фото к проекту

Учебный проект Чудеса света

Автор проекта

Родоманова Лариса Александровна

Название проекта «Чудеса света»

Предмет

Изобразительная деятельность и ручной труд»

5 класс

Краткая аннотация проекта

Познакомить учащихся со знаменитыми местами мира. Дать представление о разнообразии культурных ценностей народов мира. Развивать познавательные интересы учащихся. Поддерживать стремление к творчеству, научить воплощать свои идеи через прикладное творчество.

ВОПРОСЫ НАПРАВЛЯЮЩИЕ ПРОЕКТ

Основополагающий вопрос: Сколько чудес на свете?

Проблемный вопрос: Что такое чудо?

Учебный вопрос: Какие сказочные чудеса вы знаете?

Учебный вопрос: Что люди в наши дни называют чудом?

Проблемный вопрос: Что такое Чудеса Света?

Учебный вопрос: Какие вы знаете 7 чудес света древности?

Учебный вопрос: Какое из семи чудес света сохранилось до наших времен?

Учебный вопрос: Что вы знаете про 100 чудес света?

Учебный вопрос: Какие архитектурные шедевры России входят в список 100 чудес света?

Проблемный вопрос: Могу ли я сделать чудо?

Учебный вопрос: Волшебник и фокусник одно и то же?

Учебный вопрос: Что такое рукотворные чудеса?

ПЛАН ПРОЕКТА

До начала работы над проектом

Формулирование темы проекта, ее целей, задач, постановка основополагающего и проблемных вопросов.

Составление учителем вводной презентации

Составление плана оценивания.

На этапе работы над проектом

Показ презентации детям.

Проведение анкетирования.»Мозговой штурм».

Обсуждение темы проекта и формирование групп.

Обсуждение в группах. Составление плана работы над проектом.

Выбор тем исследований.

Поиск информации и ее обработка.

Выполнение дидактических заданий по проекту.

Самооценка и взаимооценка в группах.

Оформление результатов исследований.

В форме презентаций и макетов, рисунков.

Подготовка концертных номеров.

После завершения работы над проектом.

Формирование ответов на основополагающий вопрос

Презентация итоговых работ.

Награждение участников проекта.

Коллективное составление плана внедрения проекта.

Кроссворд.

По вертикали:

Из чего были сделаны одежды статуи Зевса.

Их в храме Артемиды 120 штук.

Это по сути велел сделать для своей жены Навуходоносор П.

Это объединяет Гробницу Хеопса и Чичен-Ицу.

Вид скульптурного изображения, объединяющий Христа в Рио и Зевса в Олимпии.

Гробница Кукулькана.

По горизонтали:

2. Это чудо простояло всего 50 лет и переломилось пополам.

5. Статуя в Рио-Де-Жанейро.

7. Полуразрушенный амфитеатр в Риме.

8. Город в розовых горах.

9. Назначение чуда в Александрии.

10. От его имени пошло название «мавзолей».

Задание 4.

Что, на ваш взгляд, могло бы стать восьмым чудом света. Обоснуйте свой выбор.

ЗАОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ «ПО СЕМИ ЧУДЕСАМ СВЕТА» (конкурс)

Цель: раскрыть уникальность «Семи чудес света», их историю и значение для античной эпохи. Оборудование: цветные репродукции «Семи чудес света», карты: «древний Восток», «древняя Греция». Эпиграфы записаны на доске: «История — свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни». ( Цицерон). «Все на свете боится времени, а время боится пирамид». (Арабская пословица). Звучит музыка А. Вивальди или М. Теодоракиса.

Учитель: Интерес к выдающимся достижениям всегда был свойствен человеку и коренится в самой его природе. Уже древние греки выбрали девизом своих Олимпийских игр лозунг: «Выше, быстрее, сильнее!», и он сохраняет свою актуальность в современном спорте. Кто самый богатый человек на земле? Кто самая красивая женщина в мире? Какой небоскреб самый высокий? У какого автомобиля или самолета самая большая скорость? Погоня за рекордами нередко принимает странные формы. Однако было бы неверно рассматривать «Семь чудес света» лишь как рекордные достижения. Разумеется, пирамида Хеопса и сейчас самое грандиозное сооружение, созданное когда-либо руками человека, и храм Зевса в Олимпии в свое время был самым величественным культовым сооружением на земле Греции. Но статуя Зевса в этом храме вовсе не была невиданной величины, а стала знаменитой благодаря своим художественным достоинствам. Каждое из «Семи чудес света» было выдающимся техническим достижением своего времени. Они вызывали восторг и восхищение благодаря своему художественному совершенству. Следовательно, в них замечательным образом соединились искусство и техника. Это, и только это уберегло их от забвения.

