Формы и методы работы по формированию классного коллектива

Доклад на тему:

«Методы и формы воспитательной работы по формированию классного коллектива».

Подготовила: Сёмина Е.В.

Г. Подольск

2011 г.

Введение.

Немало можно добиться строгостью, многого – любовью,но больше всего знанием дела и справедливостьюневзирая на лица.

1. Понятие и сущность воспитательной системы.

Что же такое воспитательная система класса? Из каких элементов и компонентов она состоит?

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. Основных компонентов системного образования пять. Это можно представить в виде таблицы. (табл.1)

Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса

Компоненты воспитательной системы

Составные части (элементы компонентов)

I. Индивидно-групповой компонент.

1. Классный руководитель.2. Учащиеся класса.3. Родители учащихся.4. Педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.

II. Ценностно-ориентационный компонент.

1. Цели и задачи воспитания.2. Перспективы жизнедеятельности классного сообщества.3. Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.

III. Функционально-деятельностный компонент.

1. Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения.2. Основные функции воспитательной системы.3. Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.

IV. Пространственно-временной компонент.

1. Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда.2. Связь и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых.3. Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения.4. Этапы становления и развития воспитательной системы.

V. Диагностико-аналитический компонент.

1. Критерии эффективности воспитательной системы.2. Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы.3. Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.

Наличие у воспитателя представлений о сущности и компонентах воспитательной системы класса позволяет ему более осознанно и результативно осуществлять деятельность по моделированию и построение системы воспитания учащихся в классном коллективе.

Таким образом, концепция воспитательной системы класса может быть представлена в следующем виде: (схема 1)

В ходе моей педагогической работы и изучение литературы, мной определены формы, методы и приемы, который классный руководитель может использовать в деятельности по созданию модели воспитательной системы класса. (табл.2)

Основные направления деятельности

Задачи деятельности

Средства реализации задач

Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе.

1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива.

2. Определить уровень сфомированности класса, состояние в нем деловых и межличностных отношений.

.

1. Анкетирование, игры, методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и для определения общественной активности учащихся. Составление карты интересов и увлечений учащихся класса.

2. Мастерские общения.

Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества.

1. Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем.

2. Определить место и роль класса в воспитательной системе школы.

3. Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива.

1. Организационно-деятельностные игры. кл.час “ Класс, в котором я хотел бы учится”

2. Конкурс “Устав класса”, “Мой класс сегодня и завтра”

Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка.

1. Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.

2. Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества.

1. Праздник именинников, вылазки на природу, экскурсии, поездки на базы отдыха.

2. “Разговор при свечах”, “Волшебный стул”, Любые формы коллективной деятельности.

Цель воспитательной работы – развитие нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.

Положительный результат будет тогда, когда процесс обучения и воспитания будет проводиться в системе.

Направление воспитательной работы:

Художественно-эстетическое (“Первое сентября”, участие в предметных месячниках, “Новый год”, “День Святого Валентина”, конкурс “Рыцарский турнир»,

Гражданско-патриотическое (посещение школьного музея Боевой славы, участие в акцмии «Подарок солдату»);

Здоровьесберегающее (антинаркотические акции, беседы, кл.часы с привлечением специалистов);

Спортивное (школьные спартакиады, дни здоровья);

Профориентационое (классные часы, экскурсии на предприятия города).

Деятельность в качестве воспитателя характеризует учителя, прежде всего, как педагога-воспитателя и организатора социальной жизни класса. Успешность этой деятельности не менее важна, чем эффективность преподавания предмета.

Как воспитатель осуществляю свою деятельность в соответствии с функциями и основными направлениями работы классного руководителя. (слайды – функции, направления, основные принципы)

Работа с учащимися

Изучаю индивидуальные особенности развития детей и интересы ;

Оказываю помощь детям “группы особого внимания”;

Работаю с активом класса, органами классного ученического самоуправления;

Создаю условия для привлечения детей в творческие объединения по интересам:

секция “Лыжи” — (30%), Лепка” — (10%); МС(К)ОУ СОШИ — “Хоровое пение” — (50%); «Переменка» — 60%

Организую досуг учащихся.

Учащиеся класса отмечены грамотой за активное участие в делах школы.

Работа с родителями:

Работу с родителями строю на диагностической основе, анкетировании,

* изучаю воспитательные возможности семьи;

организую совместный досуг детей и родителей:

новогодние праздники,

экскурсии на предприятия, где работают родители,

походы в лес.

привлекаю родителей к к управлению жизнедеятельностью класса и школы.

В классе активно работает классный родительский комитет.

организую психолого-педагогическое просвещения родителей по вопросам обучения и воспитания детей;

1.2 В моем классе 20 учеников, 14 мальчиков, 6 девочек, т.к. дети обучаются с 1-ого класса, дружны,

Цель воспитательной работы: Формировать классный коллектив, способный к творчеству, развивать коммуникативные навыки в процессе учебно-воспитательной работы.

Внеклассную деятельность учащихся и родителей строю по следующим принципам:

1.3 Для достижения поставленной цели в своей работе использую современные образовательные технологии:

Использование современных образовательных технологий является необходимым условием эффективности обучения и воспитания:

Здоровьесберегающие технологии – направленны на сохранение и укрепление здоровья, (игровые технологии оздоровительной и коррекционно-профилактической направленности Степановой О.А.,., методика Базарного для расширения зрительно-пространственной ориентации, дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой.)

Технологию обучения в сотрудничестве

- работа в парах,

- групповая работа,

- коллективная творческая исследовательская деятельность под руководством учителя.

Технология накопительной оценки “Портфолио” — дает представление о результатах индивидуального развития ученика, его творческой активности, интересов.

Методика коллективных творческих дел по Иванову И.П.,

Нам часто кажется, что мы знаем достаточно хорошо тех, кого учим, воспитываем. Однако в жизни бывает не так. К сожалению, нередки ситуации, когда мы, взрослые, с горечью осознаём, что недостаточно хорошо понимаем сегодняшних мальчишек и девчонок, их поведение неожиданно для нас, мы не можем объяснить их действия и суждения.

Надо хорошо знать ребёнка, чтобы предъявлять к нему требования, соответствующие его силам и возможностям. Неумение вовремя заметить некоторые особенности в его характере и поведении ведёт к серьёзным упущениям в воспитании. Лишь постоянное внимание к личностным особенностям ребёнка создаёт основу для сознательного управления развитием с учётом возрастных изменений.





Каждому ребёнку присущ свой индивидуальный путь развития. Определить и спрогнозировать его уровни и темп помогает педагогическая диагностика. В свою очередь, информация, полученная о каждом ребёнке в ходе диагностических исследований, позволяет правильно построить воспитательную работу по формированию коллектива в целом.

Всю свою диагностическую работу по формированию коллектива я разделила на три этапа:

I этап – диагностика исследования личности учащихся II этап – диагностика развития коллектива

III этап – диагностика сформированности коллектива

Для того, чтобы составить более полное и точное представление о ребятах, которые ежедневно приходят к нам в класс, об их интересах, ценностных ориентациях, возможностях и желаниях, существуют различные диагностические методики. На первом этапе применяю методики и графические тесты, позволяющие определить степень самооценки каждого ученика, выявить атмосферу в классном сообществе, лидера с целью самоуправления в классе.

Диагностическая методика “Если бы ты был волшебником”.

Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме:

Ф.И.

Желания

для себя

для близких людей

для других людей

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

Диагностическая методика “Космическое путешествие”.

Учащимся раздаются листы бумаги. Ребята должны представить, что отправляются в космическое путешествие и являются командирами космического корабля. Они должны набрать команду из учащихся своего класса в составе трёх человек. Фамилии этих детей записать на листе. Данная методика позволяет определить лидера класса, а также выявить учащихся, которые находятся вне классного сообщества.

Затем в течение всего учебного года классный руководитель ведёт наблюдение за детьми, организует совместную деятельность по улучшению духовно-нравственной атмосферы в классе, стимулирует работу учащихся по формированию положительных качеств.

В конце учебного года проходит второй этап игры. Детям предлагается “приобрести” те нравственные качества, которые, по их мнению, удалось сформировать в своём характере в течение этого учебного года, а на аукцион выставить “ненужные вещи”, т.е. те отрицательные качества, которые ещё у них сохранились.

При завершении игры классный руководитель подводит итоги торгов, помогает детям проанализировать результаты работы коллектива класса за прошедший учебный год.

Педагог заполняет следующую таблицу:

№п/п

Ф.И.

Закреплённые положительные качества

Оставшиеся отрицательные качества

Педагогический анализ результатов игры.

На основе результатов первого этапа классный руководитель может зафиксировать исходный уровень этического развития личности учащихся и определить духовно-нравственные ценности классного сообщества, проблемы в воспитании детей.

После второго этапа можно сделать выводы об уровне духовного уровня учащихся и изменениях в нравственно-психологическом климате классного коллектива. Для удобства фиксации результатов “купли-продажи” можно заготовить карточки, на которых обозначены положительные качества, и чистые листочки бумаги для заметок, где учащиеся запишут свои отрицательные свойства.

Наша главная воспитательная задача — создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса. И каким бы ученик не был в учёбе — отличником или « серым» троечником — он, для меня, яркая, индивидуальная школьная личность, здесь в школе его место для самовыражения и самореализации.Личность,  имеющая высоконравственные идеалы, разностороннее образование, чёткую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения, сможет найти своё место в обществе, реализовать свои способности, жить счастливой жизнью.В прошлом учебном году я взяла классное руководство в 6 классе.   И первым вопросами  с ними были для меня следующие: « Сложится ли наша новая школьная семья, будет ли нам тепло и хорошо вместе?». И вот на меня смотрят широко раскрытые глаза малышей на первом классном часе (до начала учебного года). Для меня они были совершенно чужие дети.. Прежде всего, я постаралась определить, какие же мои дети каждый отдельно, и как я смогу собрать их в единый классный « кулачок». Мне очень хотелось, чтобы они раскрылись передо мной, чтобы в этом помогли родители.

Но главным вопросом для меня оставался один: « Как сделать так, чтобы мы поняли друг друга?»Перед собой я поставила ряд задач, это, прежде всего:1.   Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого.2.   Создание условий для формирования личности каждого учащегося.3.   Формирование нравственно — ценностных взглядов учащихся.4.   Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в моём классе.

Решить эти задачи может только насыщенная жизнь класса интересными делами.В самом начале работы с детьми, когда 5-ки приходят ко мне, я знаю о них по рассказам учителя нач. школы и по своим эпизодическим наблюдениям. И, тем не менее, чтобы узнать их лучше, я совместно с психологом провела несколько тестирований детей по рисункам, вопросам, анкетам, тестам. Был составлен психологический портрет не только каждого ученика, но и всего класса. Поэтому первой важнейшей целью стало создание коллектива. А это процесс трудный и длительный, требующий не только терпения, но и выдумки.Для достижения положительных результатов были использованы различные формы и методы.1 сентября в Дни знаний я организовала экскурсию в Краеведческий музей г. Подольска презентация: слайд8

В первые дни все ребята получили общественные поручения.Я считаю, что каждый ученик должен учиться руководить и подчиняться, поэтому каждую четверть происходит смена общественных поручений (этой системой я пользуюсь в своей практике, она даёт  положительные результаты).

Была оформлена спальня т.е. вторым моментом создания коллектива стала работа, которая привела ребят к мысли, что школа— это их второй дом, где уют, тепло, взаимопонимание зависят от них самих.

В доме — семье есть время не только для веселья и отдыха, но и есть время и для труда.

Поэтому на классных часах предметом самого серьёзного обсуждения стало отношение к учёбе, как к основной обязанности школьника. Поощрялись не только те ребята, которые получали хорошие отметки, а и те, кто значимо улучшили свои результаты. Таким образом,  в классных часах были отражены успехи и стремления к улучшению успеваемости некоторых учащихся. Это позволило повысить заинтересованность ребят в процессе обучения, воспитывалось понимание весомости отношения коллектива к тем, кто недобросовестно относился к учёбе или допускал срывы в поведении. Обсуждение, моральное поощрение, похвала вселяли уверенность в своих силах, приводили к осознанию того, что учёба — это труд и основная обязанность, что веселье тоже надо заслужить.

Для сплочения коллектива, в течении учебного года, я организовала ряд экскурсий: который запомнился ребятам надолго. Они пели песни, проводили игры.презентация: слайд 3

Цикл бесед был посвящен теме: « Знаем ли мы друг друга». Использовала нетрадиционные формы работы с детьми на классных часах, которые в силу своей игровой специфики способствуют знакомству детей, их сплочённости, развитию позитивного отношения друг к другу.Такие игры, как: « Вот я какой», « Что я люблю делать?», « Все мы чем-то похожи», « Представление имени», и мн. др.Ребята участвовали в конкурсе «Ау, таланты».В течение всего года велась школа этикета « У меня сегодня День рождения», « Зачем быть вежливым?» и др.С каким энтузиазмом, азартом готовились ребята к каждому школьному мероприятию « Новогодний огонёк» получился  действительно зимней сказкой. Все ребята были задействованы в сценарии : пели, плясали,

Родители были очень благодарны, а дети допоздна не хотели уходить из школы.Шестиклассники активные участники всех школьных и городских мероприятий. Был проведён цикл бесед, в т. ч. индивидуальных, по правилам дорожного движения, правилам поведения в общественных местах.На протяжении всего учебного года веду работу в тесном контакте с учителями предметниками, родителями. Встречаюсь с родителями и детьми во внеурочное время, дома.

В конце учебного года запланирован однодневный поход

Многие ребята занимаются в системе дополнительного образования, что способствует развитию их творческих, физических способностей. Определённых успехов учащиеся добились и там:

Занятость моих детей, их постоянные творческие поиски, помогут им заполнить пустоту, которая создана в нашем обществе, объединит их, а мне поможет достичь нужной цели.Работа по сплочению ученического коллектива, по формированию и развитию духовного мира школьников продолжается и в учебном процессе. Перечислить все творческие дела, которые проводятся в урочное и внеурочное время в классе, сложно. Но главное для меня заключается в том, чтобы ребёнок рос и развивался не только физически, но и духовно.Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей и даже учителя.

У нас много планов на будущее. И хочется верить в то, что эти шестикласники будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы её решения более разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и мн. др.В конечном счёте, моя позиция такова — мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимоотношении. Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы.