Формы работы с родителями

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Москаленского муниципального района Омской области

«Алексеевская средняя общеобразовательная школа»

ДОКЛАД

Родители и школа.

Об эффективных формах взаимодействия.

Выполнила:

Жусубаева Айна Жаныбековна

Цени превыше всех открытий,

Устои жизненные чтя,

Три мира воедино слитых,

Семью, учителя, дитя.

Сегодня многие родители заинтересованы в успешном обучении и развитии ребенка. Однако не всегда есть понимание того, что хороших результатов можно добиться только при активном взаимодействии родителей и школы. Названная проблема затрагивает многие современные школы и нашу школу в том числе. И с каждым годом она становится все более актуальной. Почему? С чем это связано?

В последнее время все чаще и чаще в специальной литературе и в периодической печати появляется термин «кризис семьи». Очевидно, следует признать, что частичные признаки его действительно наблюдаются. Следствием этого стали реалии последних нескольких лет, свидетелями которых мы являемся:

- болезненный переход к рынку породил резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей и повышение комфортности и материальной обеспеченности детей из обеспеченных семей, что порождает неприязненные взаимоотношения детей, возникновение ссор, драк, разборок, затаенной зависти;

- приобщение детей к употреблению алкоголя, табакокурению, наркомании;

- усиление бродяжничества детей и подростков;

- половая распущенность;

- рост фактов подросткового и юношеского суицида и попыток к нему;

- резкое падение авторитета родителей и педагогов, рост конфликтности детей со школой, родителей с детьми и со школой.

Это не полный тревожный перечень нынешних явлений ставит на повестку дня проблему семейного воспитания и взаимосвязи школы и семьи как одну из актуальных проблем педагогической науки и практики.

В последнее время в нашей школе намечается такая тенденция: учатся дети из разных по типу семей и семейных отношений. И, к сожалению, в этих семьях растут не только дети – коллективисты, но и дети педагогически запущенные с ассоциальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитание детей не организованы, пущены на самотек. Есть такие семьи с низким материальным о развитие обеспечением, находящиеся за чертой бедности по разным причинам (безработица, низкая зарплата, алкоголизм родителей, неумение строить бюджет семьи и др.), которые могут породить разные последствия: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовных потребностей (тормозится развитие детей); эксплуатацию детей в качестве добытчиков материальных благ (вовлечение в трудовую деятельность, в деятельность, подрывающую физические силы, сопряженную с риском для жизни, отрыв от учебы и систематического воспитания в школе и семье); допущение, а иногда и стимулирование безнравственной и противоправной деятельности, приносящей в семью доход. Неполная семья из – за недостатка материнского или отцовского влияния может породить маскулинизацию девочек и феминизацию мальчиков. Семьи со сводными детьми могут породить неприязненные, даже враждебные отношения детей между собой и с окружающими. Семьи, умышленно или неумышленно допускающие безнадзорность детей, которые находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях молодёжи.

Все это порождает проблемы, возникшие в современной школе.

Школа всегда стремилась слить воедино три мира: родителей, учите и детей. В единении и целенаправленности – успех всей работы по формированию личности. Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную , творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с ними своей добротой, опытом, знаниями.

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.

Школа перед собой ставит много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семь является самым мощным средством в формировании личности ребенка .

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объединяются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

Самое главное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь отца и матери к детям уродует их».

Инновационные процессы, новые технологии, которые внедряются в учебно – воспитательный процесс, рассчитаны на то, чтобы прежде научить жить, а потом учить решать задачи по предметам.

Школа без семьи не в состоянии в одиночку решить эту проблему.

В связи с этим педагоги нашей школы решили заменить сам подход к организации и проведению традиционных форм работы с родителями, основной из которых является родительское собрание. Главная цель нового подхода – привлечь большинство родителей к принятию решений в классе и школе.

Поэтому одной из забот классного руководителя является организация работы с родительской общественностью, оказание ей методической помощи. Объектами внимания для классного руководителя должны стать родительский комитет и созданный на его основе Совет класса.

Хорошо, если обязанности в родительском комитете распределяются так: председатель, казначей ответственный за помощь детям в учебе, ответственный за хозяйственную работу, ответственный за культмассовую работу.

Председатель организует работу родительского комитета, составляет план работы, активно участвует в организации и проведении родительских объединений.

Казначей собирает родительские средства на нужды классного коллектива, составляет вместе с классным руководителем смету расходов, отчитывается перед родителями за использование средств.

Ответственный за учебную работу проявляет интерес к учебной работе детей, организует посещение уроков, помогает в приобретении необходимых учебников и пособий, по возможности силами родителей оказывает помощь отстающим в учебе детям, вместе с классным руководителем и родителями ученика способствует формированию учебной мотивации, ответственного отношения к учебе, сознательной дисциплины в классе во время учебных занятий.

Ответственный за хозяйственную работу организует помощь родителей в соблюдении хорошего санитарного состояния класса, в ремонте и оформлении классного помещения, помогает в приобретении необходимых для класса хозяйственных вещей.

Ответственный за культмассовую работу организует помощь родителей в организации экскурсий, походов, внеучебных развлекательных мероприятий, культпоходов в театр, кинотеатр, привлекает родителей к организации кружков, к проведению классных часов, вечеров и т.д.

В нашей школе проводятся классными руководителями проводятся лектории («Курить – здоровью вредить!» , «Физиологические и психологические особенности старших школьников», «Выбор профессий – дело серьезное» и т.д.), которые оказывают помощь родителям в преодолении затруднений по тем или иным вопросам.





Очень важной формой взаимодействия школы и родителей является вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми. Это участие во всех видах внеурочной деятельности, будь то экскурсии, походы, вечера, турниры, конкурсы, ремонт и благоустройство школы. Участие в работе Совета школы, школьного и родительского комитета.

Индивидуальная работа проводится социальным педагогом с неблагополучными семьями учащихся; аморальными и противоправными, обеспечивающими надлежащего развития и воспитания детей.

Посещение семьи, как форма работы с родителями на сегодня в педагогике очень спорная. С одной стороны классный руководитель лучше узнает условия, в которых живет ребенок, и значит, сможет по возможности влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что ведет к осложнению взаимоотношений педагога с семьей. Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации. Если в своей практике учитель использует эту форму работы с семьей, желательно соблюдать следующие условия:

- не приходить в семью без предупреждения;

- не планировать визит более чем на 5 – 10 минут (чтобы не быть обременительным);

- не вести беседу стоя, у входа, в верхней одежде (родители могут растеряться, придите им на помощь: «Разрешите раздеться, где у вас можно присесть и поговорить!»;

- нельзя вести беседу в агрессивном тоне!

- не поучайте родителей, а советуйте!

- желательно вести беседу при ребенке, выбрав щадящую для него форму и содержание (если беседа проходит без ребенка, то зачастую родители, пересказывая беседу, с умыслом искажают ее в свою пользу).

Вопросы дисциплины и успеваемости отдельных учащихся не обсуждаются на общих собраниях. Такие вопросы решаются, как правило, индивидуально, в отдельных беседах с родителями.

Эффективными формами являются:

- индивидуальные тематические беседы и с группами родителей («Мужская рука», «Отец – кормилец или воспитатель», «Здоровая семья»);

- педагогические практикумы для родителей (родителям предлагаются на обсуждение ситуации, которые помогут решить возникшие проблемы)

Еще одной из форм взаимодействия с родителями являются дни открытых дверей (по субботам), когда родители могут решать вопросы с любым учителем и представителями администрации.

Школа в течение года проводит встречи с родителями – конференции. Проблемы, обсуждаемые на этих конференциях, становятся темой разговора и на родительских собраниях. В будущем мы планируем проведение родительских собраний самими родителями, членами родительских комитетов (используя опыт других школ).

В работе конференции принимают участие представители администрации школы, различные специалисты (психологи, участковый, медицинские работники и другие, учителя). Тематика таких конференций разнообразна: от знакомства с концепцией и программой развития школы до проблем социальной и психологической защиты детей, их безопасности. В выступлениях на общем собрании сообщается актуальная информация, ставятся вопросы для обсуждения (как руководителями и педагогами школы, так и родителями).

Одна из форм взаимодействия – посещение родителями занятий не только в тех классах, где учатся их дети, но и занятий в старших классах как показатель перспективы развития детей в школе. После посещения желательно проводить обсуждение проблем. В ходе этих обсуждений не только вырабатываются совместные решения по тем или иным вопросам школьной жизни, но и происходит постепенное изменение родительских установок, неявное согласование целей образования, изменение отношения к школе, ко многим принципиальным вопросам воспитания и обучения, развития ребенка.

Администрация школы планирует тематику собраний на год, что позволяет совместно с родителями решать не только текущие, но и стратегические задачи развития школы. Планирование тематики родительских собраний желательно проводить в режиме обсуждения, в котором будут принимать участие родители, классные руководители, администрация школы. Ставятся проблемы, актуальные для развития ребенка в образовательной среде общения.

В нашей школе разработаны единые требования к педагогической деятельности родителей.

Родители воспитывают труженика, доброго человека.

Хорошая, здоровая жизнь ребенка в семье, дружеские взаимоотношения родителей, их честный труд, личный моральный пример – главный метод и важнейшее условие правильного воспитания детей.

Физическое воспитание детей – первейшая обязанность родителей. Они обеспечивают детей питанием, одеждой, обувью, приучают заниматься физкультурой, укрепляют здоровье детей в разнообразном труде.

Важнейшей задачей родителей является трудовое воспитание детей через их участие в домашнем и учебном труде, в общественно полезной работе, в производительном труде. Это позволяет приучить детей преодолевать трудности.

Вместе с учителем, классным руководителем родители определяют режим дня школьника и настойчиво проводят его в жизнь. Распорядок труда и отдыха детей, устанавливается с учетом особенностей их возраста, индивидуальных качеств, условий учебной работы в школе, состояния здоровья. Очень важно умение родителей контролировать выполнение детьми режима дня.

Важнейшей задачей родителей является умственное воспитание детей, т.е. развитие познавательных способностей, развитие наблюдательности, речи, мышления, формирования убеждений и взглядов. Особую заботу проявляют родители об улучшении успеваемости детей, о приобретении ими прочных и глубоких знаний, практических навыков.

Отец и мать постоянно следят за тем, что и как дети читают, какие смотрят фильмы, умеют ли пересказывать прочитанное или просмотренное, оценить книгу, спектакль, кинокартину, сделать для себя нужные выводы, проявляя нетерпимость к плохому и отжившему, заимствуя хорошие примеры и образцы.

Родители помогают своим детям в подборе друзей, приучая их брать пример с хороших поступков товарищей и при необходимости оказывать положительное влияние на друзей. Если это не удается, то родители предлагают ребенку не общаться с таким товарищем.

Родители интересуются общественной работой детей, их участием в школьной работе, следят за ростом и изменением интересов и привычек детей.

Очень важно в условиях семейного воспитания развивать у детей художественный вкус, приучать любить искусство, природу, жизнь, видеть красоту в труде. Главное же – бороться за нравственную красоту самого человека.

Родители создают и одерживают в семье трудовые семейные традиции, соблюдают положительные семейные обычаи, приучая детей соблюдать и продолжать их. Хорошие традиции укрепляют семью.

Нельзя допускать противоречий и споров родителей при детях о методах воспитания, средствах наказания и т.п. В вопросах воспитания детей старшие должны действовать согласовано.

Родители видят в школе своего друга, помогают администрации школы, учителям, родительскому комитету. Родители не должны при детях критиковать школу и учителей. Они обязаны поддерживать в глазах детей авторитет школы и требовать от них точного выполнения требований и просьб учителей. Свои замечания и предложения по улучшению обучения и воспитания детей в школе следует высказывать только учителям и руководителям школы в тактичной форме на собраниях и в индивидуальных беседах. Тогда дети будут лучше учиться и трудиться.

Родителям очень важно постоянно приобретать и расширять свои педагогические знания и умения, учиться искусству воспитания, заимствовать лучший опыт воспитания детей в других семьях.

Воспитание детей – это наш общий большой и сложный труд; этому надо постоянно учиться.

Подводя итог своего выступления, хочется сказать о том, что только в единстве родителей, школы, детей можно достигнуть положительных результатов в воспитании и формировании ребенка как полноценного человека, культурного, высоконравственного, творческого и социально зрелого.