «Рассмотри картинки, назови предметы. Какие слова отвечают на вопрос «кто?», а какие «что?»

2.Определение степени психосоциальной зрелости (тестовая беседа, предложенная С.А. Банковым).

Вопросы для собеседования:

• Назови свою фамилию, имя, отчество.

• Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.

• Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, тётей или дядей?

• У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

• Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два?

• Сейчас утро или вечер?

• Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь – утром или днём? Что бывает раньше – обед или ужин?

• Где ты живёшь? Назови свой домашний адрес.

• Кем работает твой отец? Кем работает твоя мама?

• Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш?

• Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

• Когда можно кататься на санках – зимой или летом?

• Почему снег бывает зимой, а не летом?

• Что делает почтальон, врач, учитель?

• Звонок и парта в школе нужны зачем?

• Ты сам(а) хочешь пойти в школу?

• Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

• Каких животных ты знаешь?

• Каких ты знаешь птиц?

• Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха?

• Что больше: 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6. От 9 до 2.

• Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Оценка ответов:

1.За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребёнок получает 1 балл (за исключением контрольных).

2.Ребёнок может получить по 0,5 балла за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта.

3.Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу: Папа работает водителем. У собаки лап больше, чем у петуха. Неправильными считаются ответы типа: Мама Наташа. Папа работает на работе.

4.К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15, 22.

Они оцениваются следующим образом:

№5 – если ребёнок может вычислить, сколько ему лет – 1 балл, если он называет года с учётом месяцев – 3 балла.

№8 – за полный домашний адрес с названием города, села – 2 балла, неполный – 1 балл.

№15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл.

№22 – за правильный ответ – 2 балла.

5.Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17. Общая сумма баллов должна быть не менее 4.

Оценка результатов беседы: если ребёнок получает 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым; среднезрелыми являются дети, набравшие 20-24 балла; низкий уровень – 15-20 баллов.

3.Определение психофизиологической зрелости . Тест Керна-Йиерасека. Этот тест состоит из трёх заданий: первое задание – нарисовать фигуру человека по представлению, второе задание – скопировать группу из десяти точек в определённом пространственном положении, третье задание – скопировать фразу, выполненную прописью «Он ел суп» или «Ей дан чай».

Эти задания дают общее представление об уровне психического развития ребёнка, его способности к подражанию, о выраженности тонких двигательных координаций.

По первому заданию предлагается нарисовать на листе бумаги «какого-нибудь дядю», попробовать нарисовать так, как он умеет.

Второе и третье задание выполняется на этом же листе с обратной стороны.

Второе задание формулируется следующим образом:»Посмотри, здесь что-то написано. Ты ещё не умеешь писать, но попробуй. Хорошо посмотри, как это написано, и напиши то же самое».

По третьему заданию предлагается нарисовать рядом такие же точки.

Оценка результатов:

Каждое задание оценивается баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).

Критерии оценок по каждому из заданий:

Задание №1. Рисование мужской фигуры.

1 балл – у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем должна соединять шея. На голове – волосы (возможна шапка), уши, на лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности должны заканчиваться рукой с пятью пальцами. Должны присутствовать признаки мужской одежды.

2 балла – выполнение всех требований, как в оценке 1. Не должно быть отдельно нарисованных головы, туловища. Возможны три отсутствующие части тела: шея, волосы, 1 палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.

3 балла – у фигуры могут быть шея, туловище, конечности. Отсутствуют уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4 балла – примитивный рисунок головы с туловищем. Конечности изображены одной линией.

5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули.

Задание №2. Срисовывание письменного текста.

1 балл – имитация, которую можно прочитать. Буквы могут по величине в 2 раза превосходить те, что на образце. Буквы образуют три слова.

2 балла – предложение можно прочитать, размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается.

3 балла – явная разбивка надписи минимум на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.

4 балла – с образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведённый образец всё ещё создаёт строку надписи.

5 баллов – каракули.

Задание №3. Срисовка группы точек.

1 балл – точное воспроизведение образца. Одна точка может выходить из рамок столбика или строки. Уменьшение образца допускается не больше чем в полтора раза.

2 балла – количество и состав точек должны соответствовать образцу. Можно не учитывать отклонение не более трёх точек на половину ширины зазора между строкой или колонкой.

3 балла – рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более, чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой разворот, даже на 180 градусов.

4 балла – контур рисунка не соответствует образцу, но всё же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитывается.

5 баллов – каракули.

Оценка полученных результатов данных в целом по тесту:

Детей с результатом 15 баллов необходимо рекомендовать к дальнейшему медико-педагогическому обследованию.

Школьно-зрелыми считаются дети, получившие в сумме за выполнение трёх заданий данного теста 3-5 баллов (высокая готовность к обучению), среднезрелыми – 6-9 баллов (средний уровень готовности к обучению), незрелыми – 10 баллов и более (низкий уровень готовности к обучению).

Необходимо помнить, что обследование проводится в присутствии родителей при условии их полной отстранённости от действий детей. Обследование предполагает установление полного контакта с ребёнком, предлагаемые задания обыгрываются.

В своей работе с детьми дошкольного возраста на занятиях я использовала разные игры, в том числе игры по развитию речи. Это, конечно, не проверка готовности к обучению в школе. Но благодаря этим играм развивается память, речь, внимание, воображение и фантазия, мелкая моторика пальцев, что как раз проверяется в тестах, опросниках, беседах. А если игры на развитие речи сопровождать пальчиковой гимнастикой, то можно получить видимый результат развития ребёнка.

Хочу порекомендовать незаменимую книгу для занятий с детьми дошкольного возраста «Уроки логопеда», М.: «Эксмо», 2004г, автор этой замечательной книги Е.М. Косинова. Материал книги включает артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, задания из цикла «Говорим правильно и красиво». Как указывает сам автор, движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей; что касается артикуляционной гимнастики, то занятия ею помогут научиться говорить чисто и правильно.

Примеры:

1.Пальчиковая гимнастика «Фонарики». Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках поочерёдно. Сначала медленно, потом ускорить.

Мы фонарики зажжём,

А потом гулять пойдём!

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают!

2.Артикуляционная гимнастика «Бегемотики». Это сказка. Главный герой – Язычок. «Вот пришёл Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот». Открывать рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрывать рот. Повторить 3-4 раза.

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот –

Отдыхает бегемот.

Мы рассмотрели несколько методик, используемых для определения готовности к школьному обучению. Можно уметь читать, писать, считать, но не быть готовым к школьному обучению. Готовность определяется тем, в какую деятельность все эти умения включены. Никакое обучение невозможно до тех пор, пока мысль учителя не станет предметом рассуждения ребёнка.