(Учитель обращает внимание учащихся на цветные репродукции «Семи чудес света»)

На этом снимке слева направо вы видите пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина. Первоначально все три пирамиды считались чудесами света. Теперь же к величайшим творениям древности относят лишь пирамиду Хеопса, называемую также Большой пирамидой. Сегодня мы попробуем совершить путешествие в далекую от нас древнюю эпоху и раскрыть все тайны этих удивительных творений, созданных руками человека. Класс делится на 7 туристических групп. Каждая группа представляет одно чудо света, название которого получает по жребию заранее. Группы собирают как можно больше материала по своему памятнику архитектуры и искусства. Мало того, они должны украсить как можно ярче, разнообразнее свой стол, за которым они сидят. Это будут подборки литературы, рисунки, репродукции фотографий, вырезки из газет и журналов и т. д. Материал может быть собран в виде альбома путешественника, газеты, стенда, писем туриста или просто новеллы. Весь этот материал оформляет вся группа, представляет исторический материал-сообщение. Каждый стол обозначен табличкой с названием «чуда света». 1 этап путешествия Задание. Добраться до своего чуда света по карте и подробно рассказать о нем, используя наглядность. Представляется жюри из трёх учащихся-старшеклассников. 1. Египетские пирамиды (1-я группа учащихся). Из семи чудес света египетские пирамиды самые древние. В отличие от других чудес они сохранились до наших дней. Почти пять тысяч лет назад (ХХVIII век до нашей эры) основатель III династии фараон Джосер, едва вступив на трон, приказал начать строительство своей гробницы. Оно было поручено зодчему Имхотену, который создал первую ступенчатую пирамиду — мать пирамид. Её высота — 60 метров, длина — 120 м, ширина — 109 м. В отличие от прежних усыпальниц пирамида Джосера построена не из дерева и кирпича, а из крупных известняковых блоков. Самая большая пирамида была воздвигнута для захоронения фараона Хеопса в начале ХХVII века до н. э. Её высота — 146,6 м, длина каждой из сторон -233 м. Сложена она из тщательно отесанных и плотно подогнанных известняковых блоков весом от 2,5 до 30 тонн. По расчетам ученых, для сооружения пирамиды потребовалось 2300000 таких блоков. Чтобы обойти пирамиду по периметру, нужно пройти 1 км. Ее строили в течение 30 лет, и занято на строительстве ее было около 100 тыс. рабов, крестьян и ремесленников. Египтяне, говоря о пирамиде Джосера, подчеркивали, что в ней несколько мастаб, а мастаба в переводе с арабского означает «спальня». Жюри, глядя на художественное оформление группы, рассматривает ответ с позиций глубины знаний учащихся и аргументированности. 2. «Висячие сады» Семирамиды (2-я группа). Вавилонский царь Навуходоносор II (605—526 гг. до н. э.) для борьбы против главного врага — Ассирии, чьи войска дважды разрушали столицу государства Вавилон, заключил военный союз с Кнаксаром, царем Мидии. Одержав победу, они разделили территорию Ассирии между собой. Военный союз их был упрочен женитьбой Навуходоносора 11 на дочери мидийского царя Семирамиде. Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую в гористой и зеленой Мидии. Чтобы утешить ее, Навуходоносор приказал возвести «висячие сады». В архитектурном плане «висячие сады» представляли собой пирамиду, состоявшую из четырех ярусов — платформ, их поддерживали колонны высотой до 25 метров. Нижний ярус имел форму неправильного четырехугольника, наибольшая сторона которого составляла 42 метра, наименьшая —34 метра. Массивная конструкция сводов подвальных помещений дала Кольдевею основание предполагать, что сады Семирамиды располагались непосредственно на сводах. Хитроумная конструкция из различных наслаивающихся друг на друга материалов и разветвлённая сеть водопровода обеспечивали снабжение водой растений в садах. В 331 году до н. э. войска А. Македонского захватили Вавилон. Прославленный полководец сделал город столицей своей громадной империи. Именно тут, в тени висячих садов, он скончался в 339 г. до н. э. После смерти Александра Вавилон постепенно приходит в упадок. Сады оказались в запущенном состоянии. Мощные наводнения разрушили кирпичный фундамент колонн, платформы обрушились на землю. Так погибло одно из чудес света.

