Формы организации учебного процесса

Конкретные формы организации учебного процесса.

Учебный процесс в школе реализуется в конкретных формах организации обучения. Формы организации учебной работы определяются составом учащихся, местом и временем занятий, последовательностью видов деятельности учащихся и способами руководства ими со стороны учителей. Процесс обучения осуществляется через множество форм организации, взаимно дополняющих друг друга. Только в системе форм организации может быть осуществлён полноценный процесс обучения. В «Толковом Словаре Русского Языка» можно прочитать, что «Форма — вид, устройство, тип, структура, конструкция, характер которой обусловлен содержанием». Исходя из этого определения форма организации учебного процесса рассматривается как специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен её содержанием, методами, средствами, видами деятельности учащихся. Форма отражает систему устойчивых связей предмета. Предметом формы обучения является отрезок процесса обучения. Учитывая в словосочетании «форма организации» не только первое слово, но и второе, рассматриваем форму организации учебного процесса как упорядочение, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя с учащимися при работе над определённым содержанием учебного материала.

В современной школе основная форма обучения — урок. Это обстоятельство не исключает, а предполагает другие формы организации обучения. Все уроки можно разделить на три группы: урок ознакомления, урок закрепления и урок проверки знаний, умений и навыков. На уроке ознакомления с новым материала можно использовать такие формы организации учебной работы: лекция, экскурсия, беседа, лабораторная работа, конференция, традиционный урок. Урок закрепления может включать такие формы как: семинар, практикум, консультация, лабораторная работа, конференция, урок ключевых задач, работа в парах постоянного и смешенного состава. На уроках проверки знаний возможна организация самостоятельной работы, урока — зачёта, контрольной работы, собеседования, викторины, игры и т.д.. Выбор форм зависит и от темы урока, и от уровня подготовленности учащихся, и от объема изучаемого материала, его новизны, трудности. Поэтому подбирать формы нужно очень тщательно.

Некоторые конкретные формы организации учебного процесса, применяемые в школе.

Лекция — самый трудный вид урока даже для опытного учителя. С одной стороны, учитель должен быть блестящим лектором, с

другой — держать в поле зрения каждого ученика класса и управлять его деятельностью. Лекционная форма обучения даёт положительный эффект в тех случаях когда:

объем теоретического материала велик, а задач к нему недостаточно;

большая часть материала носит вспомогательный характер и необязательна для усвоения всеми учащимися;

ранее изученного не достаточно для организации обучения в активном режиме, т.е. тема для учащихся является почти совсем новой;

необходим вводный или обзорный рассказ учителя по крупной теме курса.

За 45 — 90 мин. Учитель излагает все наиболее важные сведения по теме. Это не просто пересказ, это как бы трансформация темы через личный опыт учителя, интерпретация темы учителем. Выделяются вводные и обзорные лекции.

Семинар чаще всего используется для рассмотрения дополнительного материала, воспроизведение которого каждым учеником не требуется, но отдельные моменты, выводы и факты весьма полезны и даже необходимы. На семинаре рассматриваются исторические факты и практические приложения изучаемого материала. В одной теме трудно и едва ли нужно проводить более одного семинара, так как он связан с длительной и серьёзной подготовкой. Семинар уместны, когда после нескольких уроков в классе наметилось расслоение по уровням. В ходе подготовки к семинару ученики приобретают навыки проведения научного исследования и его оформления, учатся защищать свои убеждения, рецензировать выступления товарищей. На семинаре сочетается форма беседы и дискуссии учащихся с целью углубления и совершенствования знаний.

Консультация. Цель её проведения — научить школьника задумываться над проблемой, уяснять какие возникают затруднения при знакомстве с определённой темой; а для разрешения этих затруднений — сформулировать вопросы, на которые он хотел бы получить ответ. В самом начале проведения консультаций можно помогать ученикам формулировать вопросы. К каждой консультации можно предложить ученикам готовить карточки с вопросами и задачами.

Урок — зачёт. Зачёт — это специальный этап в контроле, цель которого — проверить, достигнут ли учениками уровень обязательной подготовки. Зачёты подразделяются на текущие и тематические. Текущие проводятся систематически в ходе изучения темы и охватывают небольшие смысловые порции. Тематические устраиваются в конце изучения темы. Зачёты бывают открытыми, когда учащимся предоставляются списки обязательных вопросов, и закрытыми, без



предоставления этих списков. Зачёты — это уроки индивидуальной работы, которые служат как для контроля и оценки знаний, так и для обучения, воспитания и развития. На зачёт можно отводить как один, так и два. Систематический контроль знаний учащихся по информатике — одно из основных условий повышения качества обучения.

Конференция; может быть использована, когда материал не обладает большой степенью новизны, трудности, хорошо изложен в учебном пособии. Преподаватель может предварительно подготовить дискуссию. Для этого он заранее распределяет задания. Эта форма организации обучения подходит для учащихся, имеющих сформированные умения и навыки работы с литературой. Заключительная конференция направлена на закрепление и совершенствование знаний. Отличительная особенность — метод дискуссий. Заранее распределяются темы докладов. На занятии доклады слушаются и обсуждаются. Конференция может строиться как дискуссия с обсуждением полярных точек зрения. Учитель проводит итоги обсуждения и формирует выводы. Эта форма рассчитана на учащихся старших классов.

Собеседование. Основной метод — индивидуальная беседа, позволяющая выяснить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся.

Самостоятельная работа с книгой. Планируя урок, учитель выделяет те разделы или вопросы, которые ученики будут самостоятельно изучать в книге. Формы организации этой работы следующие: чтение и выделение основных моментов и главной мысли в тексте. При работе с книгой могут быть использованы следующие приёмы:

сравнение новых знаний с о старыми;



выделение непонятных мест в тексте;

постановка вопросов к тексту и ответы на них;



выделение главной мысли;

составление плана, конспекта.

Всему этому следует учится и на уроке. Если тема позволяет, учитель может использовать это. Умение пользоваться литературой необходимо для подготовки к лекции, семинару, конференции.

Самостоятельная работа на уроке может носить обучающий и проверочный характер. Одна из основных задач учителя при этом, вовремя заметить и поддержать склонность ученика к творческому восприятию учебного материала и его желание самостоятельно преодолеть возникшие трудности. Объём самостоятельной работы, её характер зависит не только от сложности учебного материала, но и

Домашняя работа имеет огромное значение. Это естественное продолжение урока. Домашнее задание подразделяется на письменное и устное. К устным относится усвоение правил, повторение пройденного материала, к письменным — решение примеров и задач, составление блок-схем, конспектов. Формы и методы организации домашних заданий разные, зависят они от класса, от темы, от самого характера заданий. Домашние задания должны быть правильно дозированы и восприниматься учащимися с интересом.

Общие формы организации учебной работы.

Групповые формы учебной работы могут играть положительную роль только в сочетании с фронтальным. Если учитель общается одновременно со всем классом, проявляется фронтальная форма организации обучения, с малыми группами класса — групповая форма, с отдельными учениками — индивидуальная. Фронтальные формы, как и индивидуальные, возможны на уроке, семинаре, практикуме и т.д. Они могут применяться как на классных, так и на факультативных занятиях. Фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации учебной работы применимы в разных звеньях процесса обучения. Им присущи все компоненты процесса обучения. Эти формы отличаются друг от друга количеством учащихся и способами организации работы.

При фронтальном обучении весь класс работает над одной учебной задачей. Её принципы: необходимость совместной работы, конкретный вид связи, общий предмет и цель обучения, тесные отношения между учителем и учащимися, прямое руководство учителя, сотрудничество учащихся. Учитель управляет учебной деятельностью всего состава класса, внося некоторые коррективы в организацию их работы за счёт индивидуального подхода.

При групповой форме состав класса для работы разбивается на типологические группы, бригады, звенья. Учителю нужно определить задания группам, обеспечить контроль за их учебной деятельностью. Групповая форма предполагает функционирование разных малых групп, работающих как над общим, так и специфическими задачами. В процессе работы осуществляется сотрудничество узкого круга учащихся в группах. Каждая группа работает своим темпом. Работа строится на принципах самоуправления учащихся с менее жестким контролем учителя. Работа в парах тоже относится к груп-

При индивидуальной работе каждый ученик работает самостоятельно, проявляя инициативу, темп его работы определяется степенью целеустремлённости, работоспособности, развитости интересов, склонности.

Таким образом, форма учебной работы — это конструкция отрезка процесса обучения, характеризующаяся особыми способами управления, организации и сотрудничества, учащихся в учебной деятельности. Наряду с положительными сторонами фронтальная форма работы имеет и недостатки. Она не рассчитана на учёт индивидуальных различий. Взятый темп урока может показаться быстрым слабому, но медленным — сильному ученику. Групповая форма создаёт больше условий для проявления особенностей каждого ученика. Общаясь друг с другом, учащиеся имеют возможность высказываться значительно чаще, чем при фронтальной работе всего класса.