Формы и методы успешного обучения детей с ОВЗ

Формы и методы успешного обучения детей

с ограниченными возможностями здоровья.

Сотникова Н.В. , учитель математики, член

ПМП консилиума Льговской с(к)о школы-

интернат VIII вида.

«Хороших методов существует столько, сколько существует

хороших учителей» Д.Пойя

Никто так хорошо не знаком с проблемой детских неудач, как педагоги. Боль -шинство детей не имеют интереса к учёбе, они замкнуты и апатичны. Учителя постоян- но пытаются найти к ним новые подходы.

Школьная неуспешность обусловлена рядом внешних и внутренних факторов. Поэ- тому необходимо учитывать соответствие педагогических требований, предъявляемых к ребёнку, с его возможностями. Своевременное выявление причин, приводящих к не- успеваемости, и соответствующая коррекционная работа позволяют уменьшить вероят- ность перерастания временных неудач в обучении в хроническую неуспеваемость. Это, в свою очередь, снижает возможность возникновения у ребёнка нервно- психических, психосоматических расстройств, различных форм девиантного поведения, развиваю — щихся на основе стрессовых состояний. Пониженная способность к усвоению знаний нашей категории воспитанников- умствен- ная деятельность, характеризующаяся недостаточной способностью к анализу и обобще- нию знаний. У таких детей преобладает интуитивно-практическое мышление над словес- но-логическим. Усугубить положение могут трудности психологического и социального характера. Непременным условием эффективной работы с неуспешными детьми является совмест- ная работа специалистов – это психолог, логопед, социальный работник, педагоги, роди- тели, администрация образовательного учреждения. Одной из наиболее эффективных форм коллективной деятельности со специфическим кругом диагностико-воспитатель- ных функций и задач является ПМПк . Цель ПМПк : на основании достоверной диагностики определение специальных образо – вательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию и социум детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Одной из задач, решаемых консилиумом, является разработка целостной программы индивидуального сопровождения учащихся в целях коррекции их развития. Система коррекционно- развивающего обучения – это форма дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. Коррекционно- развивающее обучение выстроено на системном подходе и, будучи личностно ориентировано на каждого ребёнка, направлено на обеспечение успешности и качества усвоения знаний, общее развитие воспитанников. Основное содержание моей работы, как учителя-дефектолога и члена ПМПк, состоит в следующем: — выявление и обследование детей, нуждающихся в специализированной помощи; -определение пути работы с ними с рекомендациями учителю о приёмах наиболее эф- фективной помощи в каждом отдельном случае; -разработка индивидуальных коррекционных программ развития в условиях взаимо — действия специалистов школьного ПМПк; — анализ результатов школьной успешности, сопоставление личностного и психического развития ребёнка и на основании этого корригирование программы дефектологических занятий; — проведение консультаций для родителей и педагогов по вопросам обучения и вос- питания ребёнка.



Пути повышения эффективности обучения ищут многие педагоги. В учебном процес- се сохраняются противоречия между фронтальными формами обучения и индивидуаль- ными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика; между необ- ходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения; между преобладающим объяснительно-иллюстративным способом препода- вания и деятельностным характером учения. Одним из важнейших направлений разрешения этих проблем является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы: целей, содер- жания, методов, средств, форм организации познавательной деятельности учащихся.



XXI век – век поиска эффективных технологий обучения. Инновационные педагоги- ческие технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определённую дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образова – тельные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особен- ностями. Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наи- более успешная альтернатива традиционным методам. В отличие от традиционных технологий обучения, где ближайшей целью урока является усвоение знаний, выработка умений и навыков, основанных на запоминании. В обуче — нии, построенном на основе педагогики сотрудничества прямая цель – развитие интел – лектуальных , духовных и физических способностей, интересов и мотивов. Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учи – теля и учащихся. Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения, имеющий свою вариа- тивность. Наиболее приемлимый и уже апробированный мною вариант – это обучение в команде. Подтверждением того служит открытый интегрированный урок швейного дела и математики, проведённый мною и Полховой С.В. 02.12.2009г. в 7 «А» классе. Основные принципы данного варианта:

А) индивидуальная ответственность каждого ученика, что стимулирует всех членов ко – манды следить за деятельностью друг друга (успех всей группы зависит от вклада каж- дого участника) ;

Б) равные возможности каждого ученика в достижении успеха (каждый ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и поэтому имеет шанс оцениваться на- равне с другими);

В) члены группы не соревнуются друг с другом, т.к. у каждого своя «планка» и своё вре – мя на её достижение.

Очень эффективно, на мой взгляд, была использована на уроке такая разновидность организации учебного процесса как командно-игровая деятельность. Это хорошо прос- леживается на примере игр «Кроссворд» , «Танграм», физкультминутки «Идём в магазин». Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Успешным оказался и последний этап урока- этап рефлексии (склонность анализировать свои переживания, размышлять о своём состоянии). Школьницы проговаривали, что узнали на уроке, какие чувства испытывали, что понравилось.

Задача педагога при таком подходе к обучению :

- научить детей 1 уровня, которым свойственна инертность мышления, неумение применять знания, а иногда и воспринимать их, низкая успеваемость, узнавать, различать и запоминать увиденное ; необходимо укрепить в таких детях уверенность в своих силах, давая им посильные задания, повышая положительную мотивацию учения;

-учащихся 2 уровня обучаемости, у которых уровень интеллекта немного выше, которые способны осмыслить некоторые связи между понятиями, обладающие навыками самос- тоятельной работы, необходимо научить понимать и воспроизводить изученное ;

-у учеников 3 уровня обучаемости, умеющих выделять главное, сочетать теорию с прак- тикой, необходимо поддерживать стремление к поиску, к творчеству.

Необходимо иметь в виду , что целью такого обучения является не только овладение каждым учеником знаниями, умениями, навыками на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Но и очень важен эффект социализации , формирования коммуникативных умений. Ребята учатся вместе работать, учатся тво- рить. Важно то , что ученики становятся друзьями не только на время выполнения об – щих заданий, но их симпатии, доброжелательные отношения друг другу переходят на их жизнь и вне школы, становятся качествами их личности.

Какими бы формами и методами в обучении мы не пользовались, успешность их будет зависеть только от нас с вами, от нашего позитива, от нашей доброжелательности к коллегам и воспитанникам, от нашего плодотворного сотрудничества, а не соревнова- ния.

Литература:

1. А.Д.Вильшанская Школьный психолого-медико-педагогический консилиум.- Волгоград: Учитель, 2008г.

2. Ф.Р.Залялетдинова Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5-9кл. – М.: ВАКО ,2007г.



3. Т.В.Алышева Рабочая тетрадь по математике , 7кл. – М. «Просвещение», 2006г.