3. Зевс Олимпийский (3-я группа). В северо-западной части Эллады был расположен г. Олимпия, слава о котором распространилась далеко за пределы страны. По преданию именно здесь Зевс вступил в борьбу со своим отцом, кровожадным и вероломным Кроном, который пожирал своих детей, так как оракул предсказал ему гибель от руки сына. Спасенный матерью, возмужавший Зевс одержал победу и заставил Крона отрыгнуть своих братьев и сестер. В честь этой победы были учреждены Олимпийские игры, впервые состоявшиеся в 776 г. до н. э. Прошло более двух столетий, и в 456 г. до н. э. В Олимпии появился посвященный Зевсу храм, ставший главной святыней города. Храм украшала статуя бога высотой 12 метров 40 см, величие и красота которой настолько поражали воображение современников, что она была признана новым чудом света. Создатель Зевса Олимпийского прославленный скульптор Фидий. Сочинения древних историков, археологические находки (небольшие обломки, изображения на монетах) донесли до нас скульптурный образ древнегреческого божества. Фидий изобразил Зевса сидящим на троне. Оливковый венок украшал голову бога-громовержца, борода волнистыми прядями обрамляла его лицо, с левого плеча ниспадал плащ, прикрывавший часть ног. Скульптор придал облику Зевса выражение доброты и мудрой человечности. Фигура Зевса была выполнена из дерева, и на эту основу с помощью бронзовых и железных гвоздей, а также специальных крючков крепились детали из слоновой кости и золота. Лицо, руки и другие обозначенные части тела были из слоновой кости, волосы и борода, венок, плащ и сандалии — из золота, глаза — из драгоценных камней. Трон был сделан по одним источникам из кедра, по другим — из черного дерева и покрыт золотом и слоновой костью. Ножки трона украшали фигурки танцующей Ники — богини Победы. Подлокотники трона поддерживали сфинксы, а его спинку украшали Хариты- богини красоты, дочери Зевса и Геры. Перед пьедесталом с изображением сцены рождения Афродиты был устроен небольшой бассейн, выложенный голубым элевксинским камнем и белым мрамором. В конце IV — начале Vв. н. э. статую Зевса перевезли в Константинополь, так как византийские императоры собирали у себя в столице все лучшие произведения искусства. В V в. н. э. дворец императора Феодосия сгорел, от Зевса Олимпийского остались лишь несколько обгоревших костяных пластин и кусков расплавленного золота. 4. Фаросский маяк (4-я группа). Зимой 332 г. до н. э. войска А. Македонского захватили Египет, а через год на берегу Средиземного моря, недалеко от дельты Нила, был основан город, названный в честь победителя Александрией. В течение многих столетий Александрия являлась одним из крупнейших городов, центром науки, культуры и торговли. По мере развития судоходства, морской торговли все острее ощущалась потребность в маяке, который среди подводных скал и мелей указывал бы судам безопасный путь в Александрийскую гавань. При Птолемее I (III век до н. э.) на восточной оконечности острова Фарос, лежащего в море на расстоянии 7 стадий (1290 метров) от Александрии, был построен маяк — величественное сооружение, признанное одним из «Семи чудес света». Высота маяка была 135 м, его свет был виден на расстоянии до 60 км (по другим свидетельствам — до 100 км). Нижняя часть маяка представляла собой четырехгранную призму 60-метровой высоты с квадратным основанием, длина стороны которого составляла 30 метров (площадь 600 кв. м.) Во внутренних помещениях хранился различный инвентарь, а плоская крыша, украшенная по углам огромными статуями Тритона, служила основанием средней части маяка. Это была 40-метровая восьмигранная призма-башня, облицованная белым мрамором. Верхняя (третья часть) маяка была сооружена в форме цилиндрической колоннады: 8 колонн несли купол, увенчанный 7-метровой бронзовой фигурой повелителя Морей Посейдона. Источником света служил постоянно горевший внутри колоннады большой костер. Горючий материал доставляли по винтообразной лестнице, построенной внутри маяка. История сохранила имя создателя Фаросского маяка; на одной из плит ученые обнаружили надпись: «Сострат, сын Денстифона, посвятил богам-спасителям ради мореплавателей». Надпись сохранилась благодаря находчивости архитектора; он закрыл ее слоем штукатурки. В течение многих столетий маяк указывал морякам путь в Александрийскую гавань. Сильным землетрясением в мае 1 100 года он был разрушен почти до основания. Учащиеся 5-й группы должны показать по карте, как они будут добираться до Храма Артемиды в Эфесе.

5. Храм Артемиды Эфесской.

