Формы и методы проведения классного часа

Формы и методы проведения классного часа

Классный час — одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы, способствующих формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. В ходе классных часов планируется коллективная жизнь класса или школы, внеурочные занятия, служащие для подготовки того или иного коллективного творческого дела, и само дело (воспитательное мероприятие).

Подготовка классного часа

Классный руководитель в ходе подготовки и проведения классного часа следует алгоритму, позволяющему наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс:

Определение целей и задач.

Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и название мероприятия.

Создание психологического настроя.

Предварительная подготовка.

Проведение самого мероприятия.

Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях:

обсуждение вместе с учащимися успешности (неуспешности) предметного результата, проектирование более продуктивной деятельности в будущем;

собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, — анализ воспитательного результата.

Содержание классных часов согласуется с программой воспитательной работы школы (класса) и соответствует следующим направлениям:

гражданско-патриотическое воспитание;

нравственное воспитание;

правовое воспитание;

физическое и умственное развитие личности.

Основные принципы деятельности при организации и проведении классных часов:

Принцип взаимосвязи сознания и деятельности предполагает выбор таких форм и методов работы, которые воздействуют одновременно и на сознание, и на поведение обучающегося.

Принцип личностно-ориентированного подхода предполагает приоритетное внимание к развитию личностных качеств обучающегося.

Принцип вариативности предполагает гибкое следование программе воспитательной работы и корректировку содержания работы с учащимися в зависимости от актуальности тех или иных проблем, вопросов, мероприятий, дел, акций.

Принцип продуктивности — получение классным руководителем реального и практического продукта, имеющего ценность для формирования личности обучающегося.

Основные компоненты классного часа:

целевой — целевые установки должны быть связаны прежде всего с развитием индивидуальности обучающегося, с проектированием и установлением его уникального образа жизни;

содержательный — содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения обучающегося;

организационно-деятельный — обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Предполагается активное участие и заинтересованность каждого ученика, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности;

оценочно-аналитический — в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта учащегося, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

Технологические аспекты организации классного часа:

определение педагогом совместно с учащимися тематики классных часов на новый учебный год;

уточнение темы и цели классного часа, выбор формы проведения;

определение времени и места проведения классного часа;

определение ключевых моментов и разработка плана подготовки и проведения классного часа;

подбор соответствующего материала, наглядных пособий, музыкального оформления по теме;

определение участников подготовки и проведения классного часа;

распределение заданий между участниками;

проведение классного часа;

анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.

Дискуссионные формы проведения классного часа

Диспут

Диспут — публичный спор на научную или общественно важную тему, полемика. Если к какой-то проблеме могут быть принципиально разные подходы или о ней существуют противоположные мнения, то она может стать темой урока-диспута. Главная ценность этого урока состоит в том, что в его ходе формируется диалектическое мышление школьников. Но диспут позволяет решать и многие другие педагогические задачи.

Во-первых, ученики вовлекаются в непринужденный, живой разговор, и это помогает избежать формализма в знаниях.

Во-вторых, школьники учатся высказывать свое мнение и обосновывать его.

В-третьих, приучаются к диалогу, т. е. вникают в доводы оппонента, обнаруживают в доводах слабые места, задают вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, ищут и спокойно приводят контрдоводы.

В-четвертых, чтобы участвовать в диспуте, нужно знать фактический материал темы, и поэтому к уроку-диспуту нужно готовиться.

В-пятых, уроки-диспуты активно способствуют превращению знаний в убеждения.

Диспут нуждается в грамотной методике проведения и хорошей подготовке:

выбранная проблема должна быть обычной и повторяющейся;

проблема не должна касаться одного человека или небольшой группы;

выбранная проблема должна допускать различные способы решения;

проблема должна соответствовать потребностям и интересам учащихся.

Дискуссия

Дискуссия — это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение. Важной характеристикой дискуссии, отличающей ее от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. Сама природа этой формы общения определяет ее демократичность.

Основные цели проведения дискуссии:

выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину, что способствует не только углублению знаний, но и формированию мировоззрения школьников;

воспитание у учащихся культуры речевого общения во время спора; формирование умения дискутировать, просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента и т. д.

Дискуссия как форма демократического общения имеет преимущества перед другими формами: она позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждения.

Настоящую дискуссию нельзя запланировать в деталях, прорепетировать, разыграть по нотам, иначе она лишится необходимой естественности. Методика ее проведения включает три этапа.

Первый этап — предварительная подготовка.

Задачи первого этапа:

Выбрать тему. Она может быть предложена, но не навязана учителем, подсказана жизненной ситуацией или определена на основе предварительного опроса (анкетирования) учащихся. Для обсуждения следует выбирать вопрос, который был бы интересен учащимся, затрагивал и волновал их.

Глубоко изучить вопрос, который будет обсуждаться.

Создать инициативную группу по подготовке дискуссии.

Подготовить объявление о дискуссии (тема, вопросы, литература, время и место проведения), оформить помещение (афоризмы, правила ведения спора, выставка книг и т. д.).

При подготовке помещения к проведению дискуссии стулья лучше расставить таким образом, чтобы участники спора видели друг друга.

Второй этап — проведение дискуссии.

Умелая дискуссия — почти искусство. Успех ее во многом зависит от учителя, от осмысления им роли и функции ведущего. Несколько советов ведущему дискуссию:

Перед началом дискуссии необходимо назвать тему, обосновать ее выбор, ясно сформулировать цель.

В первые же минуты расположить к себе участников дискуссии, настроить их на полемический лад, создать обстановку, в которой каждый ученик не только не стеснялся бы высказывать свое мнение, но и стремился его отстаивать.

Не препятствовать желающим выступать, но и не принуждать к выступлению, стараться, чтобы во время дискуссии царил дух искренности и откровенности.

Стимулировать активность участников. В этом поможет продуманная система вопросов, которые представляют интерес для учащихся и могут вызвать их на откровенный разговор. Следует помнить, что вопрос — это визитная карточка дискуссии. Есть приемы, средства, располагающие к дискуссии. Например, неожиданный вопрос. Или парадокс — своеобразное мнение, резко расходящееся с общепринятым, даже противоречащее на первый взгляд здравому смыслу; в нем неизменно присутствует вызов. Реплика — краткое возражение, замечание с места; она тоже настраивает на дискуссию, свидетельствует об активности слушателя, его желании уяснить вопрос, проверить свою точку зрения.

Умело сопоставить различные точки зрения, обобщить их для того, чтобы позиции участников дискуссии были представлены как можно отчетливее.

Направлять дискуссию в русло намеченной цели.

Не торопиться исправлять заблуждающихся, предоставлять такую возможность слушателям.

Когда это целесообразно, вопрос, адресованный ведущему, тут же переадресовать слушателям.

Не спешить навязывать готовое решение.

Выбрать подходящий момент для окончания дискуссии, не нарушая логику развития спора.

Ведущий не должен вмешиваться в обсуждение без особой необходимости, оказывать психологическое давление на участников спора с помощью своего авторитета, резких оценочных суждений, замечаний в адрес присутствующих. Не вызывает симпатии ведущий, который прерывает участников спора на полуслове, много говорит сам. Не стоит также открыто поддерживать одну из спорящих сторон. Свое отношение к различным точкам зрения лучше высказать при подведении итогов дискуссии.

На третьем этапе подводятся итоги дискуссии.

Конференция

Конференция — собрание, совещание представителей для обсуждения и решения каких-либо вопросов.

Этапы подготовки конференции:

Определение темы.

Оповещение о сроках проведения.

Программа (план) конференции.

Список литературы, вопросов, выносимых на обсуждение.

Подготовка к конференции (работа с литературой).

Проведение индивидуальных и групповых консультаций для каждого участника конференции.

Проведение конференции.

Подведение итогов. Обсуждение.

Круглый стол

Круглый стол — форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются в определенном порядке; совещание, обсуждение чего-либо с равными правами участников.

