Формы организации уроков производственного обучения

ВИДЫ уроков производственного обучения

«А»

Аукцион. Заключается в публичной «продаже с молотка» «простых» предметов. «Продажу» осуществляют за знания – ответы, а «купившим» считается тот, кто последним дает правильный ответ. Предметы для продажи подбираются так, чтобы предложить «цепочку» ответов, где последний — самый трудный.

«Б»

Блицтурнир. Цель такого урока – повторение и обобщение изученного материала. Его форма – диалог-соревнование между двумя группами, выявляющий качество усвоения материала. Это конкурсы. Они проводятся на уроке систематизации знаний и умений. Их цель – развитие устной речи, осмысленное понимание материала, быстрота реакции.

«В»

Вводные уроки. Проводятся в начале учебного года, когда учащиеся приступают к изучению нового курса.

Цель таких уроков — создать у учащихся соответствующие психологические установки на предстоящую учебную работу, вызвать интерес к знаниям и умениям.

Взаимоконтроль. Это уроки опроса и закрепления умений по ранее пройденному материалу. Группа учащихся делится на подгруппы по 3-5 человек. Команды комплектуются по принципу добровольности, но в каждой группе должны быть «слабые», «средние», «сильные» учащиеся, которые проверяют друг друга при выполнении заданий. При этом проявляются чувство ответственности друг перед другом, взаимопомощь, взаимовыручка.

«З«

Закрепление нового материала. Основной дидактический смысл заключается в закреплении и осмыслении изученного материала в виде соответствующих навыков и умений, как моторных, так и интеллектуальных. Такие уроки всегда связаны с повторением пройденного материала, выполнением заданий с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Целью уроков закрепления является не изучение нового материала, не разрешение теоретических проблемных вопросов, а тренировка, которая должна обязательно предполагать необходимую вариативность работ, требующую от учащихся переноса знаний и умений и их использования в нестандартных ситуациях.

Интегрированный (межпредметный). Это урок интегрированных связей нескольких предметов. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, умений, сколько на развитие образовательного мышления. Структура таких уроков отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативностью, емкостью материала.

Интегрированные уроки предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся, перенапряжение за счет переключения на разнообразные виды деятельности; резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, памяти, речи.

«К»

Комбинированный. Такие уроки наиболее распространены. Они имеют несколько дидактических целей и включают все структурные элементы. Каждый из элементов комбинированного урока требует определенных методов и форм организации деятельности учащихся. Закрепление знаний и умений на комбинированном уроке целесообразно проводить по ходу изучения нового материала. Домашнее задание может быть дано на разных этапах урока, важно лишь четко проинструктировать, как правильно его выполнять, какие знания и умения, опыт творческой деятельности необходимо приобрести и хорошо усвоить.

Консультация. Цель такого урока – оказание учебной помощи учащимся. Такие уроки обеспечивают удовлетворение интересов всех групп изучающихся, а именно:

— недостаточно хорошо усвоили теоретический материал;

не научились решать типичные задачи;

не усвоили приемы работы;

нуждаются в совете по подготовке к написанию реферата, доклада и т.д.

Конференция. Такой урок организуется как совещание специалистов по какой-либо науке, как собрание специалистов-практиков, занимающихся проблемами использования достижений науки, в производстве, как совещание предметников и философов, разрабатывающих мировоззренческие проблемы, как собрание специалистов разных профилей, решающих общую глобальную проблему. Учащиеся, как правило, выступают с докладами и сообщениями. Все сообщения готовятся самостоятельно и дома, а на уроке их только озвучивают. Базой для такой работы служит дополнительная литература: научно-популярные книги, журналы, газеты. Цель уроков-конференций – расширение и углубление учебного материала, ознакомление с новыми сведениями за счет обращения к разным литературным источникам. Происходит обмен мнениями. Формы работы в процессе подготовки – изучение литературных источников, в ходе самого урока – взаимоинформация учащихся, ведение тезисных записей, составление плана.



«О»

Обобщение и систематизация знаний. Главная дидактическая цель: обобщение и систематизация изученного материала, определение в нем основных понятий, закономерностей, областей применения, этапов процесса познания. Вводный инструктаж урока может состоять из трех частей:

1-я часть. Фронтальное повторение пройденного материала по вопросам.

2-я часть. Выдвижение и решение проблемы.

3-я часть. Экспериментальная работа.

Цель обобщающих уроков – приобретение учащимися новых знаний, умений на базе систематизации и обобщения.

Такой урок может быть построен на самостоятельной работе учащихся с самостоятельными дидактическими карточками и таблицами, учебником или дополнительной литературой. Обобщение и систематизация знаний не только способствуют лучшему запоминанию и применению знаний, но и повышают их уровень, помогают усвоить фундаментальные знания. На таких уроках используется большое количество средств обучения – инструкционные карты, схемы, таблицы, фотографии, экранные пособия, плакаты, наглядный иллюстративный материал.

«П»

Пресс-конференция. Эти уроки имитируют проходящие в жизни пресс-конференции, когда группы общественных деятелей или ученых ведут беседу с представителями прессы, направленную на выяснение важнейших вопросов и проблем с целью их популяризации и пропаганды. Уроки этого типа способствуют развитию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой, прививают любознательность, вырабатывают умение работать в коллективе, оказывать взаимопомощь.

«Р»

Ролевая игра. Такие уроки имитируют научную, производственную, социальную деятельность людей. Моделируют самые разнообразные жизненные и производственные ситуации с целью изучения нового материала, его закрепления, расширения и отработки знаний.

«С»

Семинар. Урок углубляет и систематизирует знания. Непременное требование к нему – активное участие каждого учащегося. На семинарах предполагается более высокая степень конкретизации учебного материала. Они требуют от учащихся серьезной самостоятельной работы с дополнительной литературой, чтения нового источника, сравнения материалов, подбора интересных фактов.

Семинар – форма организации коллективной работы учащихся в рамках урока, который характеризуется коллективным обсуждением заранее запланированных вопросов.



С использованием компьютера. Тип урока, который позволяет в концентрированной форме изучать и повторять материал по теме в темпе, который каждый учащийся сам подбирает в соответствии с индивидуальными особенностями. Такие уроки работы на компьютерах создают у учащихся положительный эмоциональный настрой на учебу, обеспечивают их большую информированность.

Соревнование. Это прием введения в урок элементов игры. Они основаны на групповой деятельности учащихся. Бывают разными по содержанию, структуре, форме организации, разной может быть их роль в учебном процессе.

Сочинение. Уроки этого типа посвящаются творческим работам учащихся. Они являются повторительными и основываются на изученном материале. Чтобы написать сочинение, надо не только владеть фактическим материалом, но и уметь грамотно выражать мысли.

«Т»



Творческий отчет. Такой урок проводится с целью повторения и обобщения материала, систематизации знаний. На нем учащиеся показывают и защищают свои творческие работы. На смотр и защиту могут представляться проекты, модели, стенды, рисунки, доклады, экспериментальные исследования. Отчет должен содержать аргументацию выбора темы, изложение сути работы, объединение полученных результатов с опорой на знание.

Турнир. Цель такого урока – повторение и обобщение изученного материала. Его форма – диалог-соревнование между двумя группами, выявляющий качество усвоения материала. К этому типу уроков относятся и блицтурниры. Это конкурсы. Они проводятся на уроке систематизации знаний и умений. Их цель – развитие устной речи, осмысленное понимание материала, быстрота реакции.

«Ф»

Формирование или совершенствование умений. Такие уроки направлены на формирование специфических умений и навыков, которые тесно связаны с теоретическими знаниями, их закрепление и обучение применению. Основной формой учебной деятельности на этих уроках являются практические работы, обучающие или тренировочные.

« Э »

Экскурсия. Это одна из форм организации обучения учащихся, направленное на ознакомление с видами работ на предприятии. Такие уроки прежде всего призваны показать учащимся возможности практического применения знаний, умений, полученных при изучении материала по предмету.