Храм был построен в 450 г. до н. э. в г. Эфесе в честь Артемиды, быстроногой богини охоты, покровительницы лесов и лесных жителей. Храм представлял собой прямоугольное здание из камня и дерева, окруженное со всех сторон двойной колоннадой из 127 колонн. Сведений об украшении храма не сохранилось. Уникален способ постройки храма, который был возведен на болотистой почве. В 356 г. до н. э. храм поджег честолюбивый, мечтавший прославиться любой ценой житель Эфеса Герострат: он надеялся, что, уничтожив одно из чудеснейших творений того времени, он навсегда останется в истории. Но по решению ионийских городов его имя было предано забвению и сохранилось для нас лишь в записках древнегреческого историка Феопомна (IV век до н. э.). На месте разрушенного храма жители Эфеса решили воздвигнуть новый храм. Строительство поручили архитектору Хейрогерату, прославившемуся созданием плана города Александрии в Египте. Новый храм во всем походил на прежний, но превосходил его по размерам. Его высота равнялась 109 м, ширина — 50 метрам. Многие прославленные мастера того времени приняли участие в создании нового храма Артемиды. Скульптор Скопас создал изящные барельефы, венчавшие многие из колонн, во внутренних помещениях стояли статуи Праксителя. Среди произведений живописи выделялся портрет Александра Македонского, которого художник Апеллес изобразил в облике Зевса с молнией в руке. В 263 г. н. э. готы захватили Эфес и разграбили сокровища храма. Со временем болото поглотило его остатки. 6. Мавзолей в Галинарнасе. 6-я группа подходит к карте и показывает местонахождение этого «чуда света» и рассказывает, как она будет добираться до него. В 32 г. до н. э. в городе Галинарнасе (Малая Азия) умер царь Мавсол. По обычаю тех времен труп царя был сожжен, а пепел помещен в погребальную урну. В одной из дошедших до нас легенд говорится о том, что вдова царя Артемисия решила построить великолепную усыпальницу и тем самым увековечить память о муже. По другой исторической версии, строительство гробницы было начато при жизни Мавсола, Артемисия лишь завершила его. Гробница Мавсола, названная римлянами мавзолеем, представляла собой величественное и необычайное по форме сооружение, построенное из кирпича и облицованное изнутри и снаружи белым мрамором. Высота его достигала 60 метров. Первый этаж, где покоилась урна с прахом Мавсола, имел вид громадного куба высотой 20 метров и площадью 5 тыс. кв. м. Второй этаж был обнесен с наружной стороны великолепной колоннадой. Следующий этаж был выполнен в виде многоступенчатой пирамиды, ее венчали фигуры Мавсола и Артемисии, управляющие квадригой — четверкой лошадей, запряженных в колесницу.

К строительству и украшению мавзолея были привлечены известные мастера, в том числе прославленные скульпторы Скопас, Бриаксид, Леохар. Последний служил придворным скульптором Александра Македонского, его творчество высоко ценил древнегреческий философ Платон. Одно из чудес света — мавзолей в Галикарнасе — простоял почти 2 тысячи лет. Он был окончательно разрушен в 1522 г. 7. Колосс Родосский. 7-я группа показывает по карте, как она добирается по своему маршруту к Колоссу на острове Родос. В 304 г. до н. э. войска правителя Передней Азии и Сирии Деметрия Поллорнета внезапно напали на остров Родос. Однако стойкое сопротивление, мужественная борьба родосцев заставили врага отступить. В честь победы жители острова решили воздвигнуть статью бога Гелиоса, покровителя Родоса. Сооружение монумента поручили известному скульптору Харесу, ученику прославленного Лисиппа. Прошло 12 лет упорного труда, и восхищенным взорам жителей острова открылась величественная картина. У входа в гавань на беломраморном холме возвышалась гигантская бронзовая фигура бога Солнца. Его голову украшал венец в форме расходящихся лучей, левой рукой он поддерживал ниспадающий плащ, а ладонью правой, согнутой в локте, прикрывал глаза, всматриваясь в морские дали. Прежде фигура Гелиоса обычно изображалась с рукой, вытянутой вперед. На этот раз скульптор придал ей иное положение — расчеты показали, что иначе рука обломилась бы под тяжестью собственного веса. По свидетельству римского ученого и писателя Плиния Старшего, изучавшего части разрушенной скульптуры, не каждому человеку удавалось обхватить большой палец на руке гиганта. На искусственном холме Харес установил три каменных столба, на двух из них крепились бронзовые детали, изображавшие ног и торс гиганта, на третьем — детали плаща. Сборка статуи велась снизу вверх: сначала формировались ступни, затем икры и т. д. Слава о Колоссе Родосском разнеслась по всему Средиземноморью. Множество путешественников из других стран приезжали полюбоваться великолепным произведением искусства. Поскольку каких-либо достоверных сведений о Колоссе Родосском нет, существуют различные попытки реконструкции этой огромной статуи бога Солнца. По современным предположениям, статуя Гелиоса была установлена где-то в городе, а не стояла с широко расставленными ногами над входом в гавань, как это изображено на гравюре неизвестного художника. По сравнению с другими чудесами света Колосс Родосский прожил недолгую жизнь: через 50 лет после его рождения он был разрушен землетрясением. От сильных толчков надломились колени статуи, и она рухнула.

(Статуя Гелиоса высотой около 36 м была сооружена из железного каркаса, покрытого глиной и затем облицованного бронзовыми листами).

Жюри подводит итоги 1 этапа путешествия. Основные критерии: 1) наиболее удобный и рациональный путь путешествия по карте (высший балл — 5); 2) глубина знаний — 5 баллов; 3) аргументированность — 5 баллов; 4) полнота наглядности и ее разнообразие — З балла; 5) активность каждого участника группы — З балла; 6) эмоциональность рассказа, грамотность изложения — З балла; 7) эстетичность оформления 5 баллов.

Итоги оформляются в таблице.

II этап путешествия

Жюри задает каждой группе путешественников вопросы:

Вопрос к 1-й группе:

— Предположите, что имели в виду египтяне, говоря о пирамиде Джосера «большая скамья». Правильный ответ: По установившейся традиции для погребения фараонов и знати сооружалась мастаба — усыпальница, напоминавшая по форме скамью, а слово «мастаба» в переводе с арабского и означает «скамья». Новшество, которое применил архитектор при строительстве гробницы фараона Джосера, заключалось в том, что он возвел ее по форме шести скамей, поставленных друг на друга, причем каждая последующая была меньше предыдущей.

Вопрос ко 2-й группе:

-Предположите, что было сделано для того, чтобы вода не просачивалась на нижние ярусы во время полива (о «висячих садах»), Как подавалась вода на верхний ярус? Ответ: Чтобы предотвратить просачивание воды, поверхность каждой платформы сначала покрывалась слоем тростника, смешанного с асфальтом, затем двумя слоями кирпича, скрепленного гипсовым раствором, поверх чего укладывались свинцовые плиты. На них толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников и деревьев. Пирамида напоминала вечноцветущий зеленый холм. В полости колонн помещались трубы — по ним вода из Евфрата день и ночь насосами подавалась на верхний ярус садов, откуда она стекала ручейками и небольшими водопадами, орошая растения нижних ярусов.

Вопрос к 3-й группе:

Предположите, для чего нужен был бассейн перед пьедесталом статуи Зевса. О т в е т: По словам древнегреческого писателя Павсания (II в. н. э.), бассейн служил для стока остатков оливкового масла, которым регулярно смазывали статую.

Вопрос к 4-й группе:

В чем заключалась находчивость архитектора, построившего маяк на острове Фарос? Предположите, каким образом достигалась удивительная яркость и дальность свечения маяка. Ответ: Надпись архитектора сохранилась благодаря тому, что он закрыл ее слоем штукатурки, на которой написал имя правителя Египта. Каким образом достигались удивительная яркость и дальность свечения, точно не установлено. По одной версии этот эффект достигался с помощью огромных зеркал из полированной бронзы или стекла, по другой — благодаря использованию прозрачных шлифованных камней — линз.

Вопрос к 5-й группе:

Предположите, чем объяснялась необычность выбора места строительства храма на болоте. Ответ: Храм Артемиды Эфесской был возведен на болотистой почве. Необычность выбора места объяснялась стремлением строителей избежать разрушения храма в результате частых землетрясений и пожаров. По мысли архитектора Херсифрона, мягкая болотистая почва должна была послужить амортизатором при землетрясениях, а для того, чтобы предотвратить осадку огромного каменного здания, было решено заполнить котлован смесью древесного угля и шерсти.

Вопрос к 6-й группе:

Предположите, для чего предназначался второй этаж мавзолея. Ответ: На втором этаже хранились жертвоприношения.

Вопрос к 7-й группе: Сооружение Колосса Родосского — довольно дорогостоящее дело. Предположите, откуда могли взять деньги родосцы — жители острова. Известно, что сборка монумента шла снизу вверх. Предположите, как устанавливались самые верхние части.

Ответ: Деньги были получены за счет продажи разнообразных осадных орудий, брошенных неприятелем при отступлении. Среди них была и принесшая немалую выручку гемополида — чудо военной техники: огромная осадная башня, оснащенная тараном, катапультами, площадками для размещения штурмовых отрядов, перекидными мостками. Сборка статуи велась снизу вверх: сначала формировались ступни, икры и т. д. По мере закрепления деталей их засыпали землей, создавая таким образом площадку для работы на более высоком уровне. Лишь когда статуя была полностью готова, холм срыли.

Жюри подводит итоги и этапа путешествия по 5-балльной системе, ответ групп должен как можно больше приближаться к образцу ответа. (Звучит музыка).

Заключительное слово учителя: Сегодня мы попытались с вами совершить заочное увлекательное путешествие в античность, познакомиться с «Семью чудесами света». Вы, ребята, подобрали очень интересный материал, позволивший вам соприкоснуться с удивительными творениями архитектуры и искусства. Возникает ощущение того, что вы оказываетесь в том далеком древнем мире, а путешествие становится реальностью. Собранные вами сведения о чудесах света смогут стать интереснейшим путеводителем в древнюю историю для других классов. Может быть, такой же путеводитель в своё время написал финикийский писатель Антипатр из Сидона (II в. до н. э.), который посетил все эти места древности, путешествуя торговыми путями, и описал их. Позже арабские ученые обнаружили античные рукописи и начали их изучать. Лишь в конце ХV века, в эпоху Возрождения, в Европе вновь пробуждается интерес к античности. Основываясь на старинных источниках, австрийский архитектор Фишер фон Эрлах (1656—1723) в своих «Набросках по истории архитектуры» описал «Семь чудес света», вернув их тем самым в сокровищницу знаний европейцев. Но прошло еще два столетия, прежде чем ученые занялись раскопками памятников древнего мира и представили изумленному взору человека нового времени достижения наших предков. Так заново были открыты «Семь чудес света». (Звучит музыка). Жюри подводит окончательные итоги по двум этапам заочного путешествия.

МАТЕРИАЛ К ПРЕЗЕНТАЦИИ

Сколько всего чудес света, спросите вы? Восемь или семь чудес света? В данной статье мы раскроем секрет чудес света. Многие люди знают, что существует 7 чудес света, но не все смогут их назвать. С недавнего времени, появилось 8 чудо света, поэтому официально следует принимать, что чудес восемь.

Египетские пирамиды

Название «Семь чудес света» (7 чудес света) было впервые придумано Антипатром Сидонским во втором веке до н.э. Древние греки «Семью чудесами света» называли самые прославленные в древности сооружения и статуи. К этим чудесам относятся и египетские пирамиды, которые были построены в годы правления трех египетских фараонов четвертой династии: Хеопсом (Хуфу), Хафрой (Хефреном) и Менкауром (Микерином). Египетские пирамиды построены вблизи селения Гиза, к юго-западу от столицы Египта Каира. Пирамиды являются единственными из «Семи чудес света», которые сохранились до наших дней и продолжают радовать посетителей своим величием и красотой.

В древности египтяне верили, что после смерти человека (а тем более фараона) следует сохранить его останки в виде мумии, чтобы дух мог продолжать жить после смерти. Для этих целей жрецы превращали тело умершего человека в мумию. Мумию помещали в саркофаг, а вместе с ней хоронили одежду, драгоценности, различные вещи, которые по их представлениям могли быть полезными для загробной жизни. Мумия фараона Хуфу была помещена в погребальную камеру в самом сердце его пирамиды.

Постройка пирамиды Хеопса была закончена в 2580 г. до н.э. при фараоне Редедефе. Первоначальная высота этого строительного чуда составляла 146,5 метров, но в результате разрушений, причиненных природными стихиями, высота сократилась на сегодняшнее время до 137 метров. Длина основания пирамиды составляет 230 метров, а площадь, которую она занимает, составляет более 5 гектаров

Учеными было подсчитано, что для построения этого монументального произведения творчества древними египтянами, при количестве в 4 тысячи рабочих, потребовались около 30 лет. За это время было установлено 2 300 000 известняковых блоков, каждый из которых в среднем весил около 2,5 тонн. Блоки так плотно подогнаны друг к другу, что между ними нельзя просунуть даже лезвие ножа. А вес некоторых отдельных экземпляров доходил до 15 тонн. Вся пирамида, по подсчетам ученых, весит 5 840 000 тонн, а ее объем 2 568 000 кубометров.

При использовании современных технологий строительство происходило бы значительно быстрее. Подсчеты показали, что совместно с самыми современными техническими средствами, бригада из 450 человек занималась бы постройкой аналогичной пирамиды около 6 лет, и при этом было бы потрачено 11,5 млрд. долларов.

Храм Артемиды в Эфесе

Еще одним чудом света называют храм, который соорудили в честь греческой богини луны и охоты Артемиды (римляне ее называли Дианой). Храм Артемиды был сооружен в 7 – 6 веках до н.э. в городе Эфес, на берегу Средиземного моря. По преданию, храм был построен на средства одного из самых богатых людей, имя, которого стало нарицательным – Крез.

Храм Артемиды впечатлял своим величием и громадными размерами, по периметру здания высились 120 колонн из великолепного мрамора. Высота каждой колонны достигала 20 метров. В самом центре стояла статуя богини Артемиды.

Храм Артемиды в 356 году до н.э был сожжен честолюбцем Геростратом, который с помощью этого акта вандализма решил прославиться и это ему удалось. Имя Герострата с тех пор вошло в историю, как символ глупости и бездушия. Он очень стремился прославиться, но, имея к этому возможностей, не в силах создать что-либо ценное, решил прославиться в качестве разрушителя (поэтому пошло выражение «Слава Герострата»). Но он ошибся — на месте разрушенного храма вскоре был воздвигнут новый, еще более совершенный и красивый.

О восстановительных работах этого чуда света греческим географом Страбоном (1 век до н.э – 1 век н.э.) было написано следующее: «После того, как некий Герострат сжег храм, граждане воздвигли другой, более красивый, собрав для этого женские украшения, пожертвовав собственное имущество и продав для этого колонны прежнего храма».

Но и новый храм Артемиды был разрушен, его не пощадили готы в 3 веке н.э. Археологические раскопки обнаружили только незначительные останки былого величественного здания. Храм Артемиды является одним из лучших образцов древнегреческой архитектуры. На его основе уже к 5 веку н.э. сложились в Греции классические стили: ионический, дорический и коринфский. Эти стили так стали называться по областям и народностям, жившим в этих местах.

Храм Артемиды является классическим представителем ионического стиля (ордера). Мысленно представить себе храм Артемиды вполне возможно, если взглянуть на любое другое здание, выполненное в ионическом стиле. Своеобразные колонны храма Артемиды можно сравнивать только с колоннами других древнегреческих стилей – дорического и коринфского.

Висячие сады Семирамиды

По преданию, вавилонский царь Навуходоносор II (605—562 до н.э.) возвел искусственные террасы, на которых росли все мыслимые и немыслимые в той местности растения и деревья. Висячие сады были возведены для развлечения жены Навуходоносора II, дочери мидийского царя, Амитис. Так как Амитис была родом из Мидии, то климат Вавилона казался ей душным и пыльным, вот поэтому и были возведены висячие сады, в которых молодая царица проводила много времени.

По расчетам ученых возведенные террасы висячих садов поднимались над землей на 40 метровую высоту. Для полива воду брали в протекавшем невдалеке Евфрате, для этой цели были построены специальные устройства, которые приводились в движение с помощью рабов. Без качественного полива, висячие сады не продержались бы и пары месяцев в знойном климате Ассирии.

В 4 веке до н.э. великий полководец Александр Македонский завоевал Ассирию и взял штурмом Вавилон. Роскошный город настолько поразил его свое роскошью и величием, что он остался тут навсегда, сделав Вавилон своей резиденцией. Именно в Вавилоне, в тени и прохладе висячих садов Семирамиды, Александр Македонский и умер. Висячие сады Семирамиды исчезли бесследно, но их можно представить себе довольно наглядно, если посмотреть на сходные изображения ассирийских барельефов, дошедших до наших дней.

Статуя Зевса в Олимпии Великий афинский скульптор Фидий изваял статую Зевса в 435 году до н.э. в городе Олимпии, родоначальнице Олимпийских Игр. Спортивные состязания проводились в честь верховного бога древних греков – Зевса. Верховный греческий бог был выполнен сидящим на троне, который был изготовлен из черного дерева с инкрустациями из драгоценных камней. Сам Зевс имел в высоту 13 метров и был выполнен из золота и пластин слоновой кости.Современник постройки статуи, греческий географ Ксанидий писал: «Бог сидит на троне – его фигура сделана из золота и слоновой кости; на ней повязка и венок на голове. В левой руке бога – скипетр, изящно расцвеченный различными металлами, а птица, сидящая на скипетре, — это орел. В правой руке – Ника. Из золота же у бога его плащ. На этом же плаще изображены животные, а из цветов – полевые лилии… Пол перед статуей выстлан не белым, а черным мрамором. Такое впечатление, что Громовержец сейчас встанет».

В храме, для пришедших посмотреть на верховного бога, были сооружены специальные площадки, что бы все могли увидеть это чудо зодчества. Среди древних греков ходила поговорка о том, что человек, не видевший статуи Зевса – «несчастный и не получивший озарения свыше». 800 лет Зевс наблюдал за спортивными состязаниями лучших спортсменов Средиземноморья.

Статуя Зевса была столь величественна и прекрасна, что римский император Калигула собирался перевезти ее в Рим, для украшения одного из храмов. Но после принятия христианства, попытки перевезти одного из самых известных языческих божеств были оставлены. Землетрясения в этой местности за прошедшие годы разрушили и стадион, на котором проводились первые Олимпийские Игры, и храм Зевса вместе со статуей.

Мавзолей в Галикарнасе

Мавзолей был возведен как гробница царя Карии Мавсола, умершего в 353 году до н.э. в городе Галикарнасе, на территории современного города Бодрум (Турция). Гробница была настолько величественная и монументальная, что ее название, стало именем нарицательным, обозначавшим грандиозное надгробное сооружение.

По преданиям всеми работами по возведению этого чуда света занималась жена Мавсола – Артемизия. Для работы над проектом были приглашены из Греции знаменитые архитекторы Пифей и Сатир. Рельефные украшения для храма были созданы лучшими греческими скульпторами того времени – Тимофеем, Скопасом, Бриандисом и Леохаром.

Для того времени здание было очень масштабное и величественное. Пирамидальную крышу над птероном поддерживали 36 колонн из белого мрамора. Длина мавзолея составляла около 140 метров (больше футбольного поля), в ширину гробница достигала 20 метров. Высота мавзолея Масола составляла 45 метров (15 этажей), на самом верху было установлено скульптурное изображение колесницы, запряженной четверкой лошадей.Пепел, оставшийся после кремации Масола и Артемизии, хранился в золотых урнах в центре усыпальницы, которая находилась в основании здания. В качестве сторожей помещения были выполнены каменные львы.

Чудо света — Мавзолей в Галикарнасе (фото)

Мавзолей в Галикарнасе простоял около 2 тысяч лет, разрушен он был мощнейшим землетрясением в 13 века.

Колосс Родосский

Колоссом называли статую бога солнца Гелиоса, которая была установлена на острове Родос в 3 веке до н.э. Изготовлена колоссальная по тем временам статуя была из бронзы и достигала в высоту около 35 метров. Строительство исполинской статуи заняло 12 лет. По расчетам современных ученых-строителей статуя не могла быть полой, по всем выкладкам статуя изнутри заполнялась подручными материалами.

Современник строительства Колосса Родосского – римский ученый Плиний писал об этом событии: «через 60 лет после сооружения (около 225года до н. э), когда статуя была низвергнута землетрясением, к ней приходили люди дабы взглянуть на нее. Даже лежащая она вызывает удивление. Немногие могут обнять ее большой палец».

По одной из версий она стояла в гавани и «охраняла» вход в нее. По другой более достоверной версии статуя колосса стояла в городе и была обращена лицом к входу в гавань. Где бы статуя не находилась, но слава об острове, на котором смогли создать подобное монументальное сооружение, разнеслась по всему средиземноморью, и прославила остров Родос в веках.

Фаросский маяк

Фаросский маяк, его еще называют Александрийским, так как он был расположен на пути в Александрийскую бухту. Построен Фаросский маяк был около 280 года до н.э. Строили его около 20 лет, и это немудрено, так как он был самым крупным маяком древнего мира. Воздвигли его из мраморных плит, и имел высоту в 150 метров. На самом верху маяка была установлена фигура Зевса Спасителя.

Фаросский маяк имел прямоугольное основание, на нем была установлена восьмигранная башня, а третья ступень сооружения служила маяком. В качестве зеркал для маяка использовались отполированные бронзовые пластины, которые отражали свет горящего пламени на расстояние в 30 морских миль.

Греческий писатель Лукиан из Самосаты, живший во 2 веке н.э. сообщал, что архитектор, построивший Фаросский маяк, «внутри на камнях написал свое собственное имя, а затем, покрыв его известью, написал поверх имя тогдашнего царя. Он предвидел, как это и случилось, что оно очень скоро упадет вместе со штукатуркой и обнажится надпись: «Сострат, сын Дексифона, книдиец богам-спасителям за здравие мореплавателей». Он считался не со своим временем, а с вечностью, пока будет стоять маяк – произведение его искусства».

Фаросский маяк простоял до 14 века, пока не был разрушен мощнейшим землетрясением. Все это время он верой и правдой служил делу, для которого был построен.

Восьмое чудо света – Тадж-Махал

Беломраморную гробницу Тадж-Махал в Агре называют поэзией в камне. Большинство туристов принимают на веру очень красивую легенду, которую рассказывают о создании этого шедевра зодчества. Экскурсоводы рассказывают туристическим группам, что опечаленный смертью любимой супруги правитель Шах-Джахан (1592-1666 гг.) построил для нее великолепный мавзолей (1631-1653 гг.), который по праву стал архитектурной жемчужиной Индии.

Относительно даты постройки у историков существуют сомнения, так как гробница упоминается в исторических монгольских хрониках, а там сказано, что « монгольский император захватил монумент у джайпурского магараджи, строение было семиэтажным и требовало ремонта». Судя по этим историческим летописям Тадж-Махалу на 450 лет больше, чем по официальной версии.

А версия, которую рассказывают туристам, звучит так: Мумтаз-Махал, жена Шах-Джахана умерла в 1631 году. Безумно любивший ее султан забросил все государственные дела и погрузился в свое горе, перед этим приказав построить для покойной усыпальницу, которой еще свет не видел. В Агру целыми караванами свозились белый мрамор и самоцветы. Со всей Индии были приглашены лучшие строители и зодчие. Через год гробница для прекрасной Мумтаз-Махал была готова и ее поместили в склеп. Как описывали очевидцы, никто не мог отделаться от ощущения, что супруга султана не умерла, а просто тихонько спит. Но обряд погребения был совершен, и строители возвели вокруг гробницы стены из белого мрамора.

В это же время, сын убитого горем Шах-Джахана – Аурангзэб воспользовался тем, что отец не в себе и захватил власть, а отца заточил в башню крепости Агра. Когда же отец по прошествии времени умер, то его похоронили рядом с женой в гробнице Тадж-Махал.

Восьмое чудо света – Тадж-Махал (фото)

Загадочным в этой истории выглядит то, что пока строилась гробница, тело Мумтаз-Махал не тронул тлен. Жаркий климат Индии и запрет ислама на бальзамирование привело к тому, что тело Мумтаз уложили в оловянный саркофаг с плотно подогнанной крышкой. Сам саркофаг был наполнен кристаллами камфары, сандаловым порошком и другими минералами. Так древние ученые смогли создать нетленность жене султана.