Формы и методы работы классного руководителя

Формы и методы работы классного руководителя с родительской общественностью по повышению мотивации обучения и воспитания учащихся

Важным направлением многогранной деятельности классного руководителя является работа с родителями. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности классного руководителя к этой работе.

Классному руководителю необходимо знать цель, принципы, направления, формы, методы работы с родителями. Естественно, стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями. Целью этого взаимодействия является забота о развитии ребёнка. Отсюда содержанием взаимодействия классного руководителя как специалиста–профессионала с родителями воспитанников является проявляемая забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом  и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития. Иными словами, необходимо помочь школьнику выявить свои возможности, задатки, склонности, интересы и развить их в различных видах деятельности. Это позволит ребёнку стать полноценной личностью в современной жизни.

Классному руководителю следует помнить, что он призван вместе с родителями учащихся создать воспитывающую среду, обеспечить единство требований школы и семьи, учреждений дополнительного образования по отношению к личности ребёнка. Этого можно добиться, осуществляя взаимную деятельность, основанную на следующих принципах:

Обращение к чувству родительской любви и уважение её;

Доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;

Позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Вся деятельность классного руководителя с родителями учащихся в нашей школе представлена следующими направлениями и формами:

Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе;

Психолого-педагогическое просвещение родителей;

Взаимодействие с родительским комитетом;

Совместная деятельность родителей и учащихся.

Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе

На первом же родительском собрании я знакомлю родителей с целью, задачами и программой своей будущей деятельности, с планом учебно-воспитательной работы, совместно с родителями обсуждаю возможные пути реализации данной программы в семейном воспитании.

Также информирую родителей об уровне сплочённости и организованности класса, его успехах и неудачах. При любом информировании о положении дел в классе стремлюсь создавать у родителей впечатление о классе как о едином целом, убеждаю в том, что их ребёнку будет хорошо лишь в том случае, если в классе будет создана психологически комфортная обстановка, налажены хорошие отношения, интересная, содержательная групповая деятельность. В ряде случаев в этих целях приглашаю родителей на уроки и внеклассные мероприятия.

Психолого-педагогическое просвещение родителей

Самая распространённая форма работы учителя с родителями – это родительские собрания. Не прав тот классный руководитель, который собирает родителей лишь только для того, чтобы поговорить об учёбе. В беседах с родителями педагоги нашей школы уделяют внимание и возрастным особенностям того или иного периода в развитии ребёнка, и психологии, и взаимоотношениям родителей и детей.

Время и жизнь меняются, меняется и сам ребёнок. Сегодняшние дети уже не похожи на тех детей, которые были 20 или 30 лет назад. Поэтому родители чаще желают узнать о проблемах табакокурения, алкоголизма, наркомании, о взаимоотношениях подростков, о том, как они, родители, могут помочь детям в адаптации к новым условиям обучения.

Семья, как известно, играет главную роль в формировании личности ребёнка. Поэтому основой совершенствования семейного воспитания является систематическая работа по повышению педагогической культуры  родителей именно на родительских собраниях.

Взаимодействие с родительской общественностью

Для повышения эффективности обучения и воспитания учащихся в классе очень важно создание дружного, работоспособного коллектива родителей, понимающих цели и задачи учебно-воспитательной работы, осознающих своё место в их решении, добивающихся активного участия каждого из родителей в работе класса, школы.

Содержание общей деятельности определяется статусом и положением (либо уставом) соответствующей общественной организации. В их компетенцию входит:

Коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы;

Связь с административными, правоохранительными органами;

Помощь классу и школе в проведении воспитательной работы с учащимися; участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний).

 Как показывает опыт, привлечение родительского актива помогает классному руководителю «перевоспитывать» трудных родителей и детей более успешно.

Совместная деятельность родителей и учащихся

Это направление в настоящее время приобретает широкую популярность, так как решает следующие важнейшие задачи: расширение воспитывающей среды; увеличение диапазона позитивных влияний на развивающуюся личность школьника; улучшение взаимоотношений учителей, родителей и детей. Естественно, формы этой работы разнообразны: индивидуальные, групповые, коллективные, а содержание должно соответствовать возрасту учащихся, целям и задачам предстоящего дела.

Вот какие формы и методы совместной деятельности по различным направлениям используются  педагогами в нашей школе:

1. Воспитание нравственной культуры:

беседы о культуре поведения в общественных местах, о взаимоотношениях юношей и девушек;

диспуты по вопросам морали и нравственности;

традиционные вечера: «Осенний бал», «Новогодний бал-маскарад»;

деловые игры;

ежегодный смотр строя и песни, посвящённый «Дню Защитника Отечества»;

2. Воспитание эстетической культуры:

рассказы, беседы, обсуждения, дискуссии о просмотренных спектаклях, фильмах, прочитанных книгах;

организация выставок рисунков, поделок декоративно-прикладного искусства родителей и детей;

музыкальные вечера;

совместные экскурсии в музеи, театры.

3. Воспитание физической культуры и здорового образа жизни:

туристические походы, «Дни здоровья» — один раз в год;

экскурсии на природу;

спортивные игры.

4. Воспитание трудолюбия и профориентация:

беседы о выборе жизненного пути;

встречи с представителями различных отраслей и профессий.

Все рассмотренные направления, формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся способствуют созданию благоприятной среды для организации школьного воспитательного процесса. Благодаря тесному сотрудничеству всех участников образовательного процесса в нашем классе нет ни одного учащегося, состоящего на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних.