Формы работы с учащимися имеющими высокий уровень мотивации к учению

15.11.2010 Выступление по теме: «Формы работы с учащимися, имеющими высокий уровень мотивации к обучению»

Сегодня очень много и довольно часто говорят о детской одаренности, порой путая понятия «одаренный ребенок» и «способный ребенок». Александр САВЕНКОВ, доктор психологических наук, доктор педагогических наук выделяет три категории одаренных детей. Именно эти представления закладываются в фундамент дифференциации обучения. Первая категория одаренных, которую принято выделять, — дети с высокими показателями по уровню общей одаренности. Вторая группа одаренных, на существование которых реагирует педагогическая практика, — дети, достигшие успехов в каких либо областях деятельности. Одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены давно завоевали себе право на специальное обучение. Эту категорию детей чаще называют талантливыми. Традиция создавать для них особое образовательное пространство уходит в глубь веков.К третьей категории одаренных, учитываемой образовательной практикой, можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность»).

Т.о. успешность учения — явление не случайное. Хорошо учиться способен не каждый, и для того чтобы стать, например, отличником, нужен особый дар, и есть он далеко не у каждого. Мы должны создать условия для развития и проявления творческой активности этих детей. В противном случае мы их просто потеряем.

Детей с высоким уровнем мотивации к обучению отличают:

Высокая скорость переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречать трудностей в учебных занятиях – ему, очевидно, уготовано более счастливое, чем у других детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в ходе возрастного развития.

Спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно, но высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы

Уитмор (1880), изучая причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы:

1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровняю Стремление к совершенству проявляется рано.

2. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.

3. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.



4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

5. Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.

Формы работы на уроке:

Традиционные

Индивидуальные карточки-задания

Поиск другого способа решения

В качестве консультантов при групповой или парной форме работы.

Нетрадиционные

В качестве «учителя» при выполненном опережающем задании

  

Традиционные формы внеурочной работы с учащимися, имеющими высокий уровень мотивации к обучению:  

  групповые занятия с сильными учащимися;

  факультативы;

  кружки по интересам;

 конкурсы;

участие в олимпиадах

занятия исследовательской деятельностью

научно-практические конференции

Нетрадиционные формы внеурочной работы с учащимися, имеющими высокий уровень мотивации к обучению:  

  творческие мастерские;

  интеллектуальный марафон;

  спецкурсы;

  работа по индивидуальным планам;

сотрудничество с другими школами, ВУЗами

     

Опыт работы учителя физики.

План работы с сильными уч-ся 7-9 классов на 2009/10 учебный год

 



 Мероприятия

Сроки выполнения

Кол-во часов

Ответственные

1

Новости в области физики

сентябрь

1

Учитель физики

2

Решение олимпиадных задач (2008,2009 г.)

сентябрь-октябрь

3

Учитель физики

3

Решение заданий межрегиональной заочной олимпиады по физике

ноябрь

 

Учитель физики

4.

Игра «Умники и умницы» (7-8 кл)

ноябрь

1

Учитель физики

5.

Игра «Кто хочет стать отличником по физике»

декабрь

1

Учитель физики

6.

Олимпиада по физике и астрономии

(школьный уровень)

ноябрь

1+1

Учитель физики

7.

Участие на районных олимпиадах по физике и астрономии

28 ноябрь,

6 декабрь

 

Учитель физики

8.

Выполнение заданий интернет-проекта по физике

февраль-март

по плану проекта

Команда «Ковалинцы»

9.

Решение задач повышенной трудности

апрель

2

Учитель физики

10.

Задачи с приколом

май

1

Учитель физики

11.

Решение заданий итогового тестирования

май

3

Учитель физики