Формы работы с семьей ребенка-инвалида посещающего учреждение интернатного типа

Формы работы с семьей ребенка-инвалида,

посещающего учреждение интернатного типа

Шмакова Н.В., педагог-психолог

ГКУ ДДИ «Южное Бутово»

Существуют разные формы работы с родителями. Наиболее распространенными являются родительские собрания, дни открытых дверей, индивидуальное консультирование, лектории. Все активнее стали использоваться в социальных учреждениях в работе с родителями тренинги, организация групповой, клубной деятельности.

Известно, что, когда родители ребенка с проблемами в развитии впервые слышат предложение от специалистов определить ребенка в учреждение системы социальной защиты, они пугаются (кто-то негодует), т.к. в этом предложении видят заключение о безнадежности ребенка и отсутствие возможности повлиять на его развитие, предложение отказаться от своих надежд на улучшение и пр. Смирившись с заключением, приводят ребенка в детский дом, но, нередко, сами находятся в состоянии сильной тревоги, в сомнении, что ребенку окажут должное, с их точки зрения, внимание.

Важной задачей специалистов на данном этапе работы с семьёй является поддержка родителей, снижение тревоги, знакомство с особенностями учреждения, содержанием работы, структурой коррекционно-развивающего воздействия на детей. Для этого в учреждении выстроена модель взаимодействия ДДИ и родителей, способствующая не только взаимопониманию, но и сотрудничеству.

Условно мы выделяем две группы задач: одна из них направлена на снижение уровня тревожности родителей, повышение уровня доверия к учреждению; вторая — на расширение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей с целью улучшения реабилитационных условий (как в семье, так и в детском доме).

Промежуточным звеном между семьями и детским домом является родительский комитет. В состав его входят родители, которые сами этого пожелали. Именно это способствует активности и инициативности родителей. Ежемесячные встречи родительского комитета позволяют обсуждать насущные вопросы и решать конкретные задачи.

Для родителей важно иметь информацию об учреждении, собственное представление о нем, знание о том, какие созданы условия и какова структура оказания помощи ребенку. Информированность снижает уровень тревожности, не дает повода для домыслов. В этом помогают традиционные мероприятия — родительское собрание, день открытых дверей, которые позволяют познакомиться с имеющимися в детском доме условиями для развития и коррекции воспитанников.

Родители имеют возможность посетить уроки в классах, индивидуальные занятия специалистов с детьми. О своем желании родители информируют заранее. Уточнив запрос, мы определяем, кто будет сопровождать родителя (зав. отделением, старший воспитатель, заместитель директора по УВР), чтобы прокомментировать увиденное и, таким образом, дать подробную консультацию, связанную с первоначальным запросом родителя, разъяснить методы и приемы, используемые педагогом, дать рекомендации.



Посещая досуговые мероприятия (праздники и развлечения) в качестве зрителя, родители также расширяют свое представление о жизни детей в детском доме, о формах обогащения их опыта, о предоставлении детям возможности общаться с детьми и взрослыми в разных ситуациях. Но наиболее ценным является непосредственное участие родителей в мероприятиях. В одном случае они заранее готовятся (например, мамы и дети танцевали на новогоднем празднике), в другом — участвуют в интерактивных мероприятиях, т.е. по ходу сценария подключаются и участвуют вместе с детьми в играх, танцах.

Особо стоит сказать о гостевых днях. В группах ждут гостей — родственников домашнего ребенка. Так как это планируется заранее, то продумывается, как будут гостей встречать. Это может быть чаепитие, показ маленького спектакля или просто организация игр, в которых участвуют и дети, и гости. Ощущение праздника вызывает радость общения, разнообразит жизнь детей, а родители имеют возможность увидеть жизнь детей «изнутри»: видят общение детей друг с другом, их возможности и умения в том, что дети вместе с воспитателем подготовили для гостей, взаимоотношения воспитателя и детей. Видят, как вписывается их ребенок в группу, насколько он активен. В любом случае, зная об атмосфере в группе, о её детях, о контактности воспитателя с детьми, видя искреннюю заботу сотрудников ДДИ о воспитанниках, родители чувствуют себя более спокойно и с большим доверием относятся к учреждению



В детском доме продуман механизм организации индивидуального консультирования. В приемном отделении всегда находится журнал записи на консультации. Родитель оставляет в журнале запрос на встречу с каким-либо специалистом и свой контактный телефон. Куратор этого направления работы (один из психологов) информирует специалиста о желании родителя с ним встретиться. Специалист созванивается с родителем, и они договариваются о времени встречи.

Все активнее стали внедряться групповые формы с родителями. Родительские встречи, направленные на психолого-педагогическое просвещение, повышение родительской компетентности, проходят в рамках клуба «Школа родителя особого ребенка», психологических занятий «Общаться с ребенком. Как?», психологических тренингов. Родители имеют возможность познакомиться со специальными коррекционными и методическими приемами, необходимыми для проведения занятий с проблемным ребенком в домашних условиях, с эффективными методами родительско-детского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка с отклонениями в развитии. Родители получают психологическую помощь, обучаются приемам самопомощи в стрессовых ситуациях. И, конечно, немаловажным для оказания помощи и поддержки друг другу, является обмен личным опытом родителей, имеющих схожие проблемы.



Таким образом, оказание психолого-педагогической помощи семье – это комплексная работа всех сотрудников учреждения, проводимая целенаправленно и систематически. Новые активные формы работы специалистов детского дома-интерната с родителями/представителями воспитанников помогают наладить доброжелательные взаимоотношения, повысить эффективность реабилитационного процесса за счет развития педагогического потенциала родителей.