Гостиная

Гостиная — одна из форм культурно-досугового общения. Гостиные бывают театральные, музыкальные, литературные. В формате гостиной могут проводиться встречи с интересными людьми, вечера-воспоминания об известных поэтах, музыкантах, художниках, писателях, с просмотром или прослушиванием фрагментов их произведений в исполнении гостей или участников гостиной. Возможно в гостиной и чаепитие.

Салон

Салон как мероприятие — это вечер для узкого круга лиц, объединенных общими интересами и увлечениями, создающий атмосферу ушедших времен. Салоны могут быть театральные, музыкальные, художественные, литературные. На таких вечерах в уютной «домашней» обстановке участники обмениваются информацией о спектаклях, концертах, поэзии и прозе, художественных произведениях. Часто салон строится по форме как вечер-воспоминание о прошедших эпохах, помогает участникам мероприятия окунуться в их атмосферу. Методы проведения салона весьма разнообразны — это может быть костюмированный вечер или, по образу салонов XVIII-XIX вв., вечер, на котором «хозяйка» принимает гостей.

Лекторий

Лекторий — это продуманный и распланированный на какой-то промежуток времени цикл лекций по установленной тематике. Организация и методика проведения лекториев согласовывается с задачами и планами воспитательной работы. Организация работы лектория включает в себя выбор тем, подбор лекторов, разработку лекций, оповещение слушателей, подготовку технических и наглядных средств и места, где проводится мероприятие. Выбор тем лекций и докладов определяется важнейшими событиями жизни страны, актуальными задачами воспитания учащихся.

Тематика лекций составляется обычно на весь планируемый период работы лектория, а время их проведения ориентировочно определяется на 3-6 мес. вперед. С темой лекции организаторы лектория знакомят каждого выступающего за 1-2 мес. до выступления, чтобы они имели достаточное время для подготовки. К каждой лекции подбираются соответствующие наглядные пособия, с которыми предварительно знакомится сам лектор.

Мероприятия состязательного характера

Конкурс

Конкурсные программы — это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности. Конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков. В этом и заключается главный педагогический смысл конкурсных программ; развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а конкурс — это и есть момент сравнения. Конкурсные программы позволяют:

сформировать адекватную самооценку;

развить волевые качества;

воспитать эстетический вкус;

самоопределиться в мире увлечений и профессий.

Этапы подготовки конкурса:

Яркое название, которое может многократно повысить интерес к предстоящему конкурсу и вызвать желание участвовать в нем.

Формулировка конкурсных заданий.

Разработка условий и критериев конкурса, зафиксированных в положении о конкурсе.

Виды конкурсных программ зависят от их содержания:

конкурсы профессионального мастерства. В их структуре — театрализованная защита годовых планов работы, творческие дискуссии о перспективных и неперспективных формах работы, конкурсы поэтов-любителей;

экологические конкурсы. Они направлены на расширение познаний о природе, природопользовании, на привлечение внимания к проблемам сохранения и развития растительного и животного мира;

развлекательные конкурсы: «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!», «Поле чудес», «Сто к одному»;

шоу-конкурсы: «Конкурс красоты», «Мисс класса», «Мисс школы», «Ученик года»;

конкурсы-викторины (тематические или театрализованные, интеллектуальные): «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы»;

конкурсы, в которых сочетаются и познавательность, и развлекательность, и творчество: «Джентльмен-шоу», «Хозяюшка».

Викторина

Викторина — вид игры, заключающийся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания.

Этапы подготовки и проведения викторины:

Выбирается тема.

Подбираются литература, игровые материалы.

Учащиеся делятся на команды (не более 10 чел.), выбираются капитаны.

Викторина проводится в несколько этапов, в которых задействованы все члены команд.

Каждому ученику задается один вопрос от учеников команды-соперницы. В случае неверного ответа право ответа переходит к игроку противоположной команды.

После проведения заключительного этапа викторины определяется общая сумма баллов каждой команды с объявлением команды-победителя.

Клуб веселых и находчивых

Клуб веселых и находчивых (КВН) — юмористическая игра, в которой команды различных коллективов соревнуются в юмористических ответах на заданные вопросы, импровизациях на заданные темы, разыгрывании заранее заготовленных сцен и т. д.

Этапы подготовки КВН:

Формирование творческой группы (сценарист-режиссер, художник-декоратор, музыкальный руководитель, осветитель).

Выбор основной темы и подтем для отдельных конкурсов («визитная карточка», разминка, конкурс капитанов, музыкальный конкурс, домашнее задание).

Подбор ведущего с учетом специфики мероприятия.

Организация репетиционного процесса и предварительного просмотра выступлений команд, оказание методической и музыкально-оформительской помощи командам.

Реклама (СМИ, афиши, пригласительные билеты).

Проведение мероприятия.

Смотр

Смотр — публичный показ достижений и результатов какой-либо общественно полезной деятельности коллективов, групп и отдельных людей с последующей оценкой достигнутого уровня и награждением победителей. Это еще и творческая учеба — как для участников, так и для руководителей творческих коллективов. Смотр — это активизация клубной жизни и самодеятельных коллективов, придание нового импульса отдельным мастерам и исполнителям. Проведение смотров почти всегда связано с множеством концертных выступлений, передвижных и стационарных выставок, широким освещением достижений коллективов, групп и отдельных исполнителей в печати, на радио и телевидении. В период смотров проводится запись в кружки, студии, группы, на курсы, в секции и тому подобные объединения, а значит, оживляется культурно-просветительная работа в целом. Виды смотров:

смотры духовых оркестров;

смотры народных театров;

смотры цирковых коллективов;

смотры вокально-инструментальных ансамблей;

смотры изобразительного искусства, любительских фильмов, художественной фотографии;

в сфере научно-технического творчества устраиваются смотры научно-технического мастерства, смотры самодеятельной техники, смотры судовых и авиационных моделей.

Презентация

Презентация — представление общественности чего-то нового с определенными целями.

Презентации бывают следующих видов:

Презентация проекта. Цель — информирование людей о каком-либо проекте, определение отношения к нему, поиск лиц, заинтересованных в поддержке разработки и реализации проекта. Этот вид презентации наиболее требователен к форме подачи, содержанию и подготовке, т. к. предполагает убеждение аудитории в необходимости осуществления разработки или воплощения проекта.

Презентация объема и содержания выполненных работ (отчет). Цель — представить определенной узкой группе людей результаты работ. Такая презентация менее требовательна к выполнению правил подготовки и вполне может быль спонтанной, если необходимые данные у вас под рукой и содержатся в полном порядке.

Презентация плана будущих работ. Такая презентация аналогична предыдущему виду, только объектом выступают будущие работы организации или личности. Целями ее могут являться: информирование определенного круга лиц о намеченных работах, описание намеченных работ — с тем, чтобы подвергнуть объект презентации критическому анализу и изменению.

Деловая презентация разворачивается через серию коммуникационных действий, которые направлены (или должны быть направлены) на вызов реакции или получение результата, удовлетворяющих цели презентатора. Требования к презентатору возрастают в прямой зависимости от числа людей, к которым он обращается. Презентация один на один требует меньшей подготовки, чем презентация для пяти и более человек. В то же время с ростом аудитории увеличивается потенциал воздействия деловой презентации.

Турнир

Турнир — это состязание. В турнире участвует четное число игроков. В первом туре пары разбиваются на две группы по рейтингам (группу сильнейших и группу слабейших), после чего пары составляются по принципу: сильнейший из первой группы против сильнейшего из второй, второй по силе из первой группы против второго по силе из второй и т. д. При нечетном числе игроков игрок, имеющий последний номер, получает в первом туре очко без игры. В следующих турах все игроки разбиваются на группы с одинаковым количеством набранных очков. Так, после первого тура групп будет три: выигравшие, проигравшие и сыгравшие вничью. Если в группе оказывается нечетное количество игроков, то один игрок переводится в следующую, ближайшую, очковую группу.

Пары игроков для следующего тура составляются из одной очковой группы по тому же, что и в первом туре, рейтинговому принципу (лучший игрок из верхней половины группы по возможности встречается с лучшим игроком из нижней половины этой группы). При этом, однако, не допускается, чтобы одна и та же пара проводила в турнире более одной игры.Места в турнире распределяются по набранному количеству очков.

Творческие формы классных часов

Праздник

Праздник — это мероприятие, посвященное какому-либо торжественному событию. Формы проведения праздника весьма разнообразны — от детского утренника до массового шествия.

Этапы подготовки праздника:

Формирование творческой группы (сценарист, режиссер, музыкальный руководитель).

Создание сценария.

Определение темы мероприятия (о чем?).

Определение сверхзадачи мероприятия (ради чего?).

Определение масштаба мероприятия.

Выбор формы воплощения замысла (конкурсная программа, массовое шествие, праздничный концерт, обрядовый уличный праздник и др.).

Подбор выразительных средств (музыка, костюмы, декорации).

Постановка мероприятия (распределение обязанностей среди членов группы, подготовка музыкального оформления, реквизита, костюмов, декораций, репетиционный период).

Проведение мероприятия.

Фестиваль

Фестиваль — массовое празднество, показ достижений профессионального и самодеятельного художественного творчества. Цели и задачи фестиваля:

создание среды для творческого, профессионального общения детей;

выявление ярких творческих индивидуальностей среди детей;

приобщение юных зрителей к искусству музыкального театра, воспитание в них чувства прекрасного, пробуждение творческих возможностей.

Жанры фестиваля:

музыкальные (фестиваль политической песни, бардовской песни, детской хоровой музыки);

театральные (фестиваль самодеятельного творчества, фольклорный фестиваль).

Этапы подготовки фестиваля:

Создание инициативной группы или оргкомитета по проведению.

Определение целей и задач, темы и идеи.

Разработка положения о фестивале.

Написание сценария.

Подбор будущих участников и работа с ними.

Подбор ведущих.

Формирование жюри.

Покупка призов для награждения участников.

Оформление места проведения.

Репетиционно-постановочный процесс.

Подготовка художественных номеров, выступление творческих коллективов.

Подбор и запись музыкального сопровождения.

Завершается подготовительная работа одной-двумя генеральными репетициями. После проведения фестиваля проводится анализ и обсуждение с целью избежать в дальнейшем повторения ошибок и закрепить наиболее удавшиеся моменты.

Положение о проведении фестиваля включает в себя:

Название (тему) фестиваля.

Цель и порядок его проведения.

Сроки и условия проведения.

Количественный и качественный состав участников, репертуар или задание.

Критерии оценки результатов.

Состав жюри.

Определение видов наград победителям.

Для оценки качества представленных номеров, программ, работ создается компетентное жюри. Его заключения кладутся в основу решения оргкомитета о распределении призовых мест и награждении победителей.

Выставка





Выставки посвящаются результатам детского творчества в области труда, изобразительной деятельности, краеведческих и туристических походов. Большое образовательно-воспитательное значение имеет подготовительная работа, к которой привлекаются все школьники. Определение темы, содержания выставки — отправной, решающий момент во всем процессе ее создания. Темы для выставок школьники могут черпать в повседневной школьной жизни, в спортивной жизни школы, в общественно-политических событиях.

Умственную деятельность учащихся активизируют выставки, построенные по аналитическому принципу: они не просто содержат сведения информационного характера, но и предоставляют учащимся возможность самим получить дополнительные знания. Могут быть использованы различные формы вопросов и ответов, кроссворды, викторины и т. д.

В эстетическом воспитании первейшее значение имеют художественные выставки, но и тематические также служат этой цели, поскольку работа по оформлению любой выставки развивает эстетическое чувство и художественный вкус детей. В качестве экскурсоводов на таких выставках выступают сами дети: они дают пояснения, отвечают на вопросы, организуют на месте обмен опытом творческой деятельности.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст