Формы работы на уроке по актуализации знаний

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №100 им. С.Е. Цветкова»

Котельникова Е.В.

«Формы работы на уроке по актуализации знаний»

В последнее время в закоулках моей памяти все чаще и чаще всплывают мои школьные годы и те дни, когда я переступила порог школы в качестве учителя. И все чаще и чаще я провожу параллель, сравниванию дни сегодняшние с днями минувшими. Сравнение, к сожалению, происходит не в пользу первых. Когда-то на 30 учеников, с блеском, интеллектом в глазах, с радостными лицами от удачно выполненной работы приходилось не более трех ребят, относящихся к учебной работе не совсем серьезно. Сегодня же все с точностью наоборот: из 30 учеников лишь 5-6 человек (в лучшем случае!) нацелены на серьезное обучение и получение качественного образования. Причин такого подхода к вопросу образования много, как объективных, так и субъективных. Но не о них сегодня речь.

Наши сегодняшние уроки, уважаемые коллеги (и мои лично, и некоторые ваши) часто напоминают моно спектакль, своеобразный театр одного актера: сам рассказал, сам спросил, сам же и ответил, а оценки получают ученики: один раз рот открыл — «4″, 2-3 раза — «5″, зашел на урок или хотя бы смотрел на учителя во время объяснения — получите «3″. Обидно, обидно и страшно… Имея отличную школу (пусть и с ремонтными изъянами), имея потрясающее оснащение мы не можем качественно давать уроки… Конечно, с таким контингентом учеников работать трудно, порой кажется просто невозможно. И на ум опять приходит театр… В одном из своих воспоминаний Иван Дыховичный, знаменитый актер и режиссер, недавно ушедший из жизни, говорил о своей десятилетней работе в театре на Таганке: и театр стал не тот, и зритель не тот. Раньше зритель был думающий, смотрел спектакль, размышлял, читал между строк, а сегодня — подавай развлечение, пошлые шутки и сцены, лишенные нравственности… Вот так и школа стала не та, и ученики не те, и мы с вами, уважаемые коллеги, тоже изменяемся, к сожалению. Мне стыдно, и, безусловно, неприятно констатировать тот факт, что наши не все, но многие, уроки оставляют желать лучшего. Критически оценив некоторые свои уроки и фрагменты, заметьте — фрагменты, уроков своих коллег, невольным свидетелем которых становлюсь иногда, я пришла к выводу, что в большинстве случаев мы махнули рукой на качественное проведение учебных занятий. Мы, конечно же, большие умницы: подбираем интересные сведения, создаем презентации, мини фильмы, разноплановые дидактические материалы, участвуем в различных конкурсах, имеем личные сайты и т.д. Но, есть огромное НО:

- темп урока снижен (не подтягиваем ребят к нормальному темпу, а снижаем сами скорость работы, причем у каждого из нас найдется этому логичное объяснение);

- часто забываем о хотя бы небольшом контроле знаний по теме прошлого занятия на начало урока (ссылаемся на небольшую скорость работы, на боязнь не успеть выдать тему, на частые дисциплинарные замечания)

- не практикуем (масштабно, это делают лишь единицы) рецензирование ответов одноклассника;

- ориентируемся уже не то что на сильного ( в нашем случае среднего ученика; если посмотреть объективно — «отличников» нет), а на слабых обучающихся;

- Порой занимаемся попустительством: не пришел на урок — сдашь реферат (работу, которая далека от идеала); не взял учебник — попроси у товарища; не сдал тетрадку — принеси потом. Этот ряд можно продолжать долго. К нашему стыду, потом некоторые ученики недоумевают: зачем ходить на урок и что-то делать, если «3″ поставят в любом случае.

Невзирая на национальные меньшинства и русских ребят со способностями ниже средних, нужно срочно менять формы элементов урока. Ничего нового, просто попробовать вспомнить те добрые времена, когда мы с вами ощущали себя настоящими учителями, а именно активизироваться самим, ужесточить дисциплину на уроке; увеличить темп занятия; может быть в меньших количествах и более грамотно использовать мультимедиа (многие ребята считают это развлечением). Я имею ввиду учебные фильмы, ролики, аудиозаписи, которые в обязательном порядке должны сопровождаться рядом заданий с обязательным последующим контролем.

И, уважаемые коллеги, позвольте вам напомнить некоторые формы работы, которые, на мой взгляд, помогут активизировать знания именно наших учеников.

1. Обязательный текущий контроль знаний по теме предыдущих занятий или только что проведенного на начало урока или(и) его конец:

- фронтальный

- коллективный (всевозможные виды письменных проверочных работ: мини тесты, экспресс диктанты и т.д.)

2. При объяснении нового материала считаю целесообразным использовать опорные схемы, конспекты, которые создаются вместе с учениками во время объяснения (а не представлены в готовом виде на доске или слайде). Желательно цветовое оформление, значки и символы привести в систему.

3. Уместно после объяснения материала проговаривание данной схемы вслух одновременно всему классу вместе с учителем или соседу по парте (хотя бы 1 раз, но каждый присутствующий проговорит только что изученную тему).

4. Считаю возможным и необходимым обучить ребят работать по алгоритму.

Если каждый из нас на своих уроках будет использовать в системе предложенные формы работы, а они позволяют легче и прочнее усвоить теоретический материал, то уверена, что некоторого сдвига в лучшую сторону мы все же добьемся.

Разрешите предложить вашему вниманию информационные листы — напоминания «Формы работы на уроке по активизации